Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Изучение мудрости совершенно отделено от практических действий, и человек может обрести ее только через мысленные образы

«И взял Авраам… души, которые они сделали в Харане»[7]. Эта идея заключается в следующем. Тайное Учение разделяет Творение на несколько миров: «Ацилут», «Брия», «Йецира» и «Асия». Первые три из них — духовные и только мир «Асия» — материальный, потому он и называется миром «Действия». Местом исполнения заповедей Торы является нижний мир. Воля Б-га заключается в том, чтобы все свои поступки в этом мире человек совершал в соответствии с Законом, и тогда они оставят в мироздании неизгладимый след и смогут положительно воздействовать на все духовные миры. В рассуждении «Путь мудрости»[8] мы уже дали этому исчерпывающее объяснение и показали, что и в природе происходит то же самое: сколь много великолепия или, упаси Б-г, изъяна вносят в нее поступки человека! Поэтому легко понять, что Б-жественный замысел Сотворения мира состоит в том, чтобы связать материальное с духовным. В этом заключается сокрытое от нас тайное намерение, о котором мы знаем только то, что оно заложено в основу мироздания. Так же Б-г пожелал сотворить и человека: связать в нем материальное и духовное сокровенным намерением. Например, способности разума и души — духовны, а свойства тела и его поступки — материальны — в том смысле, в котором Виленский Гаон прокомментировал слова наших мудрецов: «От середины и ниже — это человек, а от середины и выше — Б-г…»[9]

И вот что тяжело постигнуть нашему мышлению: по воле благословенного Б-га разум проявляется только через чувства и создание мысленных образов, отражающих материальный мир. Восприятие любого явления возможно для людей только благодаря их способностям создавать мысленные образы.

Но я уже говорил тебе нечто еще более удивительное: изучение мудрости совершенно отделено от практических действий, и человек может обрести ее только через мысленные образы. Если он ее себе ясно представит, то сможет и глубоко постичь, а если нет — то у него останется лишь искаженное воображение; и я сам постоянно ощущаю это на себе.

И вот, я нашел прямое подтверждение этому в трудах Первых комментаторов. Там сказано следующее: «Люди воспринимают мудрость только через само слово “мудрость”, и сущность разума нельзя понять иначе, как посредством слова “разум”». Значит, мы приходим к пониманию только в результате возникновения у нас мысленного образа. Человек осознает сущность и ценность возвышенного только через следствия, потому что с их помощью может создать мысленный образ. Ведь мы видим, сколь глубоко от нас сокрыто возвышенное, и воспринимаем его только после материальной реализации. Получается, что все явления человек постигает только посредством создания мысленного образа. Находясь в нижнем мире, люди не охвачены страстным желанием поскорее испытать наслаждения дней Машиаха и Грядущего мира. Они не стараются понять тайну создания мысленного образа, и поэтому им не свойственно задумываться о своей смерти и трепетать перед днем Суда — ведь они полностью лишены этой мудрости.

Поэтому необходимо размышлять над происходящим после смерти и беспокоиться о своем будущем. Это имели в виду учителя Мишны, сказав: «Кто мудрец? — Видящий нарождающееся»[10]. Изучением Торы наделенный мудростью развивает в себе способность создавать образы, а ведь именно это необходимо, чтобы представить будущее, — дни Машиаха, мир душ, воскрешение мертвых и Грядущий мир, а также грех, который, упаси Б-г, может лишить человека жизни во всех мирах. Настоящий мудрец сохраняет перед собой мысленный образ великого и грозного дня Суда и трепещет перед его вердиктом. И как удивительно точны слова учителей Мишны: «Кто мудрец? — Видящий нарождающееся»!

Итак, способность создавать мысленные образы необходима для существования в мире «Действия». Поэтому в Торе сказано: «И взял Авраам… души, которые они сделали в Харане»[11]. Это значит, что Авраам и Сара учили людей созданию мысленных образов, благодаря чему те смогли войти под сень крыльев Шехины.

Я раскрыл вам великую тайну, которую храню уже давно и боялся доверить ее кому бы то ни было, чтобы никто, упаси Б-г, не воспользовался ею для совершения зла, ибо нет лекарства от раны, которую она может нанести незрелому в мудрости. И вот, умение создавать мысленные образы приобретается только благодаря глубокому изучению Торы, и становится силой, способной вознести нас в мудрости и в Мусаре.


[7] Берешит 12:5.

[8] См. гл. 51 этой книги.

[9] «Правильному восприятию образа человека учит великий мудрец Мусара рав Исраэль Салантер. Тора называет Моше рабейну “איש האלהים” — “человек Б-га”, что можно прочесть и как “человек-Б-г”, и Мидраш задает вопрос, как это следует понимать. Сказал раби Авин: “От середины и ниже — это человек, а от середины и выше — Б-г”. Эта идея состоит в следующем: даже если человек достиг высочайшего уровня, развил свои душевные качества настолько, что от середины и выше уподобился Всевышнему, освободившись от подчинения материи и связи с нею, — все же в отношениях с другими он должен уметь говорить на их языке, принимать в расчет их душевные побуждения и чувства, не унижая ни одного из них» (Маариль Блох, Уроки Знания, гл. «На всех твоих путях знай Его»).

[10] Авот 2:9, Тамид 32а.

[11] Берешит 12:5.

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию

 

Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше