Из цикла «Мусар Дома Учения в Кельме», темы: Мудрость, Песах, Рав Хаим Бурштейн, Вера, Мусар, Исход из Египта, Богобоязненность, Материальные блага
И вот, я хочу сообщить вам, достопочтенный, об одном моем новом открытии. Я имею в виду изречение наших мудрецов, много лет вызывавшее у меня недоумение, — теперь же я понял его смысл, и еще никому не говорил об этом, — и вы, уважаемый, будете первым.
Известно высказывание мудрецов Талмуда в трактате Псахим: «В каждом поколении человек должен видеть себя, как будто он сам вышел из Египта»[13]. Сколько я себя помню, это изречение всегда приводило меня в замешательство: как возможно исполнить этот закон? Ведь если Талмуд говорит «должен», речь идет о непременной обязанности, но каким образом каждый еврей сегодня может добиться ощущения, будто он сам вышел из Египта? Я при своем низком духовном уровне на это не способен и не понимаю, как разум человека может так повлиять на его чувства. И даже если кому-то одному, особо вознесенному, подобное и удается, этого недостаточно, поскольку данный закон был установлен для всех евреев! Как же весь народ сможет проявить такую мощь разума? Прежде я находил этому кажущемуся несоответствию различные объяснения, но они не удовлетворяли меня самого в полной мере. А в этом году мне, с помощью благословенного Б-га, посчастливилось найти удивительно простое объяснение, и оно мне кажется очень подходящим. В моих обычаях трепетно относиться к рассуждениям наших учителей, благословенной памяти, и объяснять их только тому, кому, как я уверен, они принесут пользу. Если же я знаю, что мудрость Торы не будет воспринята кем-то должным образом, то делиться ею в моих глазах то же самое, как отдать дорогую и ценную вещь тому, кто ее испортит и выбросит. И я нашел в словах наших мудрецов, что именно так и следует поступать: «Если ты видишь поколение, которому Тора дорога, — распространяй ее, а если нет — храни у себя»[14]. И сколь прекрасно изречение, приведенное в комментарии рабейну Йоны на трактат Пиркей Авот, и его также цитирует великий мудрец Яавец. Так говорят о мудрости: «Береги ее, как хранят щедрые». По-моему, эти слова можно разъяснить следующим образом: в глазах щедрого человека материальное достояние представляет большую ценность, что отмечают наши мудрецы: «Почему для праведников принадлежащее им имущество дороже их тел? — Потому, что они не протягивают своих рук к чужому»[15]. А значит, они непременно должны ценить свою собственность. И если праведник остерегается нарушить повеление «не укради»[16], в чем бы оно не проявлялось, но при этом не жалеет своих средств на исполнение заповедей, он действительно является щедрым. Если же деньги не имеют ценности в глазах человека, то занятие благотворительностью вовсе не свидетельствует о широте его души. Все сказанное нами можно отнести и к мудрости. Если люди легко делятся ею со всеми подряд, — это признак того, что она не представляет для них никакой ценности. В их глазах мудрость — малозначимая вещь, которую не стоит хранить. Но совсем другое дело, если мы передаем знание только достойным — тем, кто может его оценить. Такой человек заслуживает называться щедрым. В этом смысл изречения: «Береги ее (мудрость), как хранят щедрые». Человек широкой души дает свои деньги, которые он ценит, только достойному, и точно также мудростью следует делиться лишь с тем, кто ею дорожит. Я так поступал по собственному разумению задолго до того, как, благодарение Б-гу, нашел подтверждение этой мысли в первоисточниках. И как же я обрадовался, обнаружив подобные воззрения в трудах Первых комментаторов. И вот, я вижу, что вы, глубокоуважаемый, любите Тору в сердечной радости, и, если Б-г мне поможет, я вышлю вам это рассуждение, зная о том, сколь глубокий след слова Торы оставляют в вашей душе.
И вот, для разъяснения повеления, гласящего: «В каждом поколении человек должен видеть себя, как будто он сам вышел из Египта», я начну с другого рассуждения, чтобы связать освобождение в Песах с избавлением в Пурим. В трактате Мегила сказано: «Передача кольца Аману оказала на народ Израиля большее воздействие, чем пророчества и увещевания сорока восьми пророков и семи пророчиц. Все они не смогли возвратить еврейский народ к добру, а назначение Амана правителем страны привело их к раскаянию»[17]. Что мы можем из этого выучить? По-видимому, здесь заключено великое и важное открытие.
Из этого изречения Талмуда мы узнаем, что даже во времена пророчества, когда евреи были недостижимо велики в знании, их чувственное восприятие все же было сильнее мышления. Именно это повлияло на принятие Торы еврейским народом в Персидском изгнании в дни Мордехая и Эстер. И поскольку восприятие чувствами очень действенно, необходимо максимально ощутить идею награды и наказания, представить себе возможные страдания так, как будто, упаси Б-г, они уже ниспосланы с Небес, и глубоко прочувствовать их тяжесть. Это имеет в виду Писание: «Лучше пойти в дом скорби, чем в зал торжеств, ибо таков конец каждого, и пусть живой воспримет это своим сердцем»[18]. Находясь в доме скорби, человеку необходимо представить себе, что смерть настигла не кого-то другого, а его самого. В этом смысл высказывания наших мудрецов: «Пусть помнит о дне смерти»[19]. Мудрецы разъяснили нам важнейшую идею: когда человек размышляет о смерти, он всегда думает о чьей-то чужой кончине, но никак не о своей собственной. Поэтому сказано: «Пусть помнит о дне смерти» — воспримет ее своими чувствами. И то же самое касается любых наказаний: люди должны представить себе, как они будут страдать за нарушение заповедей Торы, и это очень поможет им остерегаться любого греха. Поэтому мудрецы Талмуда и говорят: «Передача кольца Аману оказала на народ Израиля большее воздействие, чем пророчества и увещевания сорока восьми пророков и семи пророчиц…» Этим великие в знании намеревались научить нас воспринимать наказание своими чувствами. То же самое имел в виду рабби Акива: «Все свои дни я с нетерпением ожидал, когда же я удостоюсь исполнить заповедь освящения имени Всевышнего…»[20] Об этом повествует Тора в главе Мишпатим: «Если денег одолжишь ты народу моему, бедному, который с тобой…»[21]Раши объясняет: «“Бедному, который с тобой” — смотри на себя так, как будто ты сам беден»[22]. Раши имеет в виду, что Тора дает совет не пренебрегать помощью ближнему, поскольку по своей природе люди делают это весьма неохотно[23]. Смотри на себя так, как будто ты сам обнищал; будь ты беден, понравится ли тебе, если богатый ссудит тебя деньгами, не скрывая при этом своего явного нежелания? Так и ты сам не отказывай в помощи брату своему. Теперь наши слова получили прямое подтверждение: этот стих Торы повелевает каждому приблизить любую ситуацию к своему чувственному восприятию, ощутить самого себя обездоленным, — и тогда состоятельному будет легче дать денег в долг нуждающемуся.
Из этого можно сделать чрезвычайно важный вывод. Если для того, чтобы даже близкие нам дела суетного нижнего мира оставили след в нашей душе и пробудили нас к действию, мы должны охватить их своими чувствами, то уж тем более это относится к тому, что далеко от нашего чувственного восприятия, и в особенности к размышлениям о смерти, горечи которой человек не испытал при жизни. И тем более трудно ощутить грядущие после смерти награду и наказание, столь далекие от реальности этого мира. Добиться того, чтобы размышления о награде и наказании оставили след в нашей душе, можно лишь приблизив их к чувственному восприятию. А как этого добиться, мы разъяснили выше: глубоко в сердце нужно создать истинный образ того, насколько тяжелы и горьки будут страдания в будущем, — ведь каждому в его жизни в нижнем мире в какой-то мере приходилось переносить боль! Этот опыт нужно поместить в свое сердце: если даже телесные страдания столь тяжелы, то тем более невыносимы муки души! Кто сможет охватить и вынести их? И тогда человек скажет своей душе: «Надо бежать от них с быстротой оленя, незамедлительно спасаться!» И как прекрасны приведенные нами выше слова: «Пусть помнит о дне своей смерти»! Это в точности то, что нам советует Тора: «Смотри на себя, как будто ты беден». Из этого наши мудрецы вывели свой совет: «Пусть человек помнит о дне смерти» — своей собственной. Из сказанного нами следует, что невозможно ясно и всеобъемлюще понять любую идею иначе, как приблизив ее к восприятию своими чувствами.
И вот, суть заповедей праздника Песах и памяти об Исходе из Египта состоит в том, чтобы человеку стали близки понятия награды и наказания. Об этом писал Рамбан в комментарии на главу Бо: «В тот момент стало ясно, что у мира есть Тот, Кто им руководит и управляет, и Он наказал египтян за зловолие их сердец и наградил Свой народ, Израиль, за верность Б-жественному Завету и за обращение к Нему в молитве»[24]. Эти события многовековой давности должны стать для нас настолько ощутимыми и в наше время, чтобы вызывать восхищение. Но как же этого непросто достичь! Именно поэтому мудрецы Талмуда дали нам приведенный выше совет: приблизить эту идею к восприятию чувствами: сначала ощутить себя рабом в Египте, а затем — свободным человеком, которого Всесильный избавил от гнета рабства. Только так можно прийти к размышлению о величии Г-спода, Который вывел нас из Египта, и навсегда вверить себя своему Повелителю и Избавителю. Через эти образы Исход из Египта оставит в нас глубокий след. Однако наши мудрецы не имеют в виду, что ощущение освобождения из Египта доступно каждому, — это по силам только вознесенным в знании. Но великие нашего народа обязали нас приблизить чудо Исхода к своему чувственному восприятию, представить себе, что бы мы ощутили, если бы все эти события реально случились с нами, аналогично сказанному в Торе: «бедному, который с тобой»[25]. Тогда мы восхитимся чудом, увидим, что у мира есть Господин и Правитель, перед Которым мы станем трепетать и Которому будем служить все наши дни, и удостоимся вечного блага. Оба приведенные выше рассуждения о праздниках Пурим и Песах объединены общим подходом, и это совершенно ясно и истинно!
Прочти, пожалуйста, эти слова внимательно и рассудительно, и я надеюсь, что ты проникнешься ими и преисполнишься за них искренней благодарностью, которой они действительно заслуживают. С того дня как я удостоился насладиться вечным светом нашего учителя, благословенной памяти, и немного вкусить от мудрости Мусара, я увидел, что Мусар в сочетании с мудростью — это и есть Тора — основа мироздания. Мудрость трепета дарует человеку способность противостоять дикарской сути его природы, свойственной каждому от рождения, и поднимает его на великое сражение для смирения мощной и непокорной силы его естества, стараясь подчинить его разуму. В этой войне у человека очень мало помощников, и их силы тают, а буйная необузданность животного начала довлеет над ним все больше, — так говорил мой дедушка, да пребудет на нем мир. Кроме духовной стойкости, столь необходимой для смирения своей природы, людям надо учиться распознавать ухищрения дурного побуждения, цель которого — завлекать людей в ловушку, подготовленную с учетом особенностей каждого. В Теилим об этом сказано: «Когда изнемогает во мне дух мой, — а Ты ведь знаешь мою стезю — на моем пути ставят они ловушку для меня»[26]. Поэтому нужно противостоять хитростям дурного побуждения, соответствующим наиболее уязвимым качествам нашей души, в чем и заключается мудрость Мусара.
Это объясняет смысл слов книги Зоар, приведенных в «Кузари»: «Когда ты захочешь постичь раздел мудрости, вначале изучи главу глупости, чтобы из нее извлечь мудрость»[27]. Каббала очень глубоко и подробно анализирует это изречение. В нем состоит суть Учения Мусар: движение по путям трепета — это «раздел мудрости», а пленение в оковах естества — «глава глупости».
И вот, большинство людей сторонятся Мусара, я же, с того времени как немного с ним познакомился, чувствую себя ответственным за его распространение в мироздании, ибо точно знаю, что мудрость без Мусара недолговечна. Я каждый раз писал вам об этом понемногу, пока не обнаружил источник, подтверждающий мой подход, и это — слова великого мудреца Яавеца, благословенной памяти, который также был известным учителем Мусара. Возможно, мое стремление к Мусару объясняется заслугами моей семьи, ибо я тоже являюсь потомком отца Яавеца, великого мудреца Хахам Цви, благословенной памяти. Мне тяжело привести его слова полностью, но немного я все же процитирую: «Ничто так не развивает мышление, как Мусар и мудрость, оберегающие разум от иллюзий воображения…» И еще он сказал: «Знай, сын мой, что без Мусара мудрость человека не станет совершенной. Также и царь Шломо говорил о связи Мусара с мудростью: “Знать мудрость и Мусар…”[28], ибо нет мудрости без Мусара…» Мне помнится, что немногое из этого я изложил вам когда-то прежде, еще до того, как прочел приведенные здесь слова, однако эта тема заслуживает более длительного изучения и подробного обсуждения.
И вот, благодарение Б-гу, один великий раввин указал мне на Мидраш: «Всякий наделенный мудростью изучает Мусар, а лишенный мудрости не может его постичь»[29]. Таким образом, если человек не изучает Мусар, это знак того, что он не мудрец, как и написал Яавец, ибо мудрость не может стать совершенной без Мусара, и это соответствует нашему описанию сути Учения Мусар, повествующему о «разделе мудрости» и «главе глупости». И все это совершенно ясно для обладающего пониманием.
[13] Псахим 116б.
[14] Брахот 63а.
[15] Сота 12а.
[16] Шмот 20:13.
[17] Мегила 14а.
[18] Коэлет 7:2.
[19] Брахот 5а.
[20] Брахот 61б.
[21] Шмот 22:24.
[22] Раши, там же.
[23] «Это убеждает нас в том, сколь сильно в людях влияние их природных наклонностей. Даже если человек возвышен и знает суть истинного величия, — все же, будучи облаченным в телесность, он не может полностью освободиться от своих природных качеств. В определенной степени он всегда будет следовать врожденным побуждениям, относясь с почтением к удачливым, и не испытывать надлежащего уважения к нуждающимся. Даже если человек будет осознавать насколько бедняк заслуживает уважения и почитать его за мудрость и душевные качества, все же в самых глубинах его души найдется место и чувству пренебрежения к неимущему из-за его бедности». (Маариль Блох, Уроки Знания, гл. «По образу и подобию»).
[24] См. Рамбан, Шмот, гл.13.
[25] Шмот 22:24.
[26] Теилим 142:4.
[27] См. Зоар, гл. Тазриа.
[28] Мишлей 1:2.
[29] Ялкут Шимони, Мишлей гл. 1.
Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.