Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Суббота — день раскрытия воли Всевышнего в совершенстве, и воля к воздаянию блага — это субботнее благословение

И завершил Бог в день седьмой «Спросил Раби у раби Ишмаэля сына раби Йоси: Может быть, ты слышал от своего отца, что значит “И завершил Бог в день седьмой Свою работу”? Сказал ему: Это подобно ударяющему молотом по наковальне, поднял его засветло и опустил, когда уже стемнело. Сказал раби Шимон бар Йохай: Человек из плоти и крови не знает ни своих времен, ни своих минут, ни своих часов, и он добавляет от будничного к святому (начинает субботу заранее). Но Всевышний, знающий Свои времена, часы и минуты, заходит в нее в точности, как на толщину волоса. Спор Гнивы и мудрецов: Гнива говорит: Притча о царе, который сделал себе балдахин, и разрисовал его, и украсил. Чего недоставало балдахину? Невесты, чтобы вошла под него. Так миру недоставало субботы. А мудрецы сказали притча о царе, который сделал себе перстень. Чего недоставало перстню? Печатки. Так миру недоставало субботы» (Берешит раба). Наши учителя, по своему обыкновению, в простых притчах намекают нам на возвышенные и важные принципы. Попытаемся кратко понять намеки каждого из таннаев и увидим, как вопросы, проясненные нами в данном разделе, находят свое выражение в их словах. Удар молотом «По мнению раби Йоси, в субботу не было бытия, в котором есть движение. Причину мы уже высказали: бытие в котором есть движение, относится к материи, но принятие формы есть бытие без движения, ибо нет в принятии формы движения. И потому уподобляет тому, кто ударяет молотом, который поднял еще с пятницы. Другими словами, движение бытия, которое есть приготовление к принятию формы, имело место заранее, и не было движения в субботу. А опускание молота — после того, как стемнело, то есть принятие формы, которое есть восполнение бытия, было уже затемно» (Маараль). «Удар молота» — одна из 39 субботних работ. Ее смысл — в придании сосуду окончательной формы. И точно так же, суббота есть форма мироздания. Форма — внутреннее содержание, духовная ценностная суть вещи. Суббота является центральной точкой, объединяющей все шесть будних дней во всем множестве сотворенного в них, чтобы стать совершенным сосудом для одной цели — раскрытия славы Царства Всевышнего. Суббота есть внутренний смысл мироздания, и потому именно в субботу раскрылась воля Всевышнего в мире — Тора. Именно суббота приводит мироздание к своему конечному исправлению — Дню, который весь — Суббота. На толщину волоса «Но Всевышний, знающий Свои времена, часы и минуты, заходит в нее в точности, как на толщину волоса». «Это учит тебя, что производил работу до начала седьмого дня. Ведь если бы было написано: “И завершил Бог Свою работу в шестой день”, я бы сказал, что закончил работу до окончания шестого дня, но так сказать нельзя, и работа продолжалась весь шестой день. И мгновение, которое являлось концом шестого дня, есть начало седьмого, и потому можно сказать: “И закончил Бог в день седьмой”… Это весьма и весьма глубокая вещь» (Маараль). Чтобы понять его слова, вернемся к предыдущим постижениям. Вся работа шести дней зависит от творения времени. Слово время זמן происходит от понятия הזמנה — подготовка. Это процесс совершенствования мироздания, чтобы быть готовым к субботнему дню. В субботу же реальность уже совершенна, она стоит в тайне «того дня», когда все вещи достигают своего покоя — цели. Суббота исключена из понятия работы. Это святой день, отделенный от всякой реализации потенциального. Невеста и печатка «Гнива говорит: Притча о царе, который сделал себе балдахин, и разрисовал его, и украсил. Чего недоставало балдахину? Невесты, чтобы вошла под него. Так миру недоставало субботы. А мудрецы сказали: Притча о царе, который сделал себе перстень. Чего недоставало перстню? Печатки. Так миру недоставало субботы». «Нужно как следует понять мнение мудрецов и Гнивы. По мнению обоих, сама суббота есть окончание работы, и об этом сказано: “И завершил Бог в седьмой день Свою работу, которую делал” (Маараль). Окончание работы — это благословение и святость, которые суббота дает мирозданию. “Гнива говорит: Притча о царе, сделавшем балдахин. Чего недоставало миру? Субботы. Назвал субботу невестой, ибо это день благословенный сам по себе, и он есть совершенство мира; а необходимая часть свадебной церемонии — благословение невесты”. Благословение есть совершенство мироздания, как мы объясняли. Когда имеет место высшее сочетание Общины Израиля и ее Супруга, тогда мироздание находится в совершенстве, и изобилие благодати изливается на все Шесть дней. “В соответствии со святостью, которая есть в этот день, суббота называется Царицей. Ибо царь Машиах помазывается святым елеем, и потому уподобляют субботу кольцу, в котором есть печатка. Ведь печатка, хотя и прикреплена к кольцу, все же нечто отдельное от него”. Суть святости — обособленность и отделенность, и суббота придает измерение святости сотворению мироздания. “Суббота Творения соответствует кидушин (посвящению женщины в жены), как сказано: “…и благословил его”, запретив всем работать в этот день, но лишь служить Всевышнему” (раби Авраам сын Виленского Гаона). Отношение субботы к мирозданию амбивалентно. С одной стороны, она привязывает все будние дни к их корню и изливает на них свое благословение. С другой стороны, она отделена от них своей святостью и превознесенностью. Это печать Царя мира на мироздании. Властелин Вселенной раскрывается в Субботу Творения как царь, обращающийся к своим творениям для того, чтобы воздать им благо. Но в Своей сущности он отделен от них. “Чего недоставало перстню? Печатки. Так миру недоставало субботы”. А печать Всевышнего — Истина. И написано (Берешит раба): Что есть истина אמת? א в начале алфавита, מ — в середине, ת — в конце: Я — первый и Я — последний. Это Имя Авайе, означающее “был, есть и будет”, и это суббота, являющаяся печатью» (РЦА). «Что есть суббота? Имя Всевышнего, Имя, совершенное со всех сторон». Суббота — день раскрытия воли Всевышнего в совершенстве, и воля к воздаянию блага — это субботнее благословение. ויכולו — от слова כלי (сосуд). «Не нашел Всевышний другого сосуда, содержащего благословение, кроме мира». «Что есть суббота? Имя Всевышнего, и оно — мир». Полное имя над полным миром.

 

События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»