Темы: Арбаат аминим, Суккот, Этрог, Традиция, Рав Яков Шуб, Растения
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины, извините за провокационный вопрос, но откуда мы знаем, что тот плод, который мы берем в качестве этрога, — это именно этрог, а не лимон или какой-либо другой вид цитрусовых? Заранее благодарен. Арье
Уважаемый Арье,
Вы задаете очень правильный вопрос, поэтому давайте разберем все по порядку.
Упоминание этрога в Торе
В Торе говорится о заповеди в Суккот «взять» растения четырех видов (Ваикра 23:40): «И возьмите себе в первый день плод дерева hадар, ветви пальмовые и отростки дерева густолиственного, и верб речных…» На иврите этрог называется «плод дерева hадар» (הדר). Слово «hадар» используется в Танахе неоднократно, в том числе, это одно из слов, с помощью которых «описывают» деяния Всевышнего. Рамбан (Ваикра 23:40) пишет, что «этрог» — это перевод на арамейский язык слова «hадар», используемого в Торе. Это слово означает означает «прекрасный», «желанный».
Стоит отметить, что слово «hадар», которое используется в современном иврите для обозначения растений семейства цитрусовых, не имеет ничего общего со значением этого слова в традиционном иврите.
Описание этрога в Устной Торе
В Письменной Торе мы не находим конкретного описания, по которому можно понять, какой именно плод имеется в виду. Но на основании информации, переданной в Устной Традиции, мы делаем вывод, что речь идет о растении, которое мы сегодня называем «этрог», научное название Citrus medica.
Кроме того, в Талмуде (Сукка 35а) приводится несколько признаков этрога:
1. Вкус дерева и плода идентичны.
Имеется в виду, что эфирное масло и другие элементы, содержащиеся в плоде, содержатся и в самом дереве, что делает вкус и аромат дерева подобным вкусу и аромату плода.
2. Плод остается на дереве.
У обычных деревьев плоды опадают, либо когда они перезрели, либо в конце сезона. Однако плоды этрога остаются на дереве дольше обычного, иногда даже на протяжении нескольких лет.
3. Этому дереву необходимо много воды.
Для нормального развития и роста плодов этрог нуждается в большом количестве воды на протяжении всего года.
Отметим: различные галахические авторитеты говорят: хотя данные признаки характерны для всех видов этрогов, их недостаточно, чтобы однозначно выделить его из цитрусовых других видов. Ведь зачастую они также обладают подобными признаками.
Скрещивание
По своей природе этрог — довольно «капризное» дерево. На него оказывают сильное влияние внешние воздействия, он плохо переносит холод, чрезмерную жару и т.п., это отрицательно сказывается на качестве плода. Кроме того, зачастую ветви этрога растут беспорядочно, отчего плоды трутся о ветки и портятся. Кроме того, на ветвях этрога часто произрастают острые иголки, которые наносят непоправимый ущерб нежным плодам.
Поэтому, чтобы плоды был более устойчивы к внешним воздействиям и получались более красивыми, владельцы этроговых садов часто скрещивали этроги с другими видами цитрусовых, например, лимоном и т.п.
Самым простым способом скрещивания, который используют все, кто занимается выращиванием плодов, является прививка. Например, берут ветку этрога и прививают ее к лимонному дереву. Если спросим, какой плод получится в результате, ответ можно найти у Раши (комментарий к трактату Сота 43 б): в результате получится этрог. Однако это будет не обычный этрог, а обладающий некоторыми свойствами лимона, хотя бы на уровне иммунитета. Кстати, это подтверждается и современной наукой.
Это — при прививании, при других видах скрещивания плод может изменяться в большей степени.
Проблема с этрогом, полученным в результате скрещивания
Проблема заключается в том, что для выполнения заповеди необходимо взять именно чистый этрог, а этрог, полученный в результате скрещивания, с примесью другого вида — уже не подойдет.
Существует несколько объяснений, в чем именно причина запрета использовать этрог, полученный при скрещивании:
1. Такой этрог не называется этрогом, это уже своего рода другой вид (Рамо, респонс 117).
2. Такой этрог получен в результате нарушения запрета Торы (килаим) — скрещивать различные виды растений (Левуш 649:4).
3. Такой этрог не является цельным, поскольку в нем есть примесь другого растения (Таз, Орах Хаим 649:3).
4. Можно было бы предположить, что согласно последнему мнению такой этрог разрешено использовать во все дни праздника, кроме первого, т.к. в эти дни разрешено использовать не цельный плод. Однако это не так, поскольку существует опасение: люди могут ошибиться и подумать, что разрешено использовать этрог, полученный при скрещивании, для выполнения заповеди (Таз, Орах Хаим 649:3).
Мишна Брура (648:65) приводит первое объяснение в качестве основного.
Этрог, полученный в результате скрещивания, в Европе и Эрец-Исраэль.
Проблема с такими этрогами существовала в Европе на протяжении нескольких столетий. Рамо, живший в Польше в 16 веке, в своем респонсе (117) выступает однозначно против тех, кто разрешает их использование.
Его современник рав Шмуэль-Йеуда Каценеленбоген (1566-1597), занимавший пост раввина Венеции, пишет, что запрет использовать этрог, полученный в результате прививания, известен любому ребенку.
В своем письме, опубликованном в респонсах Рамо (126), он рассказывает интересную историю, которую слышал от своего отца, знаменитого Маарама из Падуи. Однажды община города Падуи сумела достать на Суккот только один этрог, полученный не в результате скрещивания, заплатив за него очень большую сумму. Когда этрог перевозили из одной синагоги в другую, итальянские хулиганы выкрали его и потребовали выкуп! Членам общины ничего не оставалось делать, они снова собрали очень большую сумму, чтобы выкупить этрог.
Сам факт, что в Италии, которая в то время являлась основным поставщиком этрогов для всей Европы, можно было достать только один «правильный» этрог, говорит о том, насколько остро стояла эта проблема уже в средние века.
Кроме того, в галахической литературе неоднократно встречаются сообщения о том, как неевреи пытались нажиться мошенническим способом, выдавая «смешанные» этроги за чистые.
Именно поэтому Мишна Брура (648:65) строго предостерегает: приобретать этроги следует только у доверенных людей, чтобы избежать проблемы со скрещиванием.
В Европу этроги поставляли из Греции, с Кипра, с Корсики и из некоторых итальянских провинций. Однако кошерными считались только этроги, носящие название итальянского города Юнуве (Янаве, Генуя). Они также носят название калябри (из Калабрии). Именно ими пользовались в начале 20 века в общинах Западной и Восточной Европы.
Проблема «смешанных» этрогов остро стояла и в Эрец-Ираэль. В 1585 году Маарам Альших (респонс 110) из Цфата строго предостерег: не полагаться на мнение тех, кто разрешает использование таких этрогов.
Признаки кошерного этрога.
Теперь, когда мы знаем, что большинство галахических авторитетов запрещает использование «смешанных» этрогов, возникают следующие вопросы. Дерево, выращенное из семян «скрещенного» этрога, также больше не считается этроговым деревом? И как вообще можно узнать, что этрог, который мне предлагают купить, является чистым?
Упомянутый Маарам из Падуи перечисляет несколько основных признаков, по которым можно отличить кошерные этроги:
1. У кошерного этрога кожура с бугорками, а у полученного в результате скрещивания — более гладкая, подобно кожуре лимона.
2. Черенок (окец) кошерного этрога находится в углублении, а черенок «смешанного» — на поверхности и выступает наружу.
3. У кошерного этрога очень толстая кожура, а мякоти внутри совсем мало. А у полученного в результате скрещивания — много мякоти и тонкая кожура.
4. У кошерного этрога зернышки расположены вдоль плода, а у «смешанного» — поперек, как у лимона (некоторые считают, что это не обязательно так).
Однако Хатам Софер считает, что просто внешних признаков недостаточно, необходимо также наличие традиции, что данный вид этрога не является «смешанным». Подобно тому, как мы не полагаемся только на признаки, определяя кошерность птицы. Чтобы можно было употреблять ее в пищу, необходима соответствующая традиция.
Современные виды этрогов
Сегодня в Эрец-Исраэль, распространены этроги нескольких видов из разных местностей, которые отличаются и по внешнему виду: йеменские этроги, марокканские этроги, калябри, браверман (Дискин) и знаменитый этрог Хазон Иша, а котором речь пойдет ниже.
В 2000 году Университетом Катании (Италия) и Еврейским Университетом (Иерусалим) было проведено совместное исследование — исследовали ДНК 12 видов современных этрогов. Результаты поразили всех: было обнаружено, что все исследованные виды действительно относятся к этрогам, просто являются разными видами (Proceedings of the International Society of Citriculture, December, ’00). Т.е. мы получили ответ, что наши этроги — это действительно этроги, а не лимоны, апельсины или какие-то другие цитрусовые. Иными словами, исследование доказало, что наша традиция о том, какие плоды являются этрогами, совпадает с мнением сегодняшней науки.
Однако важно подчеркнуть, что генного анализа недостаточно, чтобы определить, является конкретный этрог «смешанным» или нет, поскольку не все виды скрещивания, запрещенные еврейским законом, можно обнаружить на генном уровне.
Самый популярный вид этрогов
После Второй мировой войны лидером ортодоксального еврейства в Эрец-Исраэль был Хазон Иш. Прибыв в Эрец-Исраэль из Литвы, он боролся за строгое соблюдение заповедей, в частности, тех, которые связаны с Землей Израиля, например, шмита и т.п. Еще одной темой, которая волновала Хазон Иша, была проблема «смешанных» этрогов.
В то время кроме обычных проблем скрещивания этрогов, о которых мы говорили, связанных с особой хрупкостью этрога, Хазон Иш столкнулся еще с одной проблемой. С разрешения некоторых раввинов производители этрогов начали прививать их к полудикому дереву хушхаш, полагаясь на то, что, по мнению этих раввинов, оно являлось прародителем цитрусовых, а также на то, что скрещивание с бесплодным растением не запрещено (у хушхаша есть плоды, но они обычно не используются в пищу). Это мнение было отвергнуто большинством галахических авторитетов, однако на практике это привело к тому, что было достаточно трудно достать чистые этроги даже в Эрец-Исраэль.
В Иерусалиме пытались сохранить вид этрога «Браверман-Дискин». Другие пользовались йеменскими этрогами, саженцы которых привезли с собой йеменские евреи, поднимаясь в Эрец-Исраэль, хотя они значительно отличаются по вкусу и по виду от тех этрогов, к которым привыкли европейские евреи.
Поэтому Хазон Иш прилагал большие усилия, чтобы найти такой вид этрогов, который точно не являлся бы «смешанным». В районе Цфата и Шхема он обнаружил несколько заброшенных деревьев, которые, по его мнению, не подвергались никаким видам скрещивания и обладали всеми признаками чистого этрога. После праздника он передал зерна своего этрога ученикам раву Яакову Гальперину и раву Михлу-Йеуде Лефковичу, чтобы они высадили их. Именно от этих зерен пошли многочисленные этроговые сады, так называемый «зан Хазон Иш», которые сегодня являются самым популярным видом этрогов у ортодоксальных евреев.
При покупке этрога
Сегодня многие сады находятся под раввинским контролем, чтобы в них не проводились запрещенные виды скрещивания. Поэтому при покупке этрога необходимо убедиться, что ваш этрог выращен там, где существует такой контроль. Ведь кроме проблемы скрещивания существует еще проблема орлы (нарушения запрета использовать растения в первые три года их «жизни»), а также отделения трумот и маасрот, для чего тоже необходим строгий контроль.
Благословение праведника
Интересно, что когда Хазон Иш передал зерна этрога своему ученику раву Михлу-Йеуде Лефковичу с просьбой высадить их, тот отказывался, обосновывая это тем, что у него нет никакого опыта сельскохозяйственных работ. На что Хазон Иш ответил: «Просто посади эти зерна и регулярно поливай их, и у тебя будет много этрогов на продажу».
Рав Лефкович последовал совету учителя, и на удивление зерна проросли и выросли в плодоносные деревья. Рав Лефкович с радостью делился ветками своего дерева, чтобы люди выращивали новые деревья, и, как было сказано выше, именно от этого дерева пошли многие этроговые сады в Эрец-Исраэль.
Существование этого дерева — своего рода чудо, ведь, во-первых, нежное этроговое дерево прижилось у рава Лефковича, который не имел особых познаний в сельском хозяйстве. Во-вторых, хотя обычное этроговое дерево плодоносит на протяжении 10-15 лет, это дерево было «в хорошей форме» и плодоносило как молодое даже через 60 лет после смерти Хазон Иша.
Но еще более примечательно, что после смерти рава Лефковича в 2011 году знаменитое этроговое дерево, которое до сих пор давало прекрасные плоды, начало постепенно увядать и перестало плодоносить, хотя за ним продолжали ухаживать, как и прежде.
Наши мудрецы говорят: «Праведник постановляет, а Всевышний выполняет» (трактат Моэд Катан 16 б). Хазон Иш благословил рава Лефковича, что его дерево будет обильно плодоносить, а со смертью рава Лефковича закончилась и благословение…
Хорошего и веселого праздника!
С уважением, Яков Шуб
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Каждый, кто правильно и сосредоточенно исполняет важнейшую заповедь лулава, приносит мир и единство всему Израилю.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Маамар аикарим — Основы»
Чем устная Тора отличается от письменной? Откуда взялся Талмуд, и почему он не приведен в Пятикнижии?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Четыре вида растений на праздник Суккот
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Устной Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Первые две даты связаны с идеей суда-возмездия; а раз так, то почему вообще год начинается судом?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «От месяца Элуль до Суккота»
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Нохум Офман
«Зман биур» — это месяц Шват.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Редакция Толдот
Ту би-Шват — Новый год деревьев, поэтому хорошо в этот день произнести в утренней молитве (но можно и позже) эти стихи и просьбы. Известно, что у ашкеназских мудрецов есть традиция: в Ту би-Шват следует молиться об этроге, перечисляя все его свойства, чтобы всем евреям достались хорошие и красивые этроги в Суккот
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Глава из книги «Сефер атодаа»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его