Из цикла «Орхот цадиким», темы: Память, Орхот цадиким, Изучение Торы, Характер, Благодарность, Мусар, Богобоязненность, Самосовершенствование, Любовь к Б-гу
Память /а-зхира/ — есть свойство, без которого мир не может существовать, потому что все торговые дела зависят от памяти. Никто не давал бы кредита другому и не одалживал, если б не помнил. И во всех делах, подобных торговле, без памяти забывали бы, что сказали, не могли бы покупать и продавать, и заключать какие-либо сделки. И нет надобности продолжать говорить об этом, — это всем известно.
Поэтому пусть человек пользуется этим качеством во всех своих делах, ибо память — ограда правды: дабы помнить про обеты, которые обещал исполнить. А если есть нечто договоренное между ним и другим, он должен помнить об этом и не переменять свое слово. Вот друг открыл ему секрет и наказал не рассказывать никому, — да помнит наказ и не расскажет. Одолжил у друга денег или одолжил некую утварь, — пусть помнит, сколько одолжил, и пусть будет точным при расчете и заплатит все. А тот, у кого много дел, и голова его занята ими, должен весьма остерегаться одалживать деньги и вещи. Занятый, он все забудет и не вспомнит. Если кто-нибудь оказал ему добро и одолжение, — пусть помнит, чтобы иметь возможность ответить тем же. И касаемо милостыни то же самое: помни о бедняках и вспоминай об их нужде, — и благодаря этому ты поможешь им. А если пришел в суд свидетельствовать о том, что видел и знал, следует весьма стараться все помнить, не убавлять и не прибавлять к тому, что видел и знаешь. Взгляни, как Всевышний предостерегает о памяти, как сказано: «Берегись, чтобы ты не забыл Всевышнего, нарушая заповеди Его и законы Его, и уставы Его» (Дварим 8; 11). И это великая вещь — помнить Всевышнего во всех своих делах; и так сказал Давид: «Представляю Всевышнего пред собой всегда» (Теилим 16; 8).
Память — это высшее достоинство, и она — сосуд, содержащий все заповеди и всю Тору. О цицит сказано: «Помните все заповеди Всевышнего и исполняйте их, <…> чтобы вы помнили и исполняли заповеди Мои» (Бамидбар 15; 39—40). О тефилин сказано: «И будет тебе знаком на твоей руке и памятью меж твоих глаз, дабы Учение Всевышнего было в устах твоих» (Шмот 13; 9). И написано: «И помни, что был ты рабом в Египте, и береги, и исполняй эти законы» (Дварим 16; 12).
А поскольку все зависит от памяти, мне следует написать о тридцати вещах, о которых тебе ежедневно надлежит вспоминать дважды, — вложи их в глубину сердца своего и в мысли свои. Не устами лишь вспоминай о них, но напиши их на доске сердца своего, — и тогда твое служение будет принято Всевышним, и ты будешь приятен Ему.
Первое: помни, что Создатель произвел тебя на свет из ничего; и помни добро, которое Он оказал тебе с тех пор, как ты существуешь, до сегодняшнего дня; и как Он возвеличил и поднял тебя над всеми созданиями. И все это Он сделал для тебя не потому, что был обязан, но безвозмездно /хинам/ сделал все это и по Своей великой милости оказал тебе все это. А ты обязан за это благодарить Бо-га живого, Творца всего и нет иного, кроме Него.
Второе: следует человеку помнить оказанную ему милость /хесед/ Всевышнего за имеющиеся у него члены и органы тела. Ведь если человек болен, приходит врач, и лечит, — как человек покорен врачу и как благодарен ему. Тем более надлежит так чувствовать и так поступать пред Всевышним, Который сделал человека совершенным во всех его членах и органах.
Третье: пусть помнит милость Всевышнего, Который дал ему разум и понимание. Ведь будь он сумасшедшим, который рвет на себе одежду, — как была бы испорчена вся его жизнь, а он сам считался бы ничем. А если бы врач вылечил болезнь, как стал бы он хвалить врача. И тем более должен человек восхвалять Творца всего, Который исцеляет безвозмездно.
Четвертое: пусть помнит благо, оказанное ему Всевышним, что даровал ему Свое святое Учение, дабы указать прямые пути достижения высоких степеней служения Всевышнему. И этим обретет он благоволение /рацон/ Господина всего. И этим он достигнет света жизни и насладится сиянием Всевышнего.
Пятое: человеку следует помнить милосердие Всевышнего, Который в Своем милосердии даровал ему Свое чистое Учение. Ведь если б царь из крови и плоти послал ему послание, и он прочитал все послание, а в послании было нечто, что он не понял, — как человек сожалел бы, не зная, что именно царь ему приказал. И несомненно, что окажись рядом даже простой человек, умеющий объяснить непонятое, — как поторопился бы пойти к нему, чтобы понять полностью, что именно царь приказал, и не стыдился бы. Тем более следует так поступать, когда речь идет об Учении Бо-га живого и Царя мира, — следует уразуметь и постараться точно понять Его Учение всеми своими силами.
Шестое: пусть вспомнит и подумает, есть ли в нем самом хоть один орган, который преступил приказанное ему Творцом. И пусть подумает о том, что все, созданное Всевышним, создано в Его честь, и все, что Он создал, исполняет Его волю, Его приказ. Осел тащит поклажу, конь и бык пашут, и никогда они не восстают против своего хозяина. Каждый день солнце исполняет, приказанное Всевышним, и если, хотя бы один день оно не светило и наступила бы тьма, — как это было бы удивительно в глазах всего мира! И если б воды моря преступили границу, которую положил им Творец, они разрушили бы весь мир! Взгляни же! Все исполняет свою миссию, — как же не постыдится человек изменять и приучать преступать Закон члены и органы свои, созданные беречь Закон!
Седьмое: взгляни, как бывает в жизни, и подумай о делах этого мира. Вот раб видит, что господин оказывает ему добро и дает все, что ему потребно. Какую же любовь к своему господину и какой страх перед ним должен этот раб в себе ощущать, и как будет он всеми силами стараться понравиться своему господину! Как же должен человек ощущать власть и царство /малхут/ Всевышнего! Пусть же считает себя покорным рабом пред своим Господином и пусть не выказывает никакой властности и гордыни.
Восьмое: пусть помнит, что все царские слуги расторопны и старательны в своей работе. Исполняя для царя нечто, требующее разума и совета, они забудут обо всем ином и приложат все свои мысли и весь свой разум, чтобы исполнить царское дело с наибольшим пониманием и мудростью и наиболее целесообразно. И готовясь письменно или устно воспеть даря и благодарить за оказанное добро, человек станет искать в своем сердце высокие и красивые слова, дабы прославить ими царя. Тем более следует так поступать пред Царем царей над царями, — должно направить все свои помыслы к служению Всевышнему, исполнять служение по Его законам и украшать его.
Все акты служения Всевышнему делятся на три категории. И первая из них — обязанность сердца. Если ты занят в своих мыслях единственностью /йихуд/ Всевышнего, освободи свое сердце от всех иных мыслей, и тогда единение твоего сердца будет совершенным, и обращено оно будет лишь ко Всевышнему. Вторая — когда заняты и сердце, и органы тела. Например, во время молитвы, нужно двигать языком и губами и направлять свое сердце к молитве. Нужно освободить свое сердце от всех иных дел, пусть оно предстанет сугубо сосредоточенно пред Всевышним. Третья: в приготовлении лулава и сукки, и цицит и тому подобного, которые суть заповеди лишь членам и органам человеческим, — сосредоточенность не есть главное, как в молитве. Ибо главное в молитве есть намерение /кавана/. Но и перед тем, как исполнить названные заповеди, следует помнить, во Имя Кого они исполняются. И пусть сделает красиво во Имя Господина миров!
Девятое: пусть помнит, что человек, любящий жену как самого себя или любящий всем сердцем сына своего, всегда старается оказать им добро и исполнить все их желания. И делает это не потому, что боится их, или ради того, чтобы они оказали ему добро за то, что он исполняет их желания, — он делает это по великой любви к ним. Тем более следует так поступать пред Всевышним, — направить свое сердце и все свои поступки лишь во Имя Него. Пусть же человек исполняет заповеди не ради людской любви или страха перед людьми, или надеясь получить выгоду, — следует все свои действия направлять единственно во Имя Всевышнего и ничего с этим не совмещать.
Десятое: да припомнит, что совершил до сегодняшнего дня. Служил своему Творцу или своему злому началу? И следует каждый день учитывать, в чем исполнил служение Всевышнему и в чем восстал против Него. И пусть всегда старается более заниматься служением Ему, благословен Он, чем собственными потребностями. И если все свои дни он не занимался служением Создателю, пусть хотя бы с сегодняшнего дня и далее занимается служением Ему.
Одиннадцатое: пусть вспомнит, как он расторопен и как поспешен в своих делах, накапливая капитал и помышляя об этом днем и ночью. А другом своим полагая лишь того, кто помогает ему копить серебро и золото. И вот может случиться, что весь его труд будет впустую: потеряет все вдруг или деньги окажутся ко злу, или скоро умрет, — но он трудится и трудится. И если он так упорно трудится ради тленного тела своего, — как же должен он трудиться ради души своей, которая существует вечно! И еще: в какой же мере следует тебе исправлять все ее деяния, каким должно быть расторопным, всегда помня о необходимости очищать и украшать ее вечным достоинством, существующим вечно и во веки веков. Взгляни же, в чем состоит разница между обеими мирами! И превосходство одного над другим, как превосходство света над тьмою!
Двенадцатое: помни, что Всевышний видит мысли сердца твоего. Взгляни, как наряжается и как украшает себя тот, кто собирается служить царю, как написано: «Ибо запрещено приходить ко вратам царским во власянице» (Эстер 4; 2). И ты видишь об Йосефе-праведнике сказано: «И послал фараон, и позвал Йосефа, и вывели его поспешно из ямы. И он остригся, и переменил одежду свою, и предстал перед фараоном» (Берешит 41; 14). Подумай же о том, что постоянно пребывающий перед царем украшает себя больше, чем тот, кто предстоит перед ним иногда. Мы же постоянно пребываем пред Царем царей над царями, а Он видит тайные и открытые побуждения нашего сердца и от Него невозможно скрыться, ибо Он вездесущ, — нам тем более надлежит постоянно размышлять о Его величии и быть согласными в сердце своем исполнять волю Его и украшать себя пред Ним в наших мыслях и побуждениях.
Тринадцатое: следует подумать человеку, что его мудрость превосходит его деяния и что он не поступает по мудрости своей. Есть у него имущество, а он не творит добро тем, что имеет, по богатству своему. И следует подумать: найдется ли человек, что ежели придет к нему некто и скажет: «Вот тебе сто золотых с условием, что ты дашь моему другу десять золотых», — что не поступит так? Тем более надлежит так поступать пред Всевышним. И не говори: «Вот если б я был богат, то делал бы так-то и так-то. И если б я мог учиться больше, чем сейчас, то выполнил бы то, что обязан в служении Всевышнему», — великий глупец, говорящий так, ибо это отговорки злого начала. Пусть же каждый исполняет сразу и без промедления, — по разуму своему и богатству своему, по нынешнему своему положению. А будет у него больше, — пусть делает еще больше.
Четырнадцатое: подумай же, как сердце ближнего твоего склоняется к тебе, как он любит тебя, если ты радушен с ним, как написано: «Как в воде лицо к лицу, так сердце человека к человеку» (Мишлей 27; 19). И если человек видит, что царь радушно принимает его, что он любит его, — как станет он любить царя и как станет прославлять и воспевать его! А Создатель оповестил нас, что Он нас любит и помогает нам и обещал любить нас во всех поколениях, как сказано: «И при всем этом, когда они будут в стране врагов своих, Я не отрину их и не отрекусь от них, и не истреблю их, и не расторгну завет Мой с ними» (Ваикра 26; 44), — как же должны мы любить Создателя каждый день и каждый час!
Пятнадцатое: пусть помнит, что человек приготовляет необходимое ему прежде, чем оно понадобится. И не ведает, доживет ли, чтобы воспользоваться приготовленным. Кто собирается в дальний путь, — как он готовит провизию на дорогу! Тем более же следует нам поступать так относительно будущего мира, который есть дальний путь. Готова у человека «провизия» или нет, — а Всевышний внезапно посылает Своего посланца привести его. Потому постарайся пораньше приготовить «провизию в дальний путь»!
Шестнадцатое: пусть человек помнит, что в жизни своей видывал он людей сильнее и моложе себя, которые жили в великом наслаждении, но дни их не были продолжительными. И смерть не задерживается прийти в любое время, и человек не властен над нею. Пусть же подумает: «Душа моя есть заклад, заложенный у меня, и никто не ведает, когда придет Владелец заклада и потребует его назад. Нужно поскорее почистить заклад, чтобы вернуть его таким же чистым, как получил».
Семнадцатое: пусть подумает о весьма хорошем достоинстве: удаляться от людей, когда может спастись от них, и пребывать в одиночестве в своей комнате. Потому что лишь при наличии двоих совершается большинство преступлений: например, злословие и разврат, ложь и лесть. От всего этого спасется тот, кто уединяется, потому что он не ощущает гордыни своей перед людьми и не слышит их насмешек. А когда он вместе с ними, — обязан он укорять и наставлять их: действием, — как Пинхас, который взял в руку копье (Бамидбар 25; 7); словом, — как Моше, сказавший злодею «Зачем ты бьешь ближнего своего» (Шмот 2; 13); сердцем, — как Давид, сказавший: «Ненавижу общество творящих зло и со злодеями не сижу» (Теилим 26; 5). А кто же сможет постоянно ссориться с ними, постоянно преступающими Закон? А когда ты один, ты снимаешь с себя все это наказание и спасаешься от многих грехов. Но с благочестивыми и мудрецами будь вместе и сиди у них, и учись у них, как сказано: «Кто идет к мудрецам, тот будет мудр» (Мишлей 13; 20).
Восемнадцатое: помни милость /хесед/ Всевышнего, Который спасает тебя от напастей мира сего. Ибо ты видишь, сколько людей умирает в жестоких страданиях, от голода и жажды, от ядов и проказы, от меча, воды и огня. И знай о самом себе, что ты достоин всех этих бед за многие преступления, которые совершил, не оберегая завет Всевышнего. И вот ты злодей целиком и полностью, а Всевышний пощадил тебя и спас о всех бед. Узнай же, как следует тебе быть покорным пред Создателем и молить Его о прощении ежедневно и ежечасно! И старайся служить Ему и славить Его, и молить уберечь тебя от всех бед этого мира! Как написано: «Если ты будешь слушаться гласа Всевышнего, <…> то ни одной из болезней, которые Я навел на Египет, не наведу на тебя, ибо Я, Всевышний, целитель твой» (Шмот 15; 26). И сказано: «И отдалит Всевышний от тебя все болезни, и никаких зловредных недугов египетских, которые ты знаешь, не наведет на тебя» (Дварим 7; 15). И сказали мудрецы: «Не змея умерщвляет, но грех» (Брахот ЗЗа).
Девятнадцатое: пусть же помнит и думает о том, что имеющееся у него богатство есть на самом деле заклад, заложенный у него. Ибо когда Всевышний пожелает, то возьмет заклад у него и заложит у другого. А потому пусть не жалеет заплатить то, что заплатить обязан. Например, ограбивший кого-нибудь, да вернет награбленное с радостью и да славит Всевышнего за то, что есть возможность вернуть награбленное. И не опасайся напастей времени, а думай: «Что бы Всевышний ни сделал, я буду доволен Его судом. Ибо все принадлежит Ему. Он пожелает, — и даст, а пожелает, — и заберет». И да не срамит бедняка за бедность, и не думает, что богатство пришло к нему за заслуги его. Но пусть думает, что Всевышний в Своем милосердии даровал ему это. И пусть молит Его, чтобы дал ему владеть своим богатством и исполнять волю Создателя и чтобы богатство не было «сохраняемо во зло обладателю его».
Двадцатое: пусть помнит и размышляет /итбонен/ о разнице между высшими и низшими. И тогда поймет, что сам он мал и низок по сравнению с высшими, и поймет, что Всевышний наделил его доброй участью, ибо дал ему власть над всем миром: над скотом, над зверями, над рыбами, над птицами, над плодами и над травами. И научил его тайнам Своего величия и мощи, и чудес. Как же он обязан благодарить Его за все это! Подобен он низкому рабу, которого господин возвысил и поднял над всеми своими вельможами и слугами. И тем более, что он достиг знания о Создателе, Который есть Господин над всеми господами, — тем более, что он обязан принижать себя пред Ним и славить Его со страхом и трепетом.
Двадцать первое: пусть всегда помнит все заповеди Царя. И до такой степени приучит себя творить добро, что станет весьма привычен к этому, а потом добавит еще. И да просит Всевышнего о помощи: чтобы Он помог и научил мудрости, и укрепил тело нести и терпеливо исполнять Его заповеди и преуспевать подниматься в этом ступень за ступенью.
Двадцать второе: пусть всегда помнит и не забывает оказывать добро ближним своим. Да помогает им в их труде и в их хлопотах. И пусть любит для них то, что любит для себя, и ненавидит для них то, что ненавидит для себя. Старайся приобрести верных собратьев и друзей, которые помогут тебе в изучении Торы. Ибо они полюбят тебя, если ты прямодушен с ними. Пусть многие будут твоими знакомыми, которые лишь справляются о твоем здоровье, но тайны и секреты свои открывай лишь одному из тысячи.
Двадцать третье: пусть всегда помнит о величии Всевышнего и обдумывает /явхин/ то, как создан мир в малом и великом. Как устроены звездные орбиты /гальгалим/ и солнце, и луна, и звезды, и почему идет дождь и дует ветер, и многое подобное тому, чему нет числа. Человек постоянно видит эти чудеса и не удивляется этому. Но он очень удивляется, когда происходит солнечное или лунное затмение, потому что это случается не так часто, как ежедневное перемещение солнца с востока на запад. Так смотри же на это и чувствуй себя так, как будто ты никогда в жизни не видел таких чудес. Пусть тебе кажется, что ты до сих пор был слепым и вдруг прозрел, — и все это покажется тебе весьма удивительным. И чувствуй себя так каждый день! Сказал Давид: «Дивны деяния Твои, душа моя знает это вполне» (Теилим 139; 14).
Двадцать четвертое — пусть помнит и думает: близорукий не может разглядеть тонкую резьбу на золотой и серебряной посуде. Он видит красоту предмета, но не может разглядеть тонкий рисунок так же, как обладающий хорошим зрением. И вот человеку, изучавшему Закон и мудрость в детстве, кажется, что он досконально все понимает. Не следует полагаться на то понимание, потому что» по достижении зрелого возраста разум крепнет, и взрослый человек понимает больше, чем понимал в детстве. Поэтому когда твой разум окрепнет, начни обдумывать свои знания, — тогда ты поймешь больше, больше разглядишь и лучше, чем прежде, сможешь выяснить суть вещей. И постоянно спрашивай любого о том, что не знаешь. Как сказано: «От всех учивших меня прибавилось у меня мудрости» (Теилим 119; 99). И не думай: «Кто может добавить что-нибудь к тому, что я знаю с детства?» Об этом сказано: «Видал ли ты человека, мудрого в глазах своих? У глупца больше надежды, чем у него» (Мишлей 26; 12).
Двадцать пятое: пусть всегда помнит о наслаждении /неимут/ будущего мира и искоренит в себе любовь к этому миру. А любовь к будущему миру пусть преобладает в нем. Сказал один из благочестивых: «Как вода и огонь не могут соединиться в одном сосуде, так в сердце верующего не могут соединиться любовь к этому миру и любовь к миру будущему». Пусть же любит этот мир лишь как средство для будущего мира, то есть в этом мире подготовится для мира будущего.
Двадцать шестое: взгляни на тех, кто исполняет царский приказ, — как они боятся и страшатся царского наказания! Помни же, что тем более следует страшиться наказания Царя царей над царями, Пресвятого, благословен Он, — и поторопись поспешить к служению Ему.
Двадцать седьмое: Представь себе несчастного, кто прогневил царя и был приговорен к смерти. Но царь пощадил его, наказал несильно и вернул к прежнему положению. Как же рад будет этот человек стерпеть небольшое наказание вместо смерти! Пусть же тот, кто страдает, подумает о том, что он преступил приказание Создателя и был приговорен к смерти, но Всевышний облегчил его участь тем, что вместо смерти, к которой был приговорен, навел на него страдание или потерю имущества. И тем оказал добро и милость. Пусть же с радостью и любовью принимает все от Всевышнего! И это означает, что он принимает суд и приговор Создателя.
Двадцать восьмое: помни, что подаривший свой дом кому-либо не может предотвратить изменения в этом доме, которые захочет сделать новый хозяин, — дом ему больше не принадлежит. Так пусть же человек подарит Всевышнему себя и свою жену, и детей, и все свое имущество, — пусть все будет отдано Ему в дар. А передав себя Всевышнему таким образом, он показывает, что уповает на Него. И готов принимать с любовью все, что Всевышний присудит ему. И даже если он ничего не претерпит ни телом, ни имуществом, ни в жене, ни в детях, — он обретет награду за свое верное намерение, за то, что готов вытерпеть все из любви к Творцу.
Двадцать девятое: взгляни на людей и ты увидишь, что есть такие, которые стоят тысячи других. Не телом, но разумом, мудростью и праведностью! А поэтому оберегай свою душу и исправляй ее, ибо все достоинства происходят от нее. Человек сильный, здоровый и безупречно красивый ничего не стоит, если он душевнобольной. Но уродливый и слабый человек выдающейся мудрости высоко поднимается к величию и уважению.
Тридцатое: представь себе, что некий человек прибыл в чужую страну и никого там не знает и никто не знает его. А правитель той страны пожалел его и дал содержание, но предостерег не восставать против него и не преступать его приказания. И оповестил о добром вознаграждении за службу. И предостерег, что придется ему когда-нибудь уехать, но не сказал — когда. Такой человек обязан быть покорным, должен оставить гордыню и стараться узнать, как служить царю и как исполнить волю царя. Он должен любить такого же пришельца, каким был сам. И должен стараться как можно больше служить правителю той страны, потому что никто его не пожалеет и не попросит за него. Таков человек; он, действительно, пришелец в этом мире. Потому что когда настает время ему выйти в мир, появиться на свет — весь мир не может сделать так, чтобы это было на миг раньше или на миг позже, и не могли бы сделать недвижимым один из его органов. А после того, как человек появился на свет, никто — хотя бы весь мир и старался! — никто, кроме Всевышнего, не мог бы дать ему пропитание. И он как одинокий, у которого нет друзей, и как чужак, которого никто не знает, кроме его господина. И никто, кроме Создателя, его не пожалеет.
Вот мы закончили говорить о тридцати вещах, которые человеку надлежит постоянно помнить, и мы упомянули о них вкратце. И каждый может углубиться в них по мудрости своей, и пусть почерпнет из них все добрые качества и достигнет желанных, чистых достоинств. Они обеляют души, до блеска очищают их от сажи и копоти. Если ты постараешься запомнить их, — обретешь высшую силу, какой не знал прежде. И человек обязан помнить об этом всегда, в каждый час и каждый миг, а если сможет, пусть помнит и в каждое дыхание свое, дабы не расставаться со страхом, боязнью и стыдом пред Всевышним, Который постоянно, в любое время видит его.
Иди и поучись! Закон предостерегает царя, как написано: «Пусть спишет себе список Закона сего с книги, что у священников-левитов. И пусть он будет у него, и пусть он читает его все дни жизни своей» (Дварим 17; 18—19). И написано: «И да не отойдет эта книга Торы от уст твоих, и размышляй о ней днем и ночью» (Еошуа 1; 8). И сказано: «И будут слова эти, которые Я заповедаю тебе сегодня, в сердце твоем. И повторяй их детям своим и говори о них, сидя в доме своем и идя дорогою, и когда ты ложишься, и когда ты встаешь. И навяжи их в знак на руку свою, и да будут они украшением между глазами твоими. И напиши их на косяках дома своего и на воротах своих» (Дварим 6; 6—9). И это подчеркнуто в заповеди о цицит, как написано: «И будет у вас цицит и, глядя на нее, вы вспомните все заповеди Всевышнего и исполните их, <…> дабы вы помнили и исполняли все заповеди Мои» (Бамидбар 15; 39—40). Согласно этому следует помнить о Всевышнем каждый миг, и написано: «Во всякое время да будут белы одежды твои» (Коэлет 9; 8).
Взгляни же, насколько важна пред Всевышним и как приятна Ему память! Потому что, когда сыны Израилевы сделали тельца и за это подлежали смерти, сказал Моше: «Вспомни Авраама» и так далее. «И отказался Всевышний от зла, о котором сказал, что сделает его народу Своему» (Шмот 32; 13—14).
Взгляни же, насколько объемлющее это качество, — благодаря ему человек припоминает все добрые достоинства. А если бы не память, человек все забыл бы и остался пустым, без ничего. Поэтому старайся держаться этого достоинства, которое самое сильное из всех. Вот великий способ приобрести все достоинства: приучись повторять эту книгу, и тогда ты вспомнишь все дурные качества и раскаешься в них. По крайней мере, раз в неделю повторяй чтение этой книги. А перечень всех качеств, которое изложено в конце книги, повторяй каждый день дважды. И всегда проверяй себя, не упустил ли исполнение чего-либо, пока не привыкнешь исполнять все. Знай же, что память приводит к исполнению заповедей, как написано: «И будете помнить <…> и исполните» (Бамидбар 15; 39). Поэтому старайся помнить весьма! И старайся помнить каждую заповедь, и во Имя Кого ты исполняешь ее, и Кто твой хозяин.
Пусть же человек весьма старается не помнить, если его товарищ сделал ему нечто плохое. И об этом сказано:
«И не злопамятствуй» (Ваикра 19; 18). Пусть же забудет, изгонит ненависть из своего сердца. Если же он сделал зло ближнему, — пусть помнит, дабы исправить то, что сделал ему. А если слышал пустую болтовню, — да не запомнит, но пусть будет подобен ситу, которое оставляет чистую муку и задерживает муку грубую, и не будет подобен тряпице, через которую процеживают вино: она пропускает вино и оставляет отбросы.
То, как надлежит помнить Учение, мы объясним, с помощью Всевышнего, в главе «Врата Учения».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.