Из цикла «Знание Субботы», темы: Суббота, Заповеди, Синай, Десять Заповедей
Маараль пишет, что «помни» было записано на первых скрижалях, а «храни» — во-вторых. Он объясняет разницу между Второзаконием, «повторением Торы» — книгой Дварим — и остальной Торой. В Торе есть два аспекта: один — со стороны Всевышнего, Дающего Тору, а второй — со стороны Израиля, получающего Тору.
Это и есть «помни» и «храни», категории воздействия и получения, объединяющиеся словом Бога, Торой, в одно речение. Вся Тора, кроме последней книги Дварим, относится к категории Дающего, а книга Дварим — к получающим. Дварим — корень Устной Торы. Там написано: «Начал Моше объяснять слова этой Торы…», ибо получателю требуется объяснение и толкование, и в этом различие между остальной Торой и Второзаконием. На основе данного принципа Маараль объясняет различия между первыми и вторыми скрижалями, суть которых одна: первые скрижали, цитирующиеся в книге Шмот, — со стороны Дающего, категория «помни». А вторые скрижали, приведенные в книге Дварим, рассматриваются со стороны получателя: «Высеки себе две каменные скрижали, подобные первым», категория «храни».
«Принцип всей Торы — это тайна Письменной Торы и тайна Устной Торы — и все одно... Письменная Тора связана с именем Авайе, Устная Тора связана с именем Элоким... Это общее, а это частное... Общее нуждается в частном, а частное нуждается в общем, и объединяются одно с другим, чтобы все было одним... Это высший мир, а это нижний мир. И это то, что написано: «Тебе дано было видеть, чтобы ты знал, что Господь есть Бог (Авайе есть Элоким)... А если ты скажешь: заповеди Торы — где они здесь в этом принципе? Но это есть «храни» и это есть «помни». И все заповеди Торы в них включаются в тайне «помни» и в тайне «храни», и все это одно» (Зоар).
«Помни» — это категории воздействия, а «храни» — категория принятия этого воздействия. Принятие воздействия происходит в соответствии с возможностью восприятия получающих. Таковы Письменная и Устная Тора. Первая дана как закрытая книга пророческим откровением с Неба. Выше мы объясняли, что память есть нечувственное постижение, это восприятие вещи, которой нет в руке помнящего, но лишь что-то эфемерное, далекое от его реальности, и только впечатление от него существует. Так Письменная Тора далека, в категории Неба, постижение в ней уподоблено постижению через чувство обоняния, «ибо запах каждой вещи есть память, как сказано о жертвоприношениях: «Благоухание, вспоминание от него — Господу» (рабейну Бехайе). И как объясняет Виленский Гаон стих: «На запах твоих масел добрых» (Песнь Песней 1:3): «Чувство обоняния более тонкое, чем чувство вкуса, и потому не получают через него такое наслаждение, как от чувства вкуса. И эти два чувства подобны небу и земле, — ведь от неба невозможно получить пользу, кроме как в тонкой категории «запаха», а польза от земли ближе и получают от нее удовольствие, подобно чувству вкуса, поскольку, чем ниже уровень, тем ощутимее удовольствие. Пойми подобие от удовольствия еды и питья и удовольствия других чувств; а также телесного удовольствия и удовольствия духовного. И еще: в удовольствие более низкого уровня включается также и более высокое».
«Перейдем к теме Письменной и Устной Торы, которые являются категориями Неба и Земли, как известно, и они — две категории вкуса и запаха. Поэтому Письменной Торой пользуются также неевреи, в категории «запаха», но Устной Торой, которая является категорией «вкуса», они не могут пользоваться... Поскольку Устная Тора обособлена только для Израиля, в то время как Письменная, поскольку она высока, объемлет также и другие народы. Подобно тому, как обонять могут даже те, кто стоят вдалеке, а вкус чувствует только тот, кто ест».
Письменная Тора, которая со стороны Влияющего, удалена, и достичь ее в полноте возможно только через Устную Тору, которая соответствует уровню постижения получающих. Это категория «храни», как мы объяснили, ибо «храни» говорится о том, что уже находится в руке получающего.
«Поскольку видел Всевышний, что в будущем народы мира скажут: «Мы — Израиль!», потому дал Мишну устно, чтобы сказать: Тот, в чьих руках есть Мои тайны — Мои сыновья. И что это? Мишна, которая была дана устно...» (Танхума).
«Ибо тайны Письменной Торы открыты... ведь письмена открыты всем. Хотя на самом деле Тора весьма сокрыта, это сокрытие называется Устной Торой, — ведь Устная Тора есть понимание сокрытого и тайн, спрятанных в Торе. А Письменной Торой называется только то, что написано прямым текстом для всех, поэтому и говорится: «…ее тайны открыты». Вот со стороны раскрытия Письменной Торы для всех народы мира и говорят: «Мы — Израиль» (раби Цадок аКоэн).
Мудрость народов — в открытом, в том, что написано в книге, которую может прочесть любой. Это восприятие внешних образов без внутреннего постижения — категория «издалека». Они исследуют природу, внешнюю оболочку мироздания, поэтому вся их мудрость — внешняя. Но внутреннего постижения, понимания внутреннего смысла Торы (и, соответственно, мироздания), Устной Торы в Письменной, у них нет. «Если скажет тебе человек: Есть мудрость у народов — верь. Но если скажет тебе человек: Есть Тора у народов — не верь».
Устная Тора хранится в сердцах мудрецов Израиля. Ведь «высший корень души каждого еврея — в одной из букв святой Торы» (Нефеш аХаим). Об этом мы молимся: «Дай нашу долю в Торе Твоей» — удостоиться соединиться с корнем нашего наследия в Торе. «Приняли древние по традиции, что каждый корень души Израиля включен в Тору, так что есть шестьсот тысяч толкований Торы по числу шестисот тысяч корней душ Израиля, и сами света светят в шестиста тысячах путей в шестьсот тысяч израильтян» (Рамхаль).
Эта Тора, называемая нижней Хохмой, пребывает в сердцах Собрания Израиля, несмотря на то, что пророчество прекратилось — как объясняет Рамбан слова Талмуда: «С того дня, как был разрушен Храм, отобрано пророчество у пророков и дано мудрецам», «которые постигают истину духом святости внутри них».
Отсюда происходят и споры внутри Устной Торы, когда каждый говорит в соответствии с уровнем своей души... и потому и то, и другое — слова Бога живого, так как разные мнения даны одним Пастырем в соответствии с разделением душ. Таковы расхождения в определении законов (раби Цадок аКоэн).
* * *
Письменная Тора есть корень всего мироздания и всех творений, и все, что происходит с ними и в них находится в ней. Но «вся Устная Тора, — есть у нее основа и намек в Писании, но не сказано это прямым текстом. И она — корень и причина провидения Всевышнего относительно Израиля... Которое всегда осуществляется через скрытые чудеса, облаченные в пути природы, то есть — через Устную Тору, и в этом нет у народов мира ничего». Это понятно в соответствии со словами Виленского Гаона выше, что души Израиля — в категории Земли, а души народов мира — в категории Неба (издалека). Постарайтесь понять это правильно.
Обзор по теме Устная Тора
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Стыд — это великая препона и железная стена, установленная перед всеми преступлениями».
Переводчик Виктория Ходосевич
Приближается Йом Кипур, и, готовясь предстать перед Судом, нам следует помнить, что все наши поступки записаны и учтены.
Рав Гершон Эдельштейн,
из цикла «Подготовка к Дню Суда»
Сущностью периода между месяцем Элуль и месяцем Тишрей является искреннее раскаяние. Человек должен помнить о том, что главным является Будущий мир, а не этот.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Месилат Йешарим, перевод одноименной книги раби Моше Луцатто»
Большинство сообразительных, умных и острых разумом людей строят свое образование, в основном, на тонкостях различных наук
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«Что прежде был Петербург? Пустыня. А теперь же это — Бердичев!»
Рав Лейб-Нахман Злотник
Статья р. Лейба Нахмана Злотника о тайне ста благословений, которые предписано произносить каждый день
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Йохевед и Пуа рисковали жизнью, нарушая приказ фараона убивать еврейских младенцев. Кто спас одного человека — как будто спас весь мир.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
На горе Синай Всевышний дал евреям законы о седьмом годе. Это место было выбрано неслучайно: Творец продемонстрировал, что только Он является истинным хозяином и владельцем еврейской земли.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»