Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Симхат Тора, Дарование Торы, Истинность Торы, Магид из Дубно, Еврейская притча
«И соблюдайте, и исполняйте (Тору),
ибо она — ваша мудрость и ваше понимание перед глазами народов,
которые услышат все эти повеления и законы и скажут:
однако мудрый и разумеющий этот великий народ» (Дварим 4:6).
Магид из Дубно нередко говорил о небесном происхождении Торы. Так сказал пророк Ирмеяу: «И сказал Г-сподь: они оставили Тору Мою, которую Я даровал им, и не внимали голосу Моему, и не следовали ему»[1]. Из этого явственно следует, что Тора — дар с Небес. И наступит время, когда все народы мира это признают. Тора предшествовала сотворению мира, и ее заповеди предназначены для того, чтобы привести человека к гармонии: «Пути ее (Торы) — пути приятные, и все стези ее — мир»[2].
И только пока еврей глубоко не постигнет высочайшие ценности Торы, она может казаться ему ярмом, обременяющим шею народа Израиля. Ее начало — испытание, но конец — великое и безграничное наслаждение, помимо невероятной награды — ее сокровенного знания. Изучение завета Всевышнего и возвышенное служение Ему станут освящением имени Б-га. И в этом уже однозначно убедился весь народ Израиля: «Лицом к лицу говорил Г-сподь с вами на горе из огня»[3].
Даже если бы никто не знал о Б-жественном Откровении на горе Синай, сама Тора объявляет и провозглашает, что она — дарование с Небес: «Мудрость на просторах будет воспевать, на площадях подаст голос свой»[4]. Первичное понятие нашей веры заключается в том, что человек сотворен только для того, чтобы пройти испытания в нижнем мире, исправить свои недостатки, войти во дворец Царя всего мира для вечной жизни и пребывать в нем в безграничной радости.
Такую притчу о божественной Торе поведал Магид: «Жили на свете король с королевой в счастье и благополучии. Только одно омрачало их радость: у них не было детей. Что только королевская чета не предпринимала, чтобы удостоиться детей! Они обращались к самым лучшим врачам в своем королевстве и за его пределами, посещали колдунов, гадалок и ведьм, но все было безрезультатно. Шли годы, но королева по-прежнему оставалась бездетной…
Однажды король и королева прослышали о славящейся своими чудесами колдунье, которая жила в отдаленной пещере, и решили обратиться к ней за помощью. “У вас родится дочь, она будет умной, красивой, с прекрасным характером”, — сказала колдунья, — “но это произойдет при одном условии: она не должна видеть ни одного мужчины, даже отца, до дня своей свадьбы, иначе ее постигнет смерть!”
Супруги поблагодарили колдунью и вернулись домой. Действительно, вскоре после этого королева почувствовала, что она беременна. Незадолго до родов королева покинула дворец и отправилась жить на уединенный остров для того, чтобы выполнить условие колдуньи. В назначенный срок у короля с королевой родилась дочь, и с годами стало ясно, что все пророчества сбылись. Женщины, которые имели возможность видеть принцессу, восхищались ее красотой, добросердечностью и одаренностью.
Когда принцесса достигла совершеннолетия, отец начал искать для нее подходящего жениха. Но кто согласится жениться на девушке, которую нельзя увидеть до свадьбы?! Принцы один за другим отклоняли предложение короля. Только один принц согласился на ней жениться: “Она из хорошей семьи, король, ее отец, известен своей честностью и добропорядочностью. Я готов жениться, даже не увидев ее!”
Только после свадебной церемонии, когда невеста сняла вуаль, жених смог впервые увидеть ее лицо. Он был поражен ее благородной и нежной красотой, но сказал себе: “Кто знает? Действительно ли она столь особенная девушка как говорил ее отец?” И только по прошествии нескольких месяцев, в течение которых молодой муж каждый день все больше и больше убеждался в неотразимой внешней красоте и внутренней гармонии принцессы, он пришел к ее отцу выразить свою благодарность за то, что тот позволил ему жениться на его дочери».
«То же самое случилось с народом Израиля, — продолжил Магид из Дубно, — Мы получили Тору в праздник Шавуот, но не знали ее содержания. Тогда мы произнесли: “Все, что сказал Г-сподь, исполним и услышим![5] Мы согласились принять Тору и сделать все, что в ней сказано. А теперь, на празднике Симхат Тора, по прошествии нескольких месяцев, поняв, сколь замечательный подарок мы получили от Творца, настало время праздновать и танцевать с Торой!»
[1] Ирмеяу 9:12.
[2] Мишлей 3:17.
[3] Дварим 5:4.
[4] Мишлей 1:20.
[5] Шмот 24:7.
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»