Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Ту биШват не похож на другие праздники. Нужно сажать деревья, есть фрукты и печенья, закусывать оливками, вспоминать о плодах, которыми славится еврейская Земля. Мы не очень понимаем, зачем, но так ведь делали наши предки, и предки их предков — и так вплоть до Моше-рабейну?

Немного тайной Торы для всех

В отличие от других праздников, традиции дня 15-го швата не имеют такой долгой истории. То, что мы ставим на стол финики и инжир, пряники и крекеры, маслины и курагу — это лишь отголоски чего-то возвышенного и таинственного, что каббалисты Цфата в XVI веке назвали седером Ту биШвата. Причастным к скрытой части Торы мудрецам достаточно попробовать тот или иной плод, чтобы мгновенно связать его вкус, текстуру, запах — с той или иной глубочайшей философской или мировоззренческой концепцией. Каждый плод воспринимается ими как символ высокого.

Не исключено, что и мы сможем в этот день обрести то, что модно сейчас называть «инсайтом» — озарение, прозрение, проникновение в самую суть. Взяв несколько идей цфатских мудрецов и вдохновившись ими, мы не станем каббалистами, а только попробуем наполнить смыслом и этот особенный день, и всю жизнь.

Для седера возьмем орехи со скорлупой, фрукты с кожурой, ягоды со съедобными семенами, фрукты с несъедобными косточками, изделия из пшеницы и ячменя, белое и красное вино, и не забудем про коробку для цдаки.

Поскольку Святой Храм разрушен, и у нас нет возможности приносить первые плоды (бикурим) в Храм, поэтому на Ту биШват мы принесем Вс-вышнему плоды наших губ, то есть восхваления Ему за все фруктовые деревья в мире. А как еще человек может показать свою признательность Творцу, если не проявлением милосердия к Его творениям? Вот здесь пригодится коробка для пожертвований.

Мы привыкли представлять себе этот день как новый год деревьев, но Мишна говорит про него как про новый год дерева — одного дерева, что отсылает нас к тому самому главному дереву — Древу Знания, что в Эдемском саду. Цфатские мудрецы, вкушая от разнообразных плодов в этот день, представляли себя сидящими там — вблизи того Древа, под сенью Шхины.

Имя человека — Адам, — как известно, происходит от слова адама, земля, что должно постоянно напоминать ему о том, что он является вершиной творения, хозяином и сторожем мира, но при этом также зависит от земли, без которой не имеет возможности удовлетворить свои самые элементарные потребности. «Полевое дерево», которым Тора называет человека, служит архетипом ответственности человека за сохранность того мира, в который он помещен.

Вкушение фруктов — это метафора нашего взаимодействия с этим миром. Правильное использование плодов этого мира (в самом широком значении этого понятия) приводит к усовершенствованию его и духовному блаженству. Злоупотребление же приводит к разрушению мира и духовной деградации. Это то, что произошло с Адамом и Евой в Эдемском Саду, и седер Ту биШвата для цфатских мудрецов был их возможностью исправить это прошлое беззаконие и вернуть человека на его законное место — в Ган Эден.

Каждая форма жизни, даже плод, доверена конкретному ангелу. Говоря благословение над плодом, мы даем этому ангелу возможность воспроизвести больше этого плода. Тот, кто воздерживается от того, чтобы попробовать каждый фрукт, который Вс-вышний ему посылает, лишает мир духовного влияния, которое дало бы благословение.

Все в физическом мире является метафорой более глубокой духовной концепции, и еда для тела — то же самое, что знание для души. Когда мы едим, мы усваиваем лучшую часть пищи, и через это растем и развиваемся. Точно так же, когда мы узнаем новую информацию, мы должны «пережевать» ее, «переварить» и интегрировать в наше существо. Только тогда мы сможем по-настоящему расти в мудрости и духовности.

Когда земледелец помещает зерно — вещь хорошую, пригодную в пищу, в землю, ведь он фактически хоронит его — и только доверие к Б-гу дает ему силы пережить зиму в надежде, что из этого семени что-то вырастет. На Ту биШват земледелец начинает видеть, что его доверие вознаграждено, и похороненное зерно не умерло, а возродилось.

То же самое и с зернами личного роста: они требуют доверия и терпения, чтобы пережить «холодную зиму» — и увидеть плоды нашей работы над собой.

Плоды с несъедобной кожурой или скорлупой (миндаль, авокадо, апельсин) дают нам намек на то, что под скорлупой внешних проявлений в каждом человеке скрывается его истинное существо, которое можно раскрыть, отбросив внешнюю оболочку.

Плоды с несъедобными косточками (оливки, персики, вишни) намекают на то, что и на следующем этапе нашей духовной работы внутрь святости проникает нечистота. Но эта несъедобная часть — уже не мусор: это семя, которое хранит в себе потенциал роста, и ее можно развить во что-то великое. Многие великие люди превратили свои недостатки в достоинства, и такая трансформация доступна каждому человеку.

Есть плоды, который съедобны полностью, например, черника или смородина: они не только заключают в себе потенциал, но уже сейчас вкусны и полностью готовы к употреблению. О таком, очищенном от всяких примесей и недостатков, идеальном состоянии души можно не только мечтать; можно попробовать внутренне соединиться с этим идеальным «Я» — и остаться там: час, день, неделю… И окажется, что с маленькой ягодки черники начинаются огромные перемены.

Природа как учитель

Празднуя в середине зимы праздник деревьев, фруктов, возрождения жизни, мы протягиваем ниточку не только к тем земледельцам библейских времен, которые, полагаясь на Высшую силу и установленные Творцом законы природы, верили в то, что плоды через несколько месяцев действительно появятся. Мы соприкасаемся с духовными корнями этого явления, понимая, что наши дела и достижения тоже имеют свое происхождение, и начинаются они всегда с идеи.

Рабби Нахман учил: «Ты находишься там, где пребывают твои мысли». Когда идея кристаллизуется в нашем сознании, мы уже на полпути к ее достижению. И это одно из многочисленных посланий Ту биШвата: все великие достижения начинаются с убедительной идеи и цели.

Кроме того, в этот день нам предлагается возможность посмотреть на природу не только как на кормилицу, но и как на символ Высшего устройства. Финиковая пальма растет в соленой земле, но приносит мед. Значит, из любого несовершенного можно извлечь совершенное. Оливковое дерево производит масло и побуждает нас принести больше света в мир. Прекрасные гроздья винограда измельчают, превращая в непривлекательное пюре, чтобы произвести из них нечто еще более совершенное: дорогое вино. Так и человеку стоит учиться смирению, если он хочет стать более совершенным.

У каждого бывают в жизни периоды зимы — когда на душе холодно и мертво. Рост деревьев зимой идет даже в Сибири, хотя внешне он практически не проявляется. В холода активно развивается так называемая образовательная ткань, из которой впоследствии возникают новые клетки и ткани дерева. Без этого процесса переход растений к активной жизнедеятельности с приходом весны был бы невозможен. Ту биШват говорит нам всем: весна уже в пути, и человек, как дерево, тоже живет циклами увяданий, мнимой пустоты и смерти, возрождений и расцветов. Главное, зимой не терять веру в то, что весна неизбежна.

Ту биШват часто ассоциируется в Израиле с плодами рожкового дерева, хотя они и не причислены к плодам, которыми славится Земля Израиля. Этими плодами питались рабби Шимон и его сын, спасаясь в пещере от римлян, и именно зернышко этого дерева является символом неизменности, поскольку всегда и везде весит ровно 0,19 грамм, то есть один древнеримский карат. Но, видимо, главный урок цератонии стручковой, рожкового дерева, преподносит нам Талмуд в разделе Таанит (23а).

В талмудические времена деревья не приносили плодов в первые 70 лет после посадки. Сейчас этот срок уменьшился, но все равно обычное фруктовое дерево достигает пика своей урожайности лишь через 20-25 лет. Так вот, Талмуд рассказывает, как Хони а-Меагель однажды заметил человека, который сажает рожковое дерево, и спросил его, когда же дерево принесет плоды. Человек ответил: через 70 лет. Тогда Хони аМеагиль воскликнул: «Ты надеешься прожить еще 70 лет?!», и услышал такой ответ: «Когда я родился, я нашел рожковые деревья в мире. Как мои предки посадили их для меня, так и я буду сажать их для моих потомков».

Хони аМеагель, как говорится в Вавилонском Талмуде, заснул и проспал 70 лет. Когда он проснулся, увидел внука того человека, который собирал плоды с того самого рожкового дерева…

Четыре стихии для дерева и человека

По своей духовной сути ничто лучше, чем дерево, не может метафорически отобразить отношение Творца к физическому и духовному мирам. Причем дерево это растет «вверх ногами», потому что высшие духовные сферы — это корни, которые в конечном счете проявляют свое влияние через ветви и листья в низших мирах. «И будет он, как дерево, посаженное при потоках вод, которое плод свой дает во время свое и чей лист не вянет; и во всем, что ни сделает он, преуспеет» (Псалом 1:3).

Дереву, как и человеку, для жизни нужны четыре основные элемента: почва, вода, воздух и огонь (солнце). Почва для дерева является не только источником влаги и питания, но и пространством для роста корней. В Пиркей Авот объясняется:

«Если добрых дел человека больше, чем его мудрости, чему он подобен? Дереву, ветвей у которого мало, а корней много: даже если соберутся все ветры мира и будут дуть на него, не сдвинут его с места» (Авот 3:22)

Один человек уязвим перед ветрами мировых тенденций, политики, разных модных влияний. Но если человек — независимо от богатства и статуса — связан с обществом и наследием, то даже все ветры мира не смогут сдвинуть его с места.

Людям, как и деревьям, невозможно жить без корней, которые будут «поглощать из почвы» ценности и мораль, обеспечивая благоприятную среду роста.

Как дереву необходима дождевая вода, так же и нам нужна Тора, которую сравнивают с водой: ведь Тора, как дождь, спускается с небес и дарит облегчение тому, кто жаждет.

Дерево дышит углекислым газом, который оно использует для фотосинтеза, и выделяет кислород. В несбалансированной атмосфере дерево задыхается и умирает. На иврите нешама — душа — звучит почти так же, как нешима — дыхание, — и эта метафора помогает понять, что духовная жизненная сила человека приходит через воздух и дыхание.

Из всех данных нам чувств дыхание — самое нематериальное, ведь от аромата тело не получает ровным счетом ничего, но как же много получает душа!

Дерево и человек нуждаются в огне, то есть в солнечном свете. Поглощение энергии из света активизирует процесс фотосинтеза в листьях дерева — химической реакции, которая необходима для его роста и здоровья.

Человеку же, кроме тепла физического, жизненно необходимо тепло другого человека. Люди поглощают энергию сверстников, друзей, семьи, соседей и единомышленников — и перенаправляют ее в осознание себя в этом мире и реальные действия для улучшения мира.

***

Каждый год мы отмечаем одни и те же праздники, но каждый год мы открываем в них новые сущностные пласты, помогающие нам раскрыть грани собственной личности, до сих пор неизвестные нам самим. В этом году в Ту биШват у нас будет еще одна возможность более глубоко проникнуть в понимание себя и окружающего мира.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»