Из цикла «Врата раскаяния», темы: Рабейну Йона, Раскаяние, Грех
30. Сокрушить в себе вожделение материального. Уяснить себе как следует, что вожделение заставило душу согрешить, оно — как бы канатом — притащило за собой преступление. И пусть сделает то, что оградит путь раскаяния, обережет его. Пусть удалится от наслаждений и да не потянется за вожделением своим, даже в вещах разрешенных, и пусть идет этим путем, путем «пришут», удаления от наслаждений. Это значит, что следует есть, чтобы в меру насытиться, ради существования своего тела. Как сказано (Мишлей 13:25): «Праведник ест, чтобы в меру насытиться». И да подойдет к жене лишь для того, чтобы исполнить заповедь «плодитесь и размножайтесь» или ради заповеди о супружеских обязанностях. Ибо пока человек следует за своим вожделением, он тянется к материальному и отдаляется от пути разумной души, — тогда-то злое начало и пересилит его, как сказано (Дварим 32:15): «И разжирел Ешурун и стал брыкаться», и сказано (там же, 8:12): «Наешься и насытишься» и т.д. «и надменным станет сердце твое». И сказано (Мишлей 30:9): «Дабы я не насытился и не опровергал». И сказали мудрецы: «У человека есть небольшая часть тела, если ее насытить — она голодна, а если морить голодом — сыта».
31. Вожделение человеческого сердца есть корень всех действий человека. Значит, если человек исправит вожделение, тогда вместо того, чтобы все части тела служили вожделению, он поведет их /эти части тела/ за разумом, и они привлекутся к нему и будут служить ему, и тем самым улучшатся все действия человека. Как сказано (Мишлей 21:8): «Кто чист, того действия прямы». И сказано (там же, 13:19): «Вожделение сломано — приятно душе». «Сломано» — «нун-хей-йуд-хей» — «нихъя» от слова (Даниэль 8:27): «И я был сломан (нихъети)». Имеется ввиду, что когда человек сломает свое вожделение, даже в дозволенном, не запрещенном, он приносит успех своей душе, и это качество приятно ей, потому что в этом случае разум усиливается и побеждает. А глупцам отвратительно отойти от зла, — глупцы не стараются сломать вожделение и постоянно стремятся к наслаждениям плоти. А когда их вожделение наткнется на преступление и любое негодное /дело/, они не отстранятся от него. Потому и называются глупцами за стремление к наслаждениям, как сказано (Мишлей 21:20): «И глупец поглощает их». И сказано (Ишая 5:11-12): «Горе тем, кто с раннего утра ищет вина» и т.д., «И на пиршествах их — кинор и арфа, тимпан и свирель, и вино» и т. д., — «а на творения Всевышнего не смотрят». И сказано (Мишлей 13:25): «А чреву нечестивых всегда мало». И сказано (Малахи 2:3): «И раскидаю помет на лица ваши, помет праздников ваших». И объяснили мудрецы, что речь здесь идет о тех, для кого все дни — праздничные. И сказано (Мишлей 18:1): «Потакающий своему вожделению — /участь его/ разлад; среди мудрецов откроется его позор». Это значит: кто стремится жить по своему вожделению и поступает по своему желанию, отдаляется от друзей своих, потому что близкие и любящие отдалятся от него, — ведь у разных людей разные качества и желания, один желает того, а второй другого. Если же человек пойдет по пути разума, с ним вместе пойдут его друзья, и многие люди полюбят его. И сказано в «Мусар»: «Многие люди тянутся к тому, кто умеет управлять своими наклонностями». И стих «Потакающий своему вожделению» можно объяснить так: это тот, кто не в ладу с окружающими и не в ладу с другом и братом, — к вожделению стремится он. А поскольку он намерен потакать своим желаниям, — близкие ему отдалились от него. Как сказано (Мишлей 18:1): «К вожделению стремится отдаленный, во всей мудрости откроется позор его». Кто следует своему вожделению, согрешит не в чем-либо одном, а во всем, что упомянуто в Торе, «откроется позор его», ибо он нарушит все заповеди. От слова (там же 20:3): «А всякий глупец откроется».
32. А еще и вот какая польза есть в том, чтобы сломать свое вожделение: сказать себе, если вожделение потребует дурного и преступного — «я и в дозволенном не следую за своим вожделением, и уж, конечно, не позволю себе запрещенное».
33. И еще есть великая польза в том, чтобы сломать свое вожделение, — этим человек показывает праведность своей души и сильное свое желание раскаяться. Потому что ему отвратительно его естество, приведшее его к преступлению. И тем станет он желанен и мил Всевышнему. И так написано (Теилим 51:19): «Жертвы Всевышнему — дух сокрушенный; сердце сокрушенное и удрученное, Ты, о Всевышний, презирать не будешь». «Сокрушенный дух»— это дух приниженный и смиренный. «Сокрушенное сердце» означает, что человек сокрушил свое вожделение. Потому что вожделение описывается как находящееся в сердце, как сказано (Теилим 21:3): «Вожделение сердца Ты дал ему». И предыдущий стих (Теилим 51) упомянут именно в главе о раскаянии. И когда говорится «Сокрушенное и удрученное сердце презирать Ты не будешь», мы понимаем, что тот, кто желает раскаяться, становится желанен Всевышнему именно тем, что сокрушит свое вожделение, — и это один из принципов раскаяния. И еще сказано о раскаянии (Ишая 57:15): «Оживлять дух смиренных и оживлять сердце сокрушенных».
34. И сказали мудрецы: «У кого имеются эти три качества, тот из последователей праотца Авраама: доброжелателен, смирен духом и сокрушен душой». «Сокрушен душой» означает, что он не следует вожделению и в дозволенном. Как мы находим, Авраам сказал своей жене (Берешит 12:11): «Вот я знаю, что ты прекрасна», — это означает, что до того дня он не посмотрел на нее, дабы узнать, красива ли она. И написано (Шмуэль II 20:3): «И были они /как бы/ связаны до дня смерти своей и вдовами при жизни /мужа/», — и объяснили мудрецы: Давид приказывал причесывать их и давать им благовония и притирания для украшения их, — чтобы помешать своему вожделению и победить его тем, что совладает со своим влечением к ним, дабы ему простилась Бат-Шева.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.