Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Подобно тому, как лица людей непохожи друг на друга, так различны и их мысли»Бэмидбар Рабба 21, 2
Раскаявшийся должен также опасаться, чтобы его злое начало не пересилило его; как сказали мудрецы, не верь в самого себя до последнего дня

Принцип четвертый

15. Сожаление, которое выражается действием, как сказано (Иоэль 2; 12): «Но и ныне еще, — сказал Всевышний, возвратитесь ко Мне всем сердцем своим, с постом и с плачем, и с причитанием». И сказали мудрецы (Брахот 1;5): «Сердце и глаза — посредники преступлений», и так написано (Бамидбар 15;39): «И не будете следовать сердцу вашему и очам вашим». Вот чем будут искуплены преступления посредников — силой их раскаяния за непослушание, то есть преступление сердца преступников будет искуплено горечью и вздохами и тем, что будут сломлены и разбиты их сердца, как сказано: «Изнеможет дух, /данный/ Мною», и сказано (Теилим 51; 19): «Сердце сокрушенное и удрученное, Ты, Всевышний, не отринешь». И это подобно утвари, коснувшейся нечистого, которая может быть очищена тем, что ее сломают, как написано (Ваикра 11;35): «Печь и очаг да будут разбиты». А преступление глаз будет прощено слезами, как сказано (Теилим 119; 136): «Потоки вод исторгают глаза мои за то, что не соблюдали они Закон Твой»; не сказано «из-за того, что я не соблюдал Закон Твой», а сказано «не соблюдали они», потому что глаза привели к преступлению и поэтому «исторгают потоки вод», то есть слез.

Принцип пятый

16. Беспокойство. Потому что человеку следует беспокоиться и страшиться наказания за свои преступления, ибо есть такие преступления, что раскаяние лишь временно отводит наказание, а полностью их искупают страдания, как сказано (Теилим 38; 19): «Ибо о вине своей рассказываю я и удручен преступлением своим». Суть скорби — о прошлом, а суть удрученности, беспокойства — о будущем. И еще — человек должен беспокоиться о том, что, возможно, недостаточно исполнил долг раскаяния своим сожалением о проступке, горечью и постом, и плачем. И хотя он очень сожалел и много плакал, — пусть же убоится и устрашится; возможно, его вина слишком велика, и обязанность свою, соответственно всем преступлениям своим, он не исполнил слезами и постом. Кто глубоко рассматривает, насколько огромна обязанность служения Создателю со стороны созданий Его, и видит, что нет предела злу того, кто преступает Его волю, — тот понимает, насколько немного и невелико все, что он прибавляет в служении и частностях путей раскаяния. И сказал Шломо (Мишлей 14; 16): «Мудрый опасается и избегает зла»; то есть, несмотря на то, что мудрец всеми силами удаляется от зла, он все же его опасается и избегает: а вдруг не приложил достаточно усилий и все же не уберегся от зла как нужно. Подобно тому, как (Мишлей 28;6): «Идущий кривыми путями, и богат»; а объяснение этому такое — несмотря на то, что он богат. И так сказали мудрецы (мидраш Танхума): не объясняй «мудрец опасается и удаляется от зла», а объясняй «мудрец удаляется от зла и опасается». А окончание этого стиха доказывает (в нашем толковании): а глупец сердится и уверен в себе. Замечает о свойстве глупца — глупец сердится; но тем не менее он уверен, что нет на нем никакого преступления и не будет ему никакого вреда. Но тот, кто гневается, может совершить тягчайшие преступления и не сможет уберечься от вреда, как сказано (Мишлей 29;22):

«Человек гневливый сеет раздор, а у вспыльчивого много преступлений», и сказано (там же 25;28): «Город разрушенный, без стены — человек, не владеющий собой».

17. Раскаявшийся должен также опасаться, чтобы его злое начало /вновь/ не пересилило его; как сказали мудрецы, не верь в самого себя до последнего дня. И тем более тот, чье сердце уже побеждало его. Это значит, что следует остерегаться злого начала, которое ставит силки постоянно, и следует ежедневно увеличивать в себе страх пред Всевышним. Это и оборонит, когда набегут на него волны злого начала.

18. Когда Шломо касается проблемы раскаяния, он упоминает эту частность. И начинает он с того, что (там же 28; 12): «Когда торжествуют праведники, велика слава, но когда возвышаются нечестивые, лучше спрятаться». Объяснение такое: праведники уважают и славят людей за любое доброе свойство, а нечестивые злодеи ищут только человеческие недостатки и ошибки, чтобы унизить людей, даже если они удалились от своих проступков и раскаялись. Затем Шломо говорит (там же 28; 13): «Скрывающий свои преступления не преуспеет, а кто сознается и оставит их, будет помилован». Ибо хотя кающемуся не следует открывать свои преступления людям, что мы понимаем из сказанного выше: лучше спрятаться, когда возвышаются нечестивые, тем не менее он обязан исповедоваться пред Всевышним, как сказано (Теилим 32;5): «О преступлении своем я сообщил Тебе и вины своей не скрыл», и сказано (Ирмия 2;35): «Я буду судить тебя за то, что ты говоришь: “я не грешила”». И мудрецы определили: есть случаи, когда скрывающий свои преступления не преуспеет, — когда это касается преступлений по отношению к людям. Ведь ему нет прощения, пока не вернет то, что отнял, отобрал и награбил, пока не попросит прощения у того, кого преследовал или заставил прилюдно покраснеть от стыда, или рассказал о нем нечто дурное. Или если дело касается преступлений пред Всевышним, которые уже известны другим людям. Потому что публично совершивший преступления хулит Имя Всевышнего и должен сожалеть и оплакивать свои преступления публично же, дабы освятить Имя Всевышнего. Об этом написано (Ирмия 31; 18): «Ибо после того, как я обратился, я раскаялся, и после того, как я уразумел /преступления свои/, я ударил себя по бедрам». Раскаяние это сожаление и скорбь, ибо главное в раскаянии — сердечное огорчение, сожаление о содеянном, как мы уже объяснили. А когда люди меня распознали и мои преступления стали известны, «я ударил себя по бедрам» в досаде на себя, я плачу и скорблю, и мой плач и скорбь моя видны людям, как (Иехезкель 21; 17): «Ударяй себя по бедрам», то есть досадуй на себя. И сказано (Иов 33;27): «Посмотрит на людей и скажет: “Грешил я и прямое искривил”».

19. «А кто сознается и оставит их, будет помилован». Объяснение этому таково: из трех принципов раскаяния (сожаление, исповедь, удаление от преступлений) сожаление и исповедь объединяются в понятии «сознается», потому что кто признаётся — сожалеет. Раскаяние невозможно без соблюдения этих трех принципов, потому что кто сожалеет и признаётся, но не удаляется от преступлений, подобен тому, кто окунается в микву, держа в руке нечистого гада, который оскверняет. Ибо лишь тот, кто признаётся в своих преступлениях и удаляется от них, будет помилован. Потому что он-то и является раскаявшимся, хотя, как мы объяснили, у раскаяния есть множество ступеней и уровней.

20. После этого он говорит (Мишлей 28; 14): «Счастлив тот, кто оспасается, а безрассудный попадет в беду», то есть даже если человек признаётся в своих грехах и удаляется от них, ему следует постоянно опасаться: а может быть, он не исполнил всю меру раскаяния, потому что у раскаяния множество ступеней и уровней. Поэтому каждый день вновь и вновь он должен пытаться достичь этих ступеней. А также пусть опасается: а вдруг его злое начало изменит свой вид, — пусть же ежечасно бережется. И постоянно пусть прибавляет себе трепета пред Всевышним. И пусть вечно молит Всевышнего помочь ему в раскаянии и спасти от злого начала. «А безрассудный попадет в беду», — тот, кто говорит себе «я исполнил меру раскаяния» и постоянно не старается достичь ступеней раскаяния и прибавить себе страха, тот будет наказан за это. Потому что он гордец и не осознаёт собственных недостатков. И если он не осознает размеры своей обязанности улучшать и исправлять свое поведение пред Всевышним, — значит, он не остерегается своего злого начала, которое всегда ставит ему силки и, значит, попадется в них.

Принцип шестой

21. Стыд. Как сказано (Ирмия 31; 18): «Устыдился я и был посрамлен, ибо нес я позор юности своей». Тот, кто совершает преступления, стесняется людей и стыдится, если почувствуют и узнают о его преступлениях, — так как же он не стыдится Создателя, благословен Он? А происходит это потому лишь, что Всевышний далек от мыслей преступника, — вот почему преступник стыдится созданий и не стыдится Создателя! И сказали мудрецы, что когда раби Иоханан бен-Заккай был при смерти, просили его ученики: «Учитель наш, благослови нас!», а он им сказал: «Да будет на то воля Всевышнего, чтобы страх пред Всевышним был у вас равным страху перед людьми». И сказали они ему: «Учитель! И не более того?!» Сказал он им: «Хотелось бы мне, чтобы было так! Знайте же, что когда человек совершает преступление втайне, он говорит себе: “Хоть бы меня никто не увидел!”»

22. Вот высшая степень стыда — из-за своих преступлений человек должен чувствовать себя опозоренным пред Всевышним. Что значит, чувствовать себя опозоренным?

Это когда человек испытывает стыд, меняется в лице, подобно тому, как сказано (Теилим 69;8): «Позор покрыл лицо мое». Ты же видишь, что слово «позор» употребляется всегда после слова «стыд», — потому что позор есть чувство более сильное, чем стыд. Вот (Иехезкель 36;32): «Стыд и позор» и (Ирмия 31:18): «Стыдно мне и опозорен я». А также, когда преступник осознает, что Всевышний прощает ему, не наказывает и не карает. И не поступает с ним по преступлениям его, и не воздает ему соответствующую мзду, — следует преступнику еще более устыдиться в душе своей. Ибо если кто-либо нарушает царскую волю и предает царя, а царь прощает ему, — конечно же, преступник стыдится перед царем. А также написано (Иехезкель 16;63): «Дабы вспомнил ты и устыдился позора своего, когда Я прощу тебе все, что ты сделал». И сказали мудрецы: кто совершает некий проступок, а потом стыдится этого — прощаются ему все его преступления. То же мы находим сказанное о царе Шауле, сказавшем (Шмуэль I 28; 15): «И не отвечает мне ни через пророков, ни через сновидения», и не упомянул «урим и тумим» (а «урим и тумим» — это часть облачения коэнов), потому что ему было стыдно их упомянуть, так как он уничтожил Нов, город коэнов. И Шмуэль ответил ему (там же 28; 19): «Завтра же ты и сыновья твои со мною»; «со мною», то есть равны мне (см. Брахот 126). И человек может достичь ступени стыда тем, что будет думать в уединении о величии Всевышнего. А также — размышляя, насколько велико зло того, кто нарушает волю Его. И тем, что вечно будет помнить, что Всевышний видит его поступки и Ему известно нутро его и Он наблюдает его мысли.


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?