Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

1. Плоды всякого фруктового дерева, принадлежащего еврею или нееврею, даже если оно росло в горшке без отверстия, то есть вообще не питалось от земли, в течение первых трех лет с момента посадки (и не только плоды, но и семена и кожура плодов) — все это запрещено использовать1. Эти три года отсчитываются не день в день, а таким образом: если дерево было посажено до 16-го Ава, то, поскольку до Рош а-Шана осталось 44 дня, они считаются за целый год, поскольку на укоренение дерева необходимо 14 дней, а кроме них остаются еще тридцать, и действует правило: «Тридцать дней года засчитываются за целый год». Оставшиеся два года отсчитываются от месяца Тишрей2. Если же дерево было посажено 16-го Ава или позже, этот год вообще не засчитывается, и, начиная с Тишрей, отсчитываются три года3.

2. Созревающие в четвертый год после посадки фрукты так и называются «плоды четвертого года» (нета реваи), и их необходимо выкупать. Как их выкупают? Их обтрясают после того, как они полностью созрели, берут монету , несколько монет или фруктов, разрешенных к использованию без выкупа, на сумму, равную пруте, и говорят: Этим я выкупаю эти плоды четвертого года; после этого берут эту монету или эти фрукты, растирают их в пыль и выбрасывают в реку. И на выкуп плодов четвертого года нигде, кроме Земли Израиля, благословение не произносится4.

3. Неважно, было ли посеяно зернышко или посажен саженец, или было выкопано дерево и посажено вновь в другом месте — ко всем этим случаям относится запрет Орла. Однако если ветка одного дерева привита к другому, или если новое дерево было выращено из отводка, то есть была вырыта яма в земле, а в нее помещена одна из веток растущего дерева, середина которой была присыпана землей, а верхушка оказалась вытарчивающей с другой стороны — в этом случае, даже если ветку после этого отрезали от дерева, вне Земли Израиля к плодам, выросшим на ней, не относится запрет Орла5.

4. Если дерево было срублено, то, если пень возвышается на тефах от земли, то к тем веткам, которые вырастут на нем после этого, не относится закон Орла; если же пень имеет высоту тефах, к выросшим веткам относится закон Орла6, и три года отсчитываются с момента срубания дерева. Если же дерево было вырвано с корнем, и его корни остались прикрепленными к дереву перемычкой хотя бы толщиной с булавку, которыми собирают ткань после того, как она выткана, — известно, что такое дерево может выжить без дополнительной почвы, и поэтому к нему не относится запрет Орла, даже если ему было добавлено земли.


1 И все это необходимо сжигать; если же их сжечь невозможно, их нужно зарыть.

2 Но и после того, как отсчет трех лет закончился, те плоды, которые завязались после 15-го Швата, наступившего после завершения отсчета трех лет, по-прежнему запрещены к использованию.

3 И после завершения отсчета плоды немедленно становятся разрешенными к использованию («Сифтей Коhен», «Йорэ Дэа», глава 294, параграф 10). А «Хазон Иш» пишет, что в Земле Израиля и в этом случае лучше запрещать себе плоды, завязавшиеся в следующем году до 15-го Швата.

4 По мнению Шах (там же, параграф 17), плоды четвертого года всех фруктовых деревьев вне Земли Израиля следует выкупать без благословения. Однако в «Хазон Иш» написано, что распространился обычай делать это только для плодов винограда, и что этому обычаю нужно следовать. В Земле Израиля на выкуп плодов четвертого года произносят следующее благословение: «…освятивший нас Своими заповедями и давший нам заповедь о выкупе четвертого года». Законы выкупа плодов четвертого года можно найти в главе о законах Трумы и Маасера, помещенных, С Б-жьей помощью, в конце книги. Четвертым годом всегда считается год, наступающий немедленно после того, как прекращает действовать запрет Орла, разъясненный выше.

5 А в Земле Израиля эту ветку рассматривают так же, как и само дерево, к которому ее привили (кроме случаев, когда ветка была привита к неплодовому дереву). И дополнительные подробности этих законов можно найти в «Шульхан Арухе» и в сочинениях ахроним. (Если вне Земли Израиля новая ветка была привита к дереву в первые три года после посадки, см. «Хазон Иш», Орла, глава 12).

6 К такому выводу приходит Шах («Беэр Эйтев» там же, параграф 21). Некоторые же говорят, что если остался хоть какой-нибудь пень, к выросшим на нем веткам запрет Орла не относится. «Хазон Иш» (законы Орла, 28) не выносит по этому поводу никакого решения.


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.