Из цикла «Врата в молитву», темы: Страдания, Еврейская молитва, Плач, Кавана, Рав Шимшон Пинкус
«И услышал Всевышний их стон»
«Шмот», 2
Что такое наака (стон)? Как сказано: «и услышал Всевышний их стон». Раши комментирует: их крик. По-видимому, слово наака по сути своей не означает молитву, а лишь тяжкий стон и крики из-за страданий, ведь написано не что они «стонали Всевышнему», а лишь, что Всевышний услышал их стон, то есть наака — это тяжкий стон и крик от горя, как человек, который кричит и стонет от непосильной работы или больших страданий. Даже, когда он находится в одиночестве, и ему не к кому взывать, он кричит оттого, что такова природа человека: тот, кому очень тяжело, кричит и стонет. В этом смысл сказанного у пророка Йехезкеля (30:24): «стенание умирающего перед Ним». Однако наши мудрецы, которые сказали нам, что это — одна из форм молитвы, открыли нам, что Всевышний услышал их стон именно потому, что они стонали, обращаясь таким образом к Всевышнему. Здесь нам открывается важный принцип в молитве и других видах служения Творцу: что, хотя наака — это естественная вещь и является лишь криком и стоном от боли, несмотря на это человек может направить ее так, чтобы он был обращен к Всевышнему. То есть, этот болезненный крик следует превратить в молитву и просьбу, как человек, который изливает свою боль и свое горе перед товарищем.
Мы видим, что Всевышний заложил в саму природу человека, что, когда ему больно, он кричит — даже против своей воли и желания, и практически не может удержаться от этого. И так же, как десятки тысяч свойств, которые Всевышний заложил в природу человека и других творений, чтобы оберегать их от ущерба, также он заложил и это свойство — кричать в момент беды, чтобы все, кто слышит этот крик, сжалились над ним, и бросились ему на помощь. Однако более глубоко понимание открывает нам, что на самом деле любой крик в мире — это крик-молитва. Ведь если кому-то чего-то не хватает, или ему больно, глубинная суть его крика — это тяга к Тому, Кому принадлежит счастье и покой, чтобы Он восполнил недостаток просящего. И несмотря на то, что кричащий не всегда знает, кто этот источник, и что он собой представляет, но по природе вещей, суть этого действия — это тяга к Источнику блага и совершенства — Творцу мира, благословен Он. Получается, что любой крик в мире по своей истинной сути является актом молитвы, и Всевышний заложил это в природу всех творений, чтобы спасать и исцелять их, ведь как только оно (творение) кричит — Он бросается ему на помощь, ведь по сути все крики направлены к Нему.
И действительно, наака является одним из форм молитвы потому, что в человеческих силах мысленно направить все эти стоны и крики прямо к Творцу, благословен Он. Прекрасным примером этому служит история, которую рассказывают о святом раве Борухе Бере Лейвовиче. Когда он был маленьким, однажды отец ударил его за какую-то детскую шалость. Еще продолжая плакать, мальчик встал, взял в руки сидур и начал молиться минху. Когда он закончил, отец спросил его: «Почему ты решил именно сейчас молиться минху?» — «Я все равно плачу, — ответил ребенок, — так хотя бы использую эти слезы для молитвы!» Если вдуматься, это просто замечательно! И прекрасно было бы всегда так вести себя: стараться, чтобы изо рта не вырывался крик просто так, ведь по правде говоря, жаль, что такая ценная вещь, как крик, выйдет впустую, а если человек «посылает» его Наверх, это самое лучшее!
Ведь на самом деле, все естественные слезы и вздохи, которые поневоле вырываются из наших уст в момент беды — это драгоценнейшие бриллианты и жемчужины, и как глупо терять эти чудесные драгоценности без пользы — например, дать слезам, которые ценнее золота, впитаться в землю, вместо того, 0чтобы поднять их Наверх, чтобы они раскрыли Небесные врата и привели изобилие и благословение и самому человеку, и всему миру, как сказано в трактате «Брахот» (32): «Несмотря на то, что врата молитвы закрылись, врата слез не закрылись». Поэтому, когда человек в горе, и у него поневоле вырываются крики и стоны, он должен направить эти крики, которые выходят сами собой, к Всевышнему, чтобы Он вытащил его из беды. Ведь поистине, все они — это не что иное, как тоска, страстное стремление и просьбы о спасении, направленные к Творцу.
Каждому разумному человеку следует постараться приучить себя к тому, что если с ним случается какое-то несчастье, или каждый раз, когда он слышит о каком-то больном или о какой-то катастрофе, или просто плохую новость, и его сердце содрогается в груди, и из уст вырывается вздох — немедленно направить это чувство на Небеса, в молитве и просьбе. Ведь очень жаль растрачивать попусту такие дорогие сокровища, как чувства горести и просьбы о благе, которые могли бы быть вставлены в корону Царя царей и украшать ее — как сказали мудрецы о молитвах сынов Израиля. Ведь мы всего лишь должны стараться направлять их в нужную сторону! Замечателен удел того, кто приучает себя к этому так, что это входит у него в привычку.
Примечание автора:
По правде говоря, эта идея работает во многих вариантах служения Творцу, ведь очень многие действия человек может, приложив немного мысли и душевного настроя, превратить из простых и естественных дел в великие и возвышенные деяния. Приведем пример: «мир держится на хеседе (благотворительности, милосердии)». Бо́льшая часть дел, которые люди делают, чтобы заработать себе на хлеб, на самом деле является хеседом. Один продает в своем магазине молоко и хлеб, другой шьет одежду, чтобы людям было, что носить. Поскольку они делают это только для заработка, в этом нет никакой заповеди, и все эти дела не имеют никакой духовной ценности. Однако, если человек вложит в свои действия немного мысли и душевного настроя, то есть, настроит себя, что на самом деле все, что он делает — это хесед и забота о других, а то, что он получает за свои действия деньги и зарабатывает — это лишь необходимость, чтобы его семье и его детям было на что жить, а по большому счету, все его желание — лишь помочь другим; если он будет радоваться, что ему так повезло, что он может давать хлеб и другие вкусные продукты своим соседям — любимым сыновьям Творца, то эта мысль и этот настрой превращают простые действия в замечательные деяния хеседа, полные внутреннего смысла, а не только необходимые самому человеку.
И есть здесь множество вариантов и возможностей, как душевный настрой может превратить пыль и камни в серебро и золото. «Услышит мудрец — и прибавит мудрости, а разумный приобретет смекалку» («Мишлей», 1).
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.