Из цикла «Врата в молитву», темы: Страдания, Еврейская молитва, Рав Шимшон Пинкус
«И стонали сыны Израиля от (тяжкой) работы и возопили (к Всевышнему)»
(«Шмот», 2)
Вопль — это когда сердце бушует из-за чрезвычайной важности просьбы, настолько, что человек не в состоянии произнести ни слова, а только громко кричит. Эта форма молитвы и называется цаака (вопль). Объясняют наши мудрецы (в «Зоар»), что это и есть молитва во всей ее мощи. Она желанна Творцу более всех других форм молитвы, и никогда не остается без ответа.
Сказано в святой книге «Зоар» («Шмот», лист 20): «Как объяснить, что такое цаака и шав'а́? Сказал раби Ицхак: шав'а́ (взывание о милосердии) всегда выражается молитвой (т.е. словами), как сказано (Теилим, 39): “Услышь молитву мою, Б-же, и к моему взыванию (о милосердии) прислушайся”; (там же, 30): “Взывал я к Тебе, и излечил Ты меня”. А цаака (вопль) — когда человек кричит, и ничего не говорит, об этом сказал раби Йеуда, “поэтому вопль сильнее остальных (видов молитвы), поскольку он — в сердце, как сказано: “Вопило сердце их к Г-споду”. Цаака и заака — это одно и то же, и эта форма ближе к Всевышнему, чем молитва и вздох, как сказано: “Если воплем возопит ко Мне, обязательно услышу его вопль”.
Сказал раби Бархия: в час, когда сказал Святой, Благословен Он, Шмуэлю: “пожалел Я, что поставил Я Шауля быть царем”, что сказано вслед за этим: “и чрезвычайно огорчился Шмуэль, и кричал (цаак) к Г-споду всю ночь напролет”, из всех видов молитвы избрал вопль, поскольку такая мольба близка к Творцу больше всех других, как сказано: “и вот вопль сынов Израиля поднялся ко Мне”.
Учат мудрецы: тот, кто молит, плачет, вопит до тех пор, когда уже не может даже шептать губами — это совершенная молитва, ведь она — от сердца и никогда не остается без ответа.
Сказал раби Йеуда: “Велика важность вопля, ведь он разрывает приговор человека за все дни его жизни”; сказал раби Ицхак: “Велика важность вопля, ведь он властвует над мерой Высшего суда”; сказал раби Йоси: “Велика важность вопля, ведь он властвует в этом мире и в будущем мире, в заслугу вопля человек получает в наследие этого мир и мир грядущий, как сказано (Теилим, 107): “И возопили они к Б-гу в беде своей — Он из несчастий их вызволил”» (Конец цитаты из «Зоар»).
Мы уже разобрали, что такое шав'а́ — это великий крик, «истерика», близкая к безумию по силе крика о помощи, и, как мы уже говорили, пользуясь этой формой молитвы, не нужно громко кричать вслух, или делать какие-то странные движения, заметные глазу присутствующих. А просто человек должен приступить к молитве, осознавая своим разумом ясную истину: положение его в этом мире подобно тому, на шее которого находится острый меч — в каждый момент и каждое мгновение, как по причине природных опасностей, от которых мы постоянно спасаемся только по милости и чудесам, которые делает нам Всевышний, так и — и это главное — из-за великого ненавистника, который подстерегает нас и ни на секунду не отвлекается от попыток убить нас и опустить в самую глубь страшного Геинома. Этот ненавистник — дурное начало, он же — Сатан, он же — ангел смерти. И когда человек стоит в молитве, и анализирует, в какой ситуации он находится, и какой великой опасности он подвержен, и в глубине сердца кричит, обращаясь к Творцу, и подробно излагает свою просьбу, это молитва называется шав'а́. Однако цаака — это еще сильнее, это похоже на человека, который идет по дороге, и вдруг ему преграждает путь разбойник с острым мечом, (который собирается его убить), а неподалеку стоит человек, который может спасти его. Естественным образом, он сразу же громко закричит тому человеку: «Скорее помоги мне!». И вдруг он видит, что тот вовсе не торопится его спасти. Сразу же из его уст вырвется второй крик — простой, без слов, надрывный и страшный, как сказано в Торе: «все, что есть у человека, отдаст, чтобы спасти свою душу», и все его силы и чувства концентрируются в этом страшном вопле — это и есть цаака.
Когда человек приходит к подобному состоянию, и кричит в душе этими двумя голосами, обращаясь к Творцу, первый из них будет называться шав'а́, а второй — цаака. И если человек удостоится осознать истину, что вся наша жизнь — это непрерывная цепь вышеописанных ситуаций — в каждое мгновение, в каждый час, и время от времени будет использовать эту форму молитвы, (причем, как объяснялось выше, не нужно выражать этот крик внешне, это должен быть внутренний крик из глубины сердца) — нет у человека в жизни мгновения истины, мгновения света, большего, чем этот миг, и нет молитвы, более желанной и принимаемой Всевышним, чем эта молитва.
Мы говорим, что цаака — это вопль без слов, но на первый взгляд, это не всегда полностью без слов, как объясняется в трактате «Таанит» (лист 17), что о пророке Шмуэле употреблено выражение цаака, а о пророке Элияу — тфила (молитва), но некоторые говорят, что у Элияу была и цаака тоже, ведь сказанное им: ענני ה' ענני — «Ответь мне, Всевышний, ответь мне!» — это форма цаака. Объяснение этому таково: смысл молитвы в том, что человек разговаривает с Творцом, и подробно излагает Ему свою просьбу, а цаака — когда он кричит, будучи не в состоянии изложить свои мысли в деталях, и здесь нет разницы, кричит ли он просто голосом без слов, как шофар, или кричит Анени! — «Ответь мне!»
На самом деле, довольно распространена ситуация, когда человек от горя не может открыть рот в молитве, порой — из-за силы скорби и сердечной боли, а порой — из-за того, что он чувствует себя очень далеким от Творца, и недостойным приблизиться к святости. В обоих случаях, он перестает молиться. Но посмотрите, на что это похоже: на человека, который ищет драгоценный камень санперион (чрезвычайно твердый камень), копает тут и там, и вдруг добрался до места, где земля настолько твердая, что он никак не может разбить ее, пытается, старается — и никак. Что он делает? Уходит оттуда, и начинает рыть в другом месте. Какой глупец! Ты же добрался до самого санпериона, и явный признак этого — то, что ты не можешь тут рыть. Не уходи отсюда, пока не придумаешь, как достать клад и принести домой! Так же и в молитве: если ты достиг такой глубокой скорби, что, как немой, не можешь открыть рот из-за глубины горя, вот он, желанный клад перед тобой, ведь самая лучшая молитва — это цаака! А кричать нужно и без слов, или воплем «Ответь мне!»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.