Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тора — окно. Сквозь него мы можем разглядеть Того, Кто даровал Тору»Рабби Хайкель из Амдуры

Законы о мукце в Субботу и праздники 14. Появившиеся на свет в Субботу предметы («нолад»)

Из цикла «Законы о мукце в Субботу и праздники», темы: Суббота, Мукце, Рав Лейб Нахман Злотник, Запреты в Субботу

Особый вид «нолад», который запрещен также и в Субботу

Предмет, который был создан или рожден в Субботу, называется «нолад» («новорожденный», «появившийся на свет»). Приведем два упомянутых в Талмуде примера того, что такое «нолад»: некий предмет, который во время еврейского праздника (йом това) нееврей изготовил из полена, предназначавшегося для топки печи; скорлупа от орехов, которые кололи в праздник[1]. В отношении того, разрешено ли пользоваться созданным в праздник предметом, а также перемещать его, мнения мудрецов эпохи Мишны разделились. Принятый закон гласит, что в Субботу «нолад» не считается «мукце»[2], а в праздник — считается, и его законы идентичны законам «мукце махмат гуфо».

Существует особый вид «нолад», который запрещен также и в Субботу — так называемый «окончательный нолад» («нолад гамур»). В отношении приведенных выше примеров можно сказать, что предмет-«нолад» в известной мере существовал в природе еще до праздника (в виде полена или оболочки, скрывавшей под собой орех). Но если предмет-«нолад» — это качественно новая вещь, то его статус и в праздник, и в Субботу «мукце махмат гуфо». В Талмуде приведен пример и этого вида: зола, полученная от сгоревших в Субботу или праздник дров. Будучи продуктом переработки древесины, зола является качественно новой вещью.

Полученные в Субботу или праздник пищевые отходы не всегда являются «мукце махмат гуфо»[3], но они обычно считаются «нолад» и перемещать их в праздник запрещено.

Вода, полученная в результате работы кондиционера, имеет статус «окончательный но — лад» («нолад гамур») и перемещать ее запрещено как в Субботу, так и в праздник[4].

Дождевая вода не является «мукце», т.к. она пригодна к использованию. Даже если дождь выпал в Субботу, дождевая вода не считается «нолад», т.к. она и прежде находилась в природе[5].


[1] Ореховую скорлупу во время Талмуда использовали для топки печи.

[2] Следует заметить, что предмет, созданный в Субботу, иногда запрещено использовать и перемещать из-за того, что его создали, нарушив законы Субботы. В каких случаях это происходит разберемся отдельно — в теме, посвященной пользованию предметом, изготовленным в результате нарушения Субботы («маасе шабат»).

[3] См. выше в главе «Мукце махмат гуфо»», раздел «Пищевые отходы, мусор, предметы, вышедшие из пользования».

[4] Разрешено ли в Субботу подставить ведро под шланг кондиционера, чтобы в него собиралась вода, будет рассказа — нов теме «Битуль кли ме-эйхано».

[5] Грязная вода, которой невозможно пользоваться, является «мукце махмат гуфо». Согласно некоторым мнениям снег считается «мукце махмат гуфо», т.к. в современном быту его не принято растапливать для того, чтобы получить из него воду. Другие считают, что снег не считается «мукце».

Из журнала Мир Торы

 

Понятия работы и заработка обычно воспринимаются как причина и следствие — работа порождает заработок. Однако с точки зрения иудаизма это не совсем так! Читать дальше

Тора и бизнес. Торговля, бизнес и работа в еврейские полупраздники

Рав Шауль Вагшал

В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.

Законы полупраздничных дней Суккот. Суббота в «холь амоэд»

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.

Если кто-то несет тяжесть, помогите ему. Ки теце

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Тора заповедала нам оказывать помощь навьюченным животным. Кроме того, нам запрещено мучить их и издеваться.

Уровень человека 20. Пути упования. Глава 2

Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»

Человек, который уповает на Всевышнего, верит в то, что Творец пошлет ему пропитание. История из Талмуда, которая иллюстрирует это правило.

Заповеди справедливости в отношениях между работником и работодателем

Рав Арье Кармель

...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.

Кицур Шульхан Арух 104. Законы Холь аМоэд

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Работу, не терпящую отлагательства, разрешается выполнить в Холь аМоэд

Уровень человека 6. Вехи человечества. Эпоха ешив

Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»

После того, как пророчество исчезло, моральным ориентиром для евреев стали ешивы. К сожалению, их духовный потенциал многими отвергался.

Как поступает человек, отец которого не оставил ему в наследство денег?

Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»