Общество обязано помогать бедным и слабым? Это не аксиома, и так было не всегда. Да и в наши дни есть страны, где основная система экономической поддержки человека — это его семья, а единственная система социальной защиты — его собственные дети. Совсем не так в Израиле.
В Англии XVI века, в соответствии с «Законом о Бедных», странников и бродяг клеймили и отправляли на каторжные работы. Призванная улучшить положение бедных поправка к этому закону 1834-го года привела к распространению работных домов, о бесчеловечном устройстве которых мы читали в романах Диккенса.
Еще совсем недавно, в первые десятилетия XX века, дарвиновскую доктрину выживания попытались применить к человеческому обществу, получив такое явление как «социальный дарвинизм». Сторонники этой теории считали, что эволюционный прогресс диктует более слабым членам общества оставаться на обочине жизни, оставляя будущее более сильным.
Еврейский подход к нищете — диаметрально противоположен, и сострадание к нуждающимся в еврейской традиции активно и организованно. Говорит Мидраш: «Цдака (благотворительность) дремала, и Авраам пробудил ее. Как он это сделал? Он построил гостиницу с входами со всех сторон и принимал путников» (Шохер Тов 110).
Авраам привил альтруизм и любовь к дарению своему потомству на много веков вперед. Английский историк Пол Джонсон сообщает в знаменитой «Истории евреев»: «С храмовых времен купа или ящик для сбора были стержнем, вокруг которого вращалось благоденствие еврейской общины». Около 800 лет назад Маймонид писал: «Мы никогда не видели и не слышали о еврейской общине, которая не имеет купы».
Так продолжается и по сей день. Сборы средств на питание, одежду, образование, семейные расходы, лечение и все другие потребности являются обычным явлением во всем еврейском мире.
Чтобы быть дарителем, не обязательно иметь деньги. «Месилат Йешарим» перечисляет три основные категории щедрости: предоставление своего богатства, предоставление себя физически и предоставление своей мудрости.
Физически помочь человеку — это не только радовать жениха и невесту, посещать больного, хоронить умершего, утешать скорбящего, но и вовремя сделать кому-то чашку чая или придержать дверь. Даже в таком простом жесте мы проявляем себя как дарители.
Не каждый из нас — мудрец, но многим по силам поделиться знаниями по той теме, в которой они являются специалистами, например, дать компетентный совет в медицинской, деловой или юридической области. Если быть внимательным, можно обнаружить огромное поле для этого вида хеседа в повседневной жизни. Например, один человек превратил себя в пешеходный информационный центр, тщательно записывая в блокнот номера и маршруты автобусов и поездов — специально, чтобы отвечать на вопросы людей, не знающих как куда-то добраться.
Авраам преуспел во всех трех категориях щедрости. Он использовал свое богатство для размещения путешественников, рисковал собственной физической безопасностью, чтобы спасти своего племянника Лота, силой своей мудрости он принес слово Б-га в языческий мир.
Но ведь в шатре Авраама было не три, а четыре входа. Деньги, мудрость, физическая помощь… — какой же четвертый? Говорит в Мидраш Мишлей (12): «Каждый, кто решает перед сном: “Завтра я встану и сделаю такой-то хесед такому-то человеку”, — суждено ему радоваться вместе с праведниками в Ган Эдене». Всего лишь за мысль перед сном — такая великая награда?
А ведь такие мысли свидетельствуют о том, что человек достиг совершенства в еврейском дарении, а именно: стал человеком, суть которого — доброта. Действительно, кто думает в спальне о будущих добрых делах? Только тот, кто действительно, в глубине своей души, заботится о других; для кого забота о других — это не задание, не груз, не обязанность, а его неотъемлемая часть. Такой человек поистине заслуживает Ган Эдена.
Вот он — четвертый вход в гостиницу Авраама. Авраам всей своей жизнью показывал, что значит жить по-еврейски. Он давал другим всеми способами, и входы в его шатер символизируют формы, которые принимало его дарение. Три входа соответствуют трем формам хеседа, о которых говорится в «Месилат Йешарим». Но Авраам пошел дальше этого и достиг четвертого измерения отдачи — он сам был проникнут дарением. Он был не просто человеком, который дает, — он был дарителем по своей сути.
Четвертый вход в шатер — это совершенство личности, которого достиг Авраам, и к которому стремимся мы, его потомки. В последние годы проводилось несколько статистических исследований, ставящих своей целью выяснить отношение израильских граждан к благотворительности и добровольческой деятельности, в том числе — юридической школой Тель-Авивского университета и Центральным статистическим бюро.
Статистика показывает, что средняя израильская семья жертвует зарегистрированным благотворительным организациям около 300 шекелей в год. А средняя семья, относящая себя к хареди (ортодоксальному иудаизму) — 457 шекелей в месяц. Это более чем в два раза превышает среднюю сумму (222 шекеля), пожертвованную другими еврейскими семьями (относящими себя к нерелигиозным, традиционным и дати-леуми — религиозным сионистам).
75 процентов семей хареди делают пожертвования каждый месяц, тогда как среди других еврейских семей только 31 процент поступает так. Исследование показало, что, хотя харедим составляют около 10 процентов населения Израиля, они совершают 20 процентов всех пожертвований, которые делаются в стране.
Крупнейшие волонтерские организации Израиля — такие как «Ихуд Ацала», «Яд Сара», «Эзра ле-Марпэ», «Эзер ми-Цион», «Зака» и многие другие — основаны религиозными евреями и ежегодно оказывают помощь миллионам израильтян всеми тремя средствами щедрости: деньгами, временем и советом. Будь то спасение жизни, предоставление медицинского оборудования, юридическая консультация, обеспечение продуктами — и вообще всё, что только может понадобиться человеку.
Нет такой услуги или предмета первой необходимости, которую нуждающийся не мог бы получить бесплатно или за символическую сумму. Если эту услугу не предоставляет крупная организация — тогда наверняка этот пробел восполнен местными гмахами религиозных районов, где найдется буквально всё: лекарства и платья, соски и бутылочки, молотки и потерявшиеся дети.
94% волонтеров, отвечая на вопросы анкеты, заявили, что они «удовлетворены» своей жизнью, а 54% сказали, что «очень довольны». Среди тех же, кто не занимается добровольческой деятельностью, удовлетворенных жизнью только 28%. Судя по этим ответам — тем, кто привык давать и сделал дарение частью себя, действительно открывается четвертое измерение щедрости праотца Авраама.
Интересно, что в Израиле самый высокий процент волонтеров — именно среди религиозных евреев. Среди тех, кто называет себя хареди и дати (религиозными) — 40% и 39% добровольцев (соответственно), а среди традиционных и светских израильтян — 23% и 25%. Религиозные евреи в гораздо большей степени, чем другие слои населения, готовы помогать и делают это бескорыстно!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»