Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Распространена ситуация, когда человек от горя не может открыть рот в молитве, порой — из-за силы скорби, а порой — из-за того, что он чувствует себя очень далеким от Творца

«И стонали сыны Израиля от (тяжкой) работы и возопили (к Всевышнему)»
(«Шмот», 2)

Вопль — это когда сердце бушует из-за чрезвычайной важности просьбы, настолько, что человек не в состоянии произнести ни слова, а только громко кричит. Эта форма молитвы и называется цаака (вопль). Объясняют наши мудрецы (в «Зоар»), что это и есть молитва во всей ее мощи. Она желанна Творцу более всех других форм молитвы, и никогда не остается без ответа.

Сказано в святой книге «Зоар» («Шмот», лист 20): «Как объяснить, что такое цаака и шав'а́? Сказал раби Ицхак: шав'а́ (взывание о милосердии) всегда выражается молитвой (т.е. словами), как сказано (Теилим, 39): “Услышь молитву мою, Б-же, и к моему взыванию (о милосердии) прислушайся”; (там же, 30): “Взывал я к Тебе, и излечил Ты меня”. А цаака (вопль) — когда человек кричит, и ничего не говорит, об этом сказал раби Йеуда, “поэтому вопль сильнее остальных (видов молитвы), поскольку он — в сердце, как сказано: “Вопило сердце их к Г-споду”. Цаака и заака — это одно и то же, и эта форма ближе к Всевышнему, чем молитва и вздох, как сказано: “Если воплем возопит ко Мне, обязательно услышу его вопль”.

Сказал раби Бархия: в час, когда сказал Святой, Благословен Он, Шмуэлю: “пожалел Я, что поставил Я Шауля быть царем”, что сказано вслед за этим: “и чрезвычайно огорчился Шмуэль, и кричал (цаак) к Г-споду всю ночь напролет”, из всех видов молитвы избрал вопль, поскольку такая мольба близка к Творцу больше всех других, как сказано: “и вот вопль сынов Израиля поднялся ко Мне”.

Учат мудрецы: тот, кто молит, плачет, вопит до тех пор, когда уже не может даже шептать губами — это совершенная молитва, ведь она — от сердца и никогда не остается без ответа.

Сказал раби Йеуда: “Велика важность вопля, ведь он разрывает приговор человека за все дни его жизни”; сказал раби Ицхак: “Велика важность вопля, ведь он властвует над мерой Высшего суда”; сказал раби Йоси: “Велика важность вопля, ведь он властвует в этом мире и в будущем мире, в заслугу вопля человек получает в наследие этого мир и мир грядущий, как сказано (Теилим, 107): “И возопили они к Б-гу в беде своей — Он из несчастий их вызволил”» (Конец цитаты из «Зоар»).

Мы уже разобрали, что такое шав'а́ — это великий крик, «истерика», близкая к безумию по силе крика о помощи, и, как мы уже говорили, пользуясь этой формой молитвы, не нужно громко кричать вслух, или делать какие-то странные движения, заметные глазу присутствующих. А просто человек должен приступить к молитве, осознавая своим разумом ясную истину: положение его в этом мире подобно тому, на шее которого находится острый меч — в каждый момент и каждое мгновение, как по причине природных опасностей, от которых мы постоянно спасаемся только по милости и чудесам, которые делает нам Всевышний, так и — и это главное — из-за великого ненавистника, который подстерегает нас и ни на секунду не отвлекается от попыток убить нас и опустить в самую глубь страшного Геинома. Этот ненавистник — дурное начало, он же — Сатан, он же — ангел смерти. И когда человек стоит в молитве, и анализирует, в какой ситуации он находится, и какой великой опасности он подвержен, и в глубине сердца кричит, обращаясь к Творцу, и подробно излагает свою просьбу, это молитва называется шав'а́. Однако цаака — это еще сильнее, это похоже на человека, который идет по дороге, и вдруг ему преграждает путь разбойник с острым мечом, (который собирается его убить), а неподалеку стоит человек, который может спасти его. Естественным образом, он сразу же громко закричит тому человеку: «Скорее помоги мне!». И вдруг он видит, что тот вовсе не торопится его спасти. Сразу же из его уст вырвется второй крик — простой, без слов, надрывный и страшный, как сказано в Торе: «все, что есть у человека, отдаст, чтобы спасти свою душу», и все его силы и чувства концентрируются в этом страшном вопле — это и есть цаака.

Когда человек приходит к подобному состоянию, и кричит в душе этими двумя голосами, обращаясь к Творцу, первый из них будет называться шав'а́, а второй — цаака. И если человек удостоится осознать истину, что вся наша жизнь — это непрерывная цепь вышеописанных ситуаций — в каждое мгновение, в каждый час, и время от времени будет использовать эту форму молитвы, (причем, как объяснялось выше, не нужно выражать этот крик внешне, это должен быть внутренний крик из глубины сердца) — нет у человека в жизни мгновения истины, мгновения света, большего, чем этот миг, и нет молитвы, более желанной и принимаемой Всевышним, чем эта молитва.

Мы говорим, что цаака — это вопль без слов, но на первый взгляд, это не всегда полностью без слов, как объясняется в трактате «Таанит» (лист 17), что о пророке Шмуэле употреблено выражение цаака, а о пророке Элияу — тфила (молитва), но некоторые говорят, что у Элияу была и цаака тоже, ведь сказанное им: ענני ה' ענני — «Ответь мне, Всевышний, ответь мне!» — это форма цаака. Объяснение этому таково: смысл молитвы в том, что человек разговаривает с Творцом, и подробно излагает Ему свою просьбу, а цаака — когда он кричит, будучи не в состоянии изложить свои мысли в деталях, и здесь нет разницы, кричит ли он просто голосом без слов, как шофар, или кричит Анени! — «Ответь мне!»

На самом деле, довольно распространена ситуация, когда человек от горя не может открыть рот в молитве, порой — из-за силы скорби и сердечной боли, а порой — из-за того, что он чувствует себя очень далеким от Творца, и недостойным приблизиться к святости. В обоих случаях, он перестает молиться. Но посмотрите, на что это похоже: на человека, который ищет драгоценный камень санперион (чрезвычайно твердый камень), копает тут и там, и вдруг добрался до места, где земля настолько твердая, что он никак не может разбить ее, пытается, старается — и никак. Что он делает? Уходит оттуда, и начинает рыть в другом месте. Какой глупец! Ты же добрался до самого санпериона, и явный признак этого — то, что ты не можешь тут рыть. Не уходи отсюда, пока не придумаешь, как достать клад и принести домой! Так же и в молитве: если ты достиг такой глубокой скорби, что, как немой, не можешь открыть рот из-за глубины горя, вот он, желанный клад перед тобой, ведь самая лучшая молитва — это цаака! А кричать нужно и без слов, или воплем «Ответь мне!»

 

Хотя Лаван был братом праведницы Ривки и отцом праведных праматерей Леи и Рахель, сам он считается в Торе одним из самых закоренелых злодеев и обманщиков. Пребывание Яакова в доме Лавана сравнивается с египетским изгнанием евреев. Читать дальше