Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Категории «мукце махмат гуфо» и «кли ше-млахто ле-исур»

Предметы, имеющие отталкивающий вид или запах, которые находятся в месте пребывания людей, разрешено устранить, перемещая их обычным образом, даже если они являются «мукце махмат гуфо». Так, например, полагаясь на данный закон, разрешено в Субботу убирать со стола отходы и грязную посуду и выносить мусор, хотя они являются «мукце». В Талмуде и книгах законоучителей предмет-«мукце», вызывающий у людей отвращение в силу своего вида или запаха называется «граф шель рэи» («горшок для испражнений»).

Мудрецы приняли решение разрешить выносить «граф шель рэи» ради сохранения почета и достоинства человека. Согласно некоторым мнениям, не будь данного разрешения, было бы запрещено подметать в Субботу пол, ибо мусор и пыль являются «мукце махмат гуфо» и, следовательно, перемещать их разрешено лишь потому, что людям неприятно находиться в нечистой комнате.

Кастрюлю, из которой выложили еду, имеющую, как это упоминалось выше, статус «кли ше-млахто ле-исур»[1], разрешено убрать со стола, если она вызывает у присутствующих неприятные ощущения.

Правило о «граф шель рэи» распространяется не только на жилые помещения, но и на такие общественные места как двор, улица или парк, если там находятся люди и наличие «мук — цэ» вызывает у них дискомфорт.

Детский горшок разрешено опорожнить, вымыть и вернуть на прежнее место.

Мусорное ведро или пакет с мусором являются «мукце махмат гуфо» и их запрещено перемещать. Поэтому запрещено поднести мусорное ведро или пакет с мусором к столу, чтобы сбросить в них пищевые отходы. Переполненные мусором ведро или пакет запрещено перемещать для того, чтобы их опорожнить и создать место для нового мусора. Запрещено также уплотнить находящийся в них мусор, чтобы создать место для нового, ибо можно взять пакеты и складывать мусор в них. Однако если вид мусорного ведра или исходящий из него запах вызывают у людей, находящихся в том месте где оно стоит, неприятные чувства, его разрешено унести в другое место[2]. В случае, когда ведро переполнено и если его не опорожнить, то отходы останутся на столе и будет неприятно находиться в комнате, разрешено вытряхнуть из ведра мусор в общественный бак или мусоропровод, или утрамбовать содержимое ведра, чтобы освободить в нем место.

Человек не обязан менять свое привычное поведение для того, чтобы не прибегнуть к разрешению, связанному с «граф шель рэи». Поэтому во время принятия пищи разрешено класть отходы на стол, даже если в результате этого придется перемещать «граф шель рэи».

Тем не менее, нельзя искусственно создавать ситуацию, позволяющую прибегнуть к данному разрешению. Другими словами, если предмет-«мукце», имеющий отталкивающий вид или запах, находится в месте, где нет людей и, соответственно, не действует вышеупомянутое разрешение, запрещено специально переместиться в это место и из-за того, что этот предмет вызывает отвращение, воспользоваться разрешением, связанным с «граф шель рэи». Но, если нарушив сказанное выше, все же создали ситуацию, при которой неприятно находиться в помещении, постфактум и в этом случае разрешено устранить «граф шель рэи».

В случае угрозы ущерба априори разрешено перемещаться в то место, где находится неприятная вещь, для того чтобы устранить ее. Поэтому если в Субботу обнаружилась течь из крыши, из труб канализационной или отопительной системы и, если срочно не собрать воду, она может причинить материальный ущерб, то разрешено перенести место трапезы в это место. А поскольку человеку неприятно принимать пищу в помещении с лужами на полу, то он может, полагаясь на связанное с «граф шель рэи» разрешение, собрать воду и предотвратить предполагаемый ущерб.

Перемещение «мукце» в ситуации, когда существует риск пораниться

Если предмет-«мукце» представляет опасность для людей, как, например, осколки стеклянных или керамических сосудов, части мебели с выступающими из них гвоздями или шурупами и т.п., разрешено его перенести в целях предотвращения опасности пораниться.

Даже находящийся в безлюдном месте предмет-«мукце» разрешено перенести в случае если существует отдаленная вероятность, что из-за этого предмета кто-либо сможет пораниться. Изначально следует постараться сделать это измененным способом — например, устранить «мукце» ногой.

Насекомых, которые являются «мукце махмат гуфо», находящихся на теле, разрешено перемещать для предотвращения угрозы укуса[3]. Если в комнате, где находится больной, горит свеча или настольная лампа, которая ему мешает, разрешено их отодвинуть или унести в другое место. Желательно это сделать измененным способом, а если такой возможности нет, то и обычным.


[1] И перемещать ее, соответственно, разрешено только «ле-цорех гуфо» или «ле-цорех мекомо».

[2] Заметим, что когда ведро выносят из дома, необходимо учитывать законы о выносе предметов из частного владения в общественное, вносе из общественного — в частное,и законы перемещения в общественном владении («оцаа») в Субботу.

[3] Делать это необходимо таким образом, чтобы насекомое не погибло, и не был нарушен запрет умерщвления животных («натилат нешама») в Субботу.

Из журнала Мир Торы

 

 

Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.