Из цикла «Знание Субботы», темы: Суббота, Заповеди, Синай, Десять Заповедей
Маараль пишет, что «помни» было записано на первых скрижалях, а «храни» — во-вторых. Он объясняет разницу между Второзаконием, «повторением Торы» — книгой Дварим — и остальной Торой. В Торе есть два аспекта: один — со стороны Всевышнего, Дающего Тору, а второй — со стороны Израиля, получающего Тору.
Это и есть «помни» и «храни», категории воздействия и получения, объединяющиеся словом Бога, Торой, в одно речение. Вся Тора, кроме последней книги Дварим, относится к категории Дающего, а книга Дварим — к получающим. Дварим — корень Устной Торы. Там написано: «Начал Моше объяснять слова этой Торы…», ибо получателю требуется объяснение и толкование, и в этом различие между остальной Торой и Второзаконием. На основе данного принципа Маараль объясняет различия между первыми и вторыми скрижалями, суть которых одна: первые скрижали, цитирующиеся в книге Шмот, — со стороны Дающего, категория «помни». А вторые скрижали, приведенные в книге Дварим, рассматриваются со стороны получателя: «Высеки себе две каменные скрижали, подобные первым», категория «храни».
«Принцип всей Торы — это тайна Письменной Торы и тайна Устной Торы — и все одно... Письменная Тора связана с именем Авайе, Устная Тора связана с именем Элоким... Это общее, а это частное... Общее нуждается в частном, а частное нуждается в общем, и объединяются одно с другим, чтобы все было одним... Это высший мир, а это нижний мир. И это то, что написано: «Тебе дано было видеть, чтобы ты знал, что Господь есть Бог (Авайе есть Элоким)... А если ты скажешь: заповеди Торы — где они здесь в этом принципе? Но это есть «храни» и это есть «помни». И все заповеди Торы в них включаются в тайне «помни» и в тайне «храни», и все это одно» (Зоар).
«Помни» — это категории воздействия, а «храни» — категория принятия этого воздействия. Принятие воздействия происходит в соответствии с возможностью восприятия получающих. Таковы Письменная и Устная Тора. Первая дана как закрытая книга пророческим откровением с Неба. Выше мы объясняли, что память есть нечувственное постижение, это восприятие вещи, которой нет в руке помнящего, но лишь что-то эфемерное, далекое от его реальности, и только впечатление от него существует. Так Письменная Тора далека, в категории Неба, постижение в ней уподоблено постижению через чувство обоняния, «ибо запах каждой вещи есть память, как сказано о жертвоприношениях: «Благоухание, вспоминание от него — Господу» (рабейну Бехайе). И как объясняет Виленский Гаон стих: «На запах твоих масел добрых» (Песнь Песней 1:3): «Чувство обоняния более тонкое, чем чувство вкуса, и потому не получают через него такое наслаждение, как от чувства вкуса. И эти два чувства подобны небу и земле, — ведь от неба невозможно получить пользу, кроме как в тонкой категории «запаха», а польза от земли ближе и получают от нее удовольствие, подобно чувству вкуса, поскольку, чем ниже уровень, тем ощутимее удовольствие. Пойми подобие от удовольствия еды и питья и удовольствия других чувств; а также телесного удовольствия и удовольствия духовного. И еще: в удовольствие более низкого уровня включается также и более высокое».
«Перейдем к теме Письменной и Устной Торы, которые являются категориями Неба и Земли, как известно, и они — две категории вкуса и запаха. Поэтому Письменной Торой пользуются также неевреи, в категории «запаха», но Устной Торой, которая является категорией «вкуса», они не могут пользоваться... Поскольку Устная Тора обособлена только для Израиля, в то время как Письменная, поскольку она высока, объемлет также и другие народы. Подобно тому, как обонять могут даже те, кто стоят вдалеке, а вкус чувствует только тот, кто ест».
Письменная Тора, которая со стороны Влияющего, удалена, и достичь ее в полноте возможно только через Устную Тору, которая соответствует уровню постижения получающих. Это категория «храни», как мы объяснили, ибо «храни» говорится о том, что уже находится в руке получающего.
«Поскольку видел Всевышний, что в будущем народы мира скажут: «Мы — Израиль!», потому дал Мишну устно, чтобы сказать: Тот, в чьих руках есть Мои тайны — Мои сыновья. И что это? Мишна, которая была дана устно...» (Танхума).
«Ибо тайны Письменной Торы открыты... ведь письмена открыты всем. Хотя на самом деле Тора весьма сокрыта, это сокрытие называется Устной Торой, — ведь Устная Тора есть понимание сокрытого и тайн, спрятанных в Торе. А Письменной Торой называется только то, что написано прямым текстом для всех, поэтому и говорится: «…ее тайны открыты». Вот со стороны раскрытия Письменной Торы для всех народы мира и говорят: «Мы — Израиль» (раби Цадок аКоэн).
Мудрость народов — в открытом, в том, что написано в книге, которую может прочесть любой. Это восприятие внешних образов без внутреннего постижения — категория «издалека». Они исследуют природу, внешнюю оболочку мироздания, поэтому вся их мудрость — внешняя. Но внутреннего постижения, понимания внутреннего смысла Торы (и, соответственно, мироздания), Устной Торы в Письменной, у них нет. «Если скажет тебе человек: Есть мудрость у народов — верь. Но если скажет тебе человек: Есть Тора у народов — не верь».
Устная Тора хранится в сердцах мудрецов Израиля. Ведь «высший корень души каждого еврея — в одной из букв святой Торы» (Нефеш аХаим). Об этом мы молимся: «Дай нашу долю в Торе Твоей» — удостоиться соединиться с корнем нашего наследия в Торе. «Приняли древние по традиции, что каждый корень души Израиля включен в Тору, так что есть шестьсот тысяч толкований Торы по числу шестисот тысяч корней душ Израиля, и сами света светят в шестиста тысячах путей в шестьсот тысяч израильтян» (Рамхаль).
Эта Тора, называемая нижней Хохмой, пребывает в сердцах Собрания Израиля, несмотря на то, что пророчество прекратилось — как объясняет Рамбан слова Талмуда: «С того дня, как был разрушен Храм, отобрано пророчество у пророков и дано мудрецам», «которые постигают истину духом святости внутри них».
Отсюда происходят и споры внутри Устной Торы, когда каждый говорит в соответствии с уровнем своей души... и потому и то, и другое — слова Бога живого, так как разные мнения даны одним Пастырем в соответствии с разделением душ. Таковы расхождения в определении законов (раби Цадок аКоэн).
* * *
Письменная Тора есть корень всего мироздания и всех творений, и все, что происходит с ними и в них находится в ней. Но «вся Устная Тора, — есть у нее основа и намек в Писании, но не сказано это прямым текстом. И она — корень и причина провидения Всевышнего относительно Израиля... Которое всегда осуществляется через скрытые чудеса, облаченные в пути природы, то есть — через Устную Тору, и в этом нет у народов мира ничего». Это понятно в соответствии со словами Виленского Гаона выше, что души Израиля — в категории Земли, а души народов мира — в категории Неба (издалека). Постарайтесь понять это правильно.
Обзор по теме Устная Тора
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.