Гмилут Хасадим — добрые дела
ГМАХ — это сокращение от ивр. Гмилут хасадим, что означает дела, совершаемые безвозмездно, для помощи другим людям.
Когда говорят «гмилут хасадим», чаще всего подразумевают в широком смысле именно добрые дела и взаимопомощь.
Отметим, что цдака — предоставление денежной (или любой другой материальной) помощи — всего лишь частный случай гмилут хасадим.
Тора обязывает нас помогать людям не только деньгами, но и всеми доступными нам средствами. Мудрецы сказали: «Кто занят Торой, но не занят добрыми делами, подобен тому, кто не признает Творца». И Устная Тора прямо говорит, что добрые дела — один из столбов, на котором стоит весь мир (см. Авот 1:2).
Сказано так в псалме: «Мир милосердия будет построен». Слово «милосердие» в переводе на иврит — «хесед».
Тора начинается с хеседа и завершается хеседом: в начале сам Творец дает одежды Адаму и Хаве, а в конце (недельная глава веЗот аБраха) Творец хоронит Моше.
Первый еврей, наш праотец Авраам, открыл истину: хесед — способность безвозмездно делиться своим добром — это проявление Творца в мире. Тогда он сказал самому себе: «Я хочу быть подобным Творцу в своих делах». Авраам построил дом с четырьмя входами на перекрестке дорог в пустыне. Он приглашал к себе, кормил и поил каждого путника. Когда гости хотели благодарить Авраама, он объяснял им, что благодарность полагается Тому, Кто сотворил мир и постоянно заботится о нем, посылая все необходимое.
Сегодняшние евреи — потомки Авраама. И мудрецы назвали три главных качества еврейского народа: «байшаним, рахманимвэ-гомлей хасадим», то есть «скромные, милосердные и делящиеся всем, что имеют, безвозмездно».
Различают три вида добрых дел: совершаемые непосредственно самим человеком, который взялся помогать (физическое участие); при помощи финансовой поддержки (материально), словесная помощь.
Физическое участие. Сюда относится все, что мы делаем своими руками: защитить человека от нападения; навестить больного; помочь ему в спасении своего имущества при пожаре и пр.
Материальная помощь. Одолжить ближнему деньги, дать ему бесплатно вещь на время, если он в ней нуждается. Ценной поддержкой является предоставление учащимся книг по Торе. Еще весомее помощь в жизненных трудностях, — например, дать жилье на время тем, у кого жилья нет, особенно тем, кто учат Тору. В нашем народе всегда почитались люди, помогающие бедным студентам ешив.
Помощь утешением или бескорыстным советом. Добрым делом «высшей категории» считается умение учить Торе других, обращаясь с учениками вежливо, мягко и приветливо, — даже если ученик задает не самый умный вопрос, повторяя его много раз.
Кроме того, в Иудаизме есть конкретные заповеди, связанные с добрыми делами: утешение тех, кто в трауре; помощь в устройстве свадеб для бедных невест, охрана прав сирот, заботы о больных, участие в похоронах; примирение тех, кто поссорился, и т.д.
Гмах — фонд взаимопомщи
Сегодня в Израиле под словом-аббревиатурой «Гмах» чаще всего подразумевают некий фонд (или даже просто некое место), куда люди дают деньги или вещи для того, чтобы другие могли ими пользоваться на безвозмездной основе. Т.о. в случае с деньгами — получатель получает их в долг без процентов, в случае с вещами — без оплаты стоимости предмета либо его аренды.
Как правило, схема работы Гмахов такая.
Гмах получает эту сумму денег, принимает на себя обязательство в течение какого-то определённого времени (как договорились с руководством Гмаха) вернуть эту сумму денег. То есть, отдавший в Гмах свои деньги сможет в будущем их получить обратно.
В течение этого временем с помощью этих денег осуществляется большая мицва (заповедь) — эти деньги одалживаются людям. Это большая заслуга владельца денег.
А когда человеку это нужно, он сообщает руководству Гмаха и получает деньги обратно.
Виды Гмахов в религиозном обществе
В телефонной книге только одного из религиозных районов Иерусалима значится множество различных Гмахов. Прежде всего, есть несколько Гмахов лекарств. Если в Субботу или праздники, поздно вечером и даже ночью в будни, когда аптеки уже закрыты, вам понадобится какое-то лекарство, вы всегда сможете его получить в ближайшем Гмахе. Через несколько дней, получив рецепт врача и купив лекарство в аптеке, вы вернете его, чтобы ваши соседи также смогли воспользоваться помощью Гмаха.
Другой Гмах предлагает халы [хлеб для субботней трапезы] и субботнее вино [для кидуша]. Если в субботу или праздник к вам неожиданно пришли гости — вы всегда можете получить халы или вино в одном из ближайших Гмахов.
У вас родился сын, и необходимы какие-то вещи для организации церемонии Обрезания. Прежде всего, есть Гмах подушек, на которые укладывают младенца, чтобы передать его моэлю. Если у вас нет денег, чтобы заказать зал для праздничной трапезы, нужно заранее сообщить об этом в Гмах еды для брита. Тогда между соседями будет распределено приготовление блюд из праздничного меню. Каждый из них принесет что-то вкусное в указанное место. Если не хватает стульев, так как пришло много гостей, есть Гмах стульев, скамеек и столов.
Если вдруг ночью ваш ребенок прокусил свою любимую соску — не беда. Есть Гмах сосок.
Если вам необходима определенная книга или кассета с уроком какого-то рава на иврите, английской, французском или русском языках — существуют Гмахи книг и кассет.
Есть Гмах домашних инструментов, Гмах-факс, Гмах платьев для невест, Гмах ленточек для украшения свадебного зала и так далее, не говоря уже о Гмахах, выдающих небольшую материальную помощь нуждающимся или крупные долгосрочные беспроцентные ссуды по поводу свадьбы.
Вы будете поражены когда узнаете о существовании Гмаха… потерянных детей! В религиозных районах в Израиле по субботам ездят только полицейские и машины скорой помощи, поэтому малыши часто играют на мостовой. Есть и такие, что выйдя из дома, не могут найти путь назад, а назвать адрес пока еще не умеют. Таких детей приводят в квартиру одного человека, организовавшего этот удивительный Гмах. Родители со всего района бегут туда забирать своих малышей.
Все перечисленные Гмахи находятся только в одном районе Иерусалима. Подобные действуют в каждом религиозном районе города.
А что говорить о Гмахах города или даже всей страны. Один из старейших из них — Гмах медицинского оборудования. Он был создан молодым аврехом (учеником колеля) Ури Луполянским в начале 70-х годов, когда тот однажды купил инвалидную коляску для родственника, попавшего в автокатастрофу. После его излечения Ури превратил это кресло в Гмах. Потом вместе с приятелем они приобрели несколько приборов для измерения давления, аппараты для снятия приступа бронхиальной астмы. Когда медоборудования прибавилось, Ури назвал этот Гмах «Яд Сара», чтобы увековечить память своей бабушки Сары, погибшей во время Катастрофы.
Постепенно количество оборудования увеличивалось. Появились компаньоны, первые добровольцы. Сейчас отделения «Яд Сара» существуют при каждой крупной больнице. Есть специальные помещения для оборудования этого фонда. Десятки тысяч добровольцев по всей стране являются безвозмездными сотрудниками сети Гмахов «Яд Сара».
Трудно подсчитать количество людей по всему Израилю, которые пользуются его услугами. Когда бессменный руководитель «Яд Сара» Ури Луполянский баллотировался в мэры Иерусалима, за него голосовали и религиозные, и светские избиратели. Так как каждый видел его организаторские способности при создании этой империи хэсэда «Яд Сара».
Другой Гмах «Яд Элиэзер» — помощь малообеспеченным семьям. Сотрудники этого Гмаха раздают еду на субботу и праздники, помогают организовывать свадьбы, бар-мицвы, бриты.
Гмах «Эзэр ми Цион» — частная скорая помощь, которая развозит больных на постоянные процедуры в больницы. В нем работают также добровольцы, которые будут дежурить у постели больного, сменяя родственников, и принесут еду тем, кто постоянно находится возле больного.
И это только малая часть тех Гмахов, которые существуют в современном Израиле. Каждый человек думает: «А что еще не хватает моему соседу, чем я еще могу помочь, чем поделиться?»