Из цикла «Знание Субботы», темы: Сотворение мира, Суббота, Связь с Творцом, Рав Эуд Авицедек, Имя Творца
И завершены были небо и земля, и все воинство их. И закончил Бог к седьмому дню работу Свою, которую Он делал, и отдыхал в день седьмой от всей работы Своей, которую сделал. И благословил Бог день седьмой, и освятил его, ибо в этот день отдыхал от всей работы Своей, которую совершил Бог, созидая — Берешит 2:1-3.
«Сказал Рава: Даже тот, кто молится в одиночку в субботу вечером, должен сказать отрывок “…и завершены”. Ведь сказал рав Хамнуна: Каждому, кто молится в субботу вечером и говорит “…и завершены”, Писание засчитывает, как будто он становится соратником Всевышнего в сотворении мира… Сказал рав Хисда, что сказал мар Уква: Каждого, то молится в субботу вечером и произносит отрывок “…и завершены”, — провожают два ангела служения и возлагают руки на его голову и говорят ему: “И отойдет твое преступление, и грех твой будет искуплен”» (Шабат 119).
Мы проанализируем смыслы, заключенные в слове ויכולו (и завершены), и увидим, что в нем содержатся различные темы субботы Творения. Тем самым мы поймем, почему так важно произносить «и завершены» субботней ночью, и почему человек, проговаривающий данный отрывок, становится соратником Всевышнего в сотворении мира: «Откуда мы знаем, что речь подобна действию? Как сказано: “Словом Господа небеса сделаны”. Это человек, раскрывающий тайну субботы, которая “называется речью”. Приведем здесь только краткие тезисы, поскольку данные темы объяснены подробно в своем месте.
Раби Хама начал: “Отдели примеси от серебра, и выйдет у плавильщика сосуд” (Притчи 25). Притча о ванне, которая была полна воды, и были внутри ее два красивых изображения. Все время, пока ванна была полна воды, изображения не были видны. Когда вылили воду, стали видны изображения. Так все время, пока мир был безвиден и пуст, не была видна работа неба и земли. Когда же хаос и пустота ушли из мира, стала видна работа неба и земли, и вышел у плавильщика сосуд. Об этом и сказано: И завершены ויכולו (от слова כלי, сосуд) были небо и земля» (Берешит раба).
Суть сосуда — ограничение внутреннего света. Так сотворение мира есть ограничение Всевышним Своей воли воздавать добро. Он сократил Свое влияние в соответствии с качеством Суда: это то самое «хватит!» (די), что Он сказал миру. די от слова דין (суд) — не распространяться и не воздействовать изо всех сил на Свои творения, но лишь в определенной мере. Об этом сказали: Одно из имен Всевышнего — Шадай — Тот, Кто сказал Своему миру «хватит!» (дай). И в мидраше говорится: Небеса растягивались все больше и больше, пока не прикрикнул на них. По этому качеству Суда, каждый сотворенный объект получает энергию свыше в соответствии со своей мерой. Это качество Суда, которым был сотворен мир; его корень в имени Элоким. Цель данного Управления — сокрытие, позволяющее существовать свободе выбора в мироздании. Творец раскрывается как царь, который устанавливает землю судом.
«Сказал раби Ошайя: Слово ויכולו происходит от слов מכה (рана) и כלייה (уничтожение). Но в Грядущем Всевышний вылечит эту рану, как сказано (Йешая 30): “…и рану от удара его излечит”, рану от удара мира излечит» (Берешит раба).
Рана и уничтожение — порождение Управления Суда, которое имеет место в течение Шести Тысяч лет существовования мира. Но в будущем, в день, который весь — суббота, «рану מחץ от удара его излечит» — «перегородку מחיצה между Нижними и Верхними излечит». «Со стороны Малхута, когда он не отобран, называется работа, но Малхут в отобранном состоянии — это отдохновение» (Рамхаль). «Так можно толковать слово ויכולו: стали одним сосудом כלי для Славы Всевышнего… И тем самым все действия возвращаются вместе с человеком, чтобы приобщиться к своему высшему корню. Это и есть отдохновение» (Сфат Эмет).
«ויכולו: Сказал раби Симон от имени раби Йеуды бен Леви: Деяния обобщали всё, и они натягивались все больше».
В субботу мы говорим в утренней молитве: «Царь, создающий всё». Это включение и обобщение всего мироздания в одну структуру с целью раскрытия Царства Всевышенего. Это обобщение, включающее в себя всю существующую реальность. И Адам, праведник мира, чье качество — «ибо всё на небе и на земле», должен был быть сотворен в субботний день. Но Творец отдыхал от всей работы, которую делал. Он был сотворен в шестой день, и тогда появилась основа для раскрытия царства Творца. «ויכולו — это суббота, седьмой день, и в этом смысл слова ויכולו, что он включает כולל небо и землю и все воинство их…»
«ויכל אלקים: Таргум Йерушалми: וחמד, страстно возжелал, об этом и сказали: “вожделением дней его назвал Ты”» (Бааль аТурим).
«На что это похоже? На человека, у которого был любимый сосуд, и захотел он дать его в наследство сыну, который прислуживает ему. Так Всевышний хотел дать день субботы, отдохновения и святости в наследство Израилю, который служит перед Ним» (Пиркей дераби Элиэзер).
Шабат есть «вожделенный из дней», день раскрытия воздаяния блага, которое и лежит в основе желания Всевышнего сотворить мир. «Голени его שוקיו — столпы мраморные» (Песнь Песней 5:15) — שוקיו — это мир, который Всевышний страстно возжелал, נשתוקק, сотворить, как сказано: «Я — другу моему, и ко мне желание его». Откуда мы знаем, что это так? Сказано: «И завершены были ויכולו небо и земля», а ויכולו — не что иное, как страстное вожделение, как сказано (Псалмы 84:3): «Тоскует и изнывает כלתהдуша моя по дворам Господним»… (Бамидбар раба).
И, как в зеркале, в этот день раскрывается вожделение каждого сотворенного и созданного к Сущему: «И завершены небо… Ибо Всевышний раскрыл Свою тайну боящимся Его… Посредством Своего желанного света, который окружает всё… На этом стоит мир — на вожделении к Сущему. Об этом сказано ויכולו, от корня כלתה — вожделеет, изнывает, и посредством этого восполнилось и существует мироздание… ויכולו означает великое, до конца, стремление части к целому הכל» (Ор аХаим).
Когда раскрывается больше этого «желанного света», Собрание Израиля восстает с томлением, как невеста, вожделеющая прилепиться к своему суженому: «Пойдем, друг мой, навстречу невесте: примем лик субботы».
ויכולו — «и завершились» (Ибн Эзра). ויכולו — достигли цели бытия в общем (Сфорно).
Цель сотворения неба и земли — это суббота, когда все мироздание было завершено. «Должен Дом Израиля покоиться в субботний день, ведь когда сотворил Всевышний Свой мир, сотворил его в шесть дней, и отдыхал в день субботний. Благословил его, и освятил его, как человек, построивший свой дом, закончивший работу и устроивший праздник» (Танхума).
«И увидел Бог все, что сделал, и вот — хорошо весьма». «Тогда пребывает благословение, как сказали: Сосуд, содержащий благослвоение, и это — суббота, называемая “миром”» (Сфат Эмет). Это день, когда конечное действие вновь объединяется с первоначальным замыслом.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.