Из цикла «Врата раскаяния», темы: Рабейну Йона, Раскаяние, Грех
35. Изменить свое поведение в том, что нарушил. Если смотрел на женщин — пусть опускает глаза. Если злословил — пусть изучает Тору. И пусть старается, чтобы в исполнении заповедей участвовали те части тела, которые совершили преступление. И так сказали мудрецы: «Праведники вновь становятся желанным тем же, чем согрешили». А также сказали: «Если ты совершил множество преступлений, исполни против них множество заповедей». Ноги, быстро бегущие ко злу, пусть бегут к исполнению заповедей. Язык лживый — пусть же нёбо его произносит правду, и уста раскроются мудростью, и Учение милосердия пусть будет на языке его. Руки пролили кровь — пусть щедро раскроет руку свою для бедных братьев своих. Глаза надменные — да будет смирен и да потупит глаза свои. Сердце предается преступным мыслям — пусть будут в нем слова Торы, и мысли /сердца/ его пусть будут о познании. А кто поссорил братьев своих, пусть стремится к миру.
36. Изучение своих поступков. Как сказано (Эйха 3;40): «Поищем и исследуем пути наши и обратимся ко Всевышнему». Сделать это следует ради трех вещей. Первое: пусть помнит все, в чем согрешил, и исповедуется во всем, ибо исповедь — одна из важнейших принципов искупления. Второе: чтобы знал, сколько у него грехов и преступлений, и оттого стал бы еще более смиренным. И третье: хотя обязался оставить любое преступление, нужно ему знать, в чем преступил, дабы оградить себя и беречься злого начала. Потому что он склонен к этим проступкам, — однажды преступил, и злое начало овладело им. Таким образом, душа его больна от тех проступков, а больной, когда начинает выздоравливать, должен беречься от многого, что может вернуть болезнь.
37. Нужно исследовать, узнать и познать серьезность наказания за каждое преступление. За что полагается наказание плетьми, за что — карэт /ранняя смерть без потомства/ и за какое преступление полагается смертная казнь, — дабы знал размеры собственного преступления, когда станет исповедоваться. И станет он с горечью оплакивать тот проступок, которым беспредельно разгневал Всевышнего, чтобы стать еще более смиренным и страшиться своих преступлений. Потому что раскаяние лишь начало искупления тяжких преступлений, а завершают его страдания. И так написано (Ирмия 2;23): «Посмотри на путь свой в долине и познай, что ты натворил». Этот принцип мы подробнее разъясним в третьем разделе.
38. Незначительное преступление следует считать тяжким. Для этого есть четыре причины. Первая: не нужно думать о незначительности проступка, но следует помыслить о величии Того, Кто о нем заповедал. Вторая: потому что злое начало властвует там, где преступление незначительно. Возможно, что это незначительное станет поводом постоянно так поступать, и тогда эти незначительные проступки станут тяжкими преступлениями, поскольку наказания полагаются за каждый проступок, и вместе собираются в наказание как за тяжкое преступление. Пример тому шелковая нить, слабая и тонкая, — если ее сложить много раз, она превратится в крепкий канат. Третья причина: если человек постоянно повторяет преступление, совершать его становится как бы дозволенным в его глазах, и тем самым человек снимет с себя бремя обязанности и не станет остерегаться этого преступления. И будет он считаться «сбросившим с себя бремя обязанности» (пор-кей оль) и «отрицателем одной» из обязанностей (см. далее). И четвертая причина: если уж злое начало победило человека в малом, то вскоре победит и в великом. Как сказали мудрецы, кто в гневе бьет посуду, да будет в твоих глазах идолопоклонником. И сказано (Берешит 4;7): «Если пойдешь по прямому пути, возвысишься». Это значит — отчего ты разочарован? Если пойдешь по прямому пути и вернешься ко Мне, то возвысишься, как сказано (Иов 11; 15): «Тогда вознесешь беспорочно лицо свое». А так же можно объяснить, как «получишь прощение». «А если не пойдешь по прямому пути — у врат ждет тебя преступление». Если не раскаешься в том, что совершил, с тобой останется не только прежнее преступление. Ибо злое начало ждет тебя у ворот, чтобы привести к преступлению во всех твоих деяниях. Однажды победив, оно постоянно побеждает тебя и ставит тебе ловушки, — а ты попадаешься в них снова и снова и не возвращаешься с раскаянием ко Всевышнему. «И к тебе страсть его», — сбить тебя с ног. И оно постоянно поджидает тебя. «А ты властвуешь над ним», — если захочешь его побороть. Поэтому полагается наказание за преступление, поскольку Всевышний дал тебе возможность совладать со злым началом.
39. И сказал Шломо (Мишлей 13; 13): «Пренебрегающий словом (Всевышнего) причиняет себе вред, боящемуся же заповеди — воздастся». Здесь речь идет о тех, кто пренебрегает незначительными проступками, — они причиняют себе вред, как уже было упомянуто. «А боящийся заповеди» — боится не исполнить заповедь, подобно тому, как боится тяжкого преступления, — ему воздастся. Он уготован к полному воздаянию. И сказали мудрецы: «Будь осторожен в легкой заповеди, как и в серьезной». И еще сказали, что заповедь тянет за собой заповедь, а преступление тянет за собой преступление. Награда за заповедь — это заповедь, а вознаграждение за преступление — преступление.
40. Исповедь. Как сказано (Ваикра 5;5): «И пусть признается в том, что согрешил». И следует упомянуть преступления свои и своих отцов, потому что он может быть за них наказан, если следует их образу действия. И так написано (там же 26;40): «Тогда признаются они в виновности своей и в виновности отцов своих».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.