Темы: Недельная глава, Итро, 10 Заповедей, Десять Заповедей, Хаим Суницкий
Вопрос
В главе этой недели мы узнаем о «Десяти Заповедях». Конечно, их детальное обсуждение потребует много томов книг, но можем ли мы, по крайней мере, знать общее значение этих специфических мицвот Торы, и какова их общая структура?
Ответ
Конечно, каждое слово Торы является святым и бесконечно глубоким1. Есть уроки, которые можно изучать на различных уровнях интерпретации из любого предложения в нашей Торе2. Даже на самом простом уровне понимания (пшат) мы можем изучить уроки жизни из казалось бы незначительных отрывков3. Мы можем таким образом найти десятки тысяч заповедей в нашей Торе, множество из которых имеет значение и к нашей каждодневной жизни. Наши мудрецы имели традицию, что все мицвы нашей Торы сгруппированы в 613 общих заповедей4, и что из них Десять Заповедей этой главы имеют центральное значение5. Что касается любого практического закона, нет никакого реального различия, какие из тысяч указаний Торы считаются из 613 заповедей6, и также нет никакого реального практического различия между этими Десятью Заповедями и остальными 6037.
Структуру мицв Торы можно сравнить с деревом, имеющим ствол, большие ветви и меньшие веточки. Все заповеди Торы имеют критическое значение, но некоторые в каком-то смысле включают остальные. По этой аналогии, самая фундаментальная заповедь — вера во Всевышнего — ствол всего дерева. Главные ветви — остальная часть этих Десяти Заповедей. Остальные 603 из заповедей это оставшиеся разветвления. По правде говоря, разветвление продолжается, так что каждая из этих 613 заповедей может быть разделена на различные детали и инструкции. Таким образом, Тора фактически содержит тысячи различных директив, как мы упомянули. Какие именно 613 из них являются главными, — фактически не имеет значения.
Вообще эти Десять Заповедей разделены на две группы по пять. Когда Моше позже спустился с Горы Синай, он держал две Скрижали из камня. На правой Скрижали были написаны первые пять заповедей, имеющих отношение к нашей связи со Всевышним8. На левой Скрижали были написаны пять заповедей, имеющих отношение к другим людям9. Пять заповедей на правой Скрижали соответствуют пяти на левой Скрижали10.
Теперь, первые две заповеди на правой Скрижали — мицва верить во Всевышнего и запрет на идолопоклонство. Первые две заповеди на левой Скрижали — запрет на убийство и прелюбодеяние. Таким образом, первые две заповеди на каждой Скрижали — самые фундаментальные. Они включают мицву верить в Творца и запрет трех кардинальных грехов, из-за которых человек должен отдать жизнь, чтобы их не нарушить11.
Теперь мы упомянем кратко полную структуру этих Десяти Заповедей. Согласно Зоару (2: 276б; 3: 12а; Зоар Хадаш, Ки Тиса), эти Десять Заповедей соответствуют десяти утверждениям, сделанным при создании мира и десяти12 Сфирам13:
Вера в Творца | Создание света | Хесед |
Запрет на идолопоклонство | Создание небес | Гевура |
Запрет на ложные клятвы | Собирание воды | Тиферет |
Помни о Субботе | Создание растений | Йесод |
Уважай родителей | Создание светил | Нецах |
Не убивай | Создание рыб | Ход |
Не прелюбодействуй | Создание животных | Малхут |
Не кради | Дарование пищи людям | Бина |
Не свидетельствуй ложно | Создание Адама | Хохма |
Не желай чужого | Создание Хавы | Кетер |
Конечно, нет возможности обсудить в этой статье причины для всего этого соответствия. Мы упомянем лишь один интересный пункт. Заповедь, не желать чужого соответствует Сфире Кетер, которая является самой высокой Сфирой, и включает Сфиры ниже себя. Заповедь, не прелюбодействовать соответствует Малхут — самой низкой Сфире, которая также включает и комбинирует Сфиры выше себя. Интересный факт состоит в том, что действительно наши мудрецы учат, что эти две заповеди включают все другие14.
Тот, кто желает чужое, может в результате нарушить остальные заповеди, чтобы получить желаемое. Также и тот, кто прелюбодействует, может нарушить остальные девять заповедей15. Действительно, желание противоположного пола намного больше, чем другие типы ецер ара16. Как только мы сможем управлять нашими качествами, так, чтобы не желать того, что не принадлежит нам, мы научимся быть удовлетворенными тем, что имеем. Подчиняя наши желания, и тщательно соблюдая эти две заповеди, будет легче соблюдать все мицвы Торы. Мы будем тогда служить нашему Создателю в праведности, и заслужим долгожданного спасения.
1 См. наши слова к главе Ваеце.
2 См. Талмуд, Синедрион 99б; «Путеводитель заблуждающихся» 3: 50.
3 Например, заповедь ведения войны не относятся к нам в изгнании, и все же детали, которые описывают еврейский армейский лагерь, имеют применения к каждодневной жизни. Больше чем дюжина глав Шулхан Аруха (Орах Хаим 74—87) основана на двух стихах о еврейском армейском лагере: законы чистого места и надлежащей одежды, необходимой для молитвы выучиваются оттуда.
4 См. Талмуд, Макот 23б.
5 См. Раши 24: 12 от имени Рава Саадии Гаона. Отметьте, что есть в целом 620 букв в этих Десяти Заповедях, как числовое значение «Кетер» — короны. Это намекает 613 мицв плюс семь, особенных «мицвот дерабонан» (те, которые не были сделаны как «ограждение», а — новые заповеди).
6 См. начало «Маалот Атора», брата ГР"А.
7 Действительно запрещают читать эти Десять Заповедей каждый день в общине, чтобы не создать впечатление, что они являются единственными заповедями, которые дал нам сам Всевышний (Шулхан Арух, Орах Хаим 1: 5). Некоторые также не рекомендуют вставать, когда эти Десять Заповедей читают из Торы. Следует встать несколько стихов прежде чем Хазан дойдет до этих Десяти Заповедей.
8 Заповедь — уважать родителей, считается между нами и Всевышним, так как их уважение сравнивается с уважением Создателя.
9 Отметьте, что заповеди на первой Скрижали имеют два Божественных Имени в каждом из них, в то время как те на второй Скрижали не имеют Божественных Имен (см. Аводат Агершуни).
10 См. Псикта Рабти, 21.
11 См. ГР"А в его комментарии к агаде в Брахот, 61а. Эти четыре греха наказывались четырьмя видами смерти. Идолопоклонство наказывалось закидыванием камнями; убийство — мечем; прелюбодеяние — удушением; за ересь, «горят» в геиноме (см. далее ГР"А в Адерет Элияу, Деварим 32: 17).
12 Есть также два несколько других варианта там же в Зоаре; и еще один вариант в комментарии Рабейну Бахъе к стиху 20: 14.
13 См. нашу статью 10centuries.htm в приложении.
14 См. Бемидбар Раба; 12: 9, Танхума, Насо 2; Псикта Рабти, 21.
15 Каким образом прелюбодеяние может привести к нарушению Субботы? Например, если прелюбодей родит ребенка от женщины, которая замужем за коэном, все будут считать, что и ребенок коэн. Таким образом, его сын будет делать храмовую службу по Субботам, но т.к. на самом деле он не коэн, его служба является нарушением Субботы (Танхума, Насо 2). Разумеется, это не единственный возможный пример. Бывает, чтобы не быть пойманным, прелюбодей ломает Субботу и т.д.
16 см. Талмуд Макот 23б, Шулхан Арух, Эвен Аэзер 21.
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.