Из цикла «Знание Субботы», темы: Расторопность, Подготовка к Субботе, Суббота, Исправление качеств, Благодарность, Рав Эуд Авицедек
«Все действия, которые человек делает для субботы, должен делать расторопно, бегом. И как получает награду за действие, за проворную и скорую подготовку к субботе, так получает награду за отказ от действия, то есть — за немедленное прекращение работы, когда приходит время…»
Следует поразмыслить об этом: качество расторопности, зажигающее, как огонь, служение святого народа, когда они подходят к этому дню — для чего оно?
«Начало вступления человека в служение Творцу должно быть в спешке, как это было при выходе из Египта» (Цидкат аЦадик). Именно спешка помогла нашим предкам спастись от погружения в рабство раствора и кирпичей. Так в каждый канун субботы евреи избавляются от 39 будничных работ, отдаляются от них быстро и расторопно, чтобы принять лик субботы — первый оттенок.
«Человек должен всегда пытаться бежать навстречу еврейскому царю» (Брахот 58). Такой бег чем-то подобен принятию лика Царя-Машиаха в будущем (Раши). Поэтому при наступлении святого дня евреи бегут, чтобы принять лицо царицы-субботы — второй оттенок.
«Человек всегда, и даже в субботу, должен бежать, чтобы выполнить заповедь» (Псахим 4). «Ибо расторопность — это качество великого совершенства, и природа человека препятствует ему. Но тот, кто пересиливает себя и реализует это качество, как может, в Грядущем удостоится его на самом деле, и Творец даст ему расторопность в награду за то, что он стремился к нему во время своего служения» (Месилат йешарим 7). Качество расторопности имеет своим корнем стихию святого огня; это тот огонь, реальность которого выше материи. Он бессмертен, его источник — из мира Грядущего. Но в канун субботы, когда занимается свет этого дня, дня, который весь — суббота, разгорается этот святой огонь в страстных сердцах святого народа.
«Таков был обычай раби Йеуды сына раби Илаи. В канун субботы приносили ему таз, полный горячей воды. Он омывал лицо, руки и ноги, закутывался в одежды, снабженные кистями, и был подобен ангелу Господа Воинств» (Шабат 25) — третий оттенок.
Этим отрывком из Псалмов принимает народ Израиля лик Субботы. Эта благодарность относится к служению Царствования, она включает в себя всю признательность человека за все мироздание со всем, что его наполняет, вплоть до того дня, который весь — суббота. В тот день все будут благодарить и прославлять Творца.
В субботу усиливается составляющая прославления и благодарности в молитве. В признательности есть два аспекта: признание долга и благодарность за получение совершенства. Поэтому признательность существует в двух мирах: в мире недостатка и в Грядущем совершенном мире, который весь — суббота: «Все молитвы отменяются в Грядущем, а благодарность не отменяется никогда» (Мидраш Шохер Тов).
Выше объяснялось, что признательность — цель сотворения человека. Поэтому евреи называются יהודים, от слова הודיה, и еврея отличает, прежде всего, соблюдение субботы. Ведь в соблюдении субботы содержатся оба аспекта признательности: основа веры — признание обязанности по отношению к Творцу, и благодарность за совершенство, за то, что Он дал нам все. «Песнь на день субботний: Хорошо благодарить Господа…» (Псалмы 92).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.