Из цикла «Орхот цадиким», темы: Расторопность, Жертвоприношение Ицхака, Лень, Орхот цадиким, Характер, Праведник, Мусар, Самосовершенствование
Расторопность /зризут/ — это великое достоинство в деле Учения и заповедей; также касается она благоустройства в этом мире. Это качество праведников, стараясь быть расторопными, праведники достигают совершенства в служении Создателю. И сказали мудрецы: «Расторопные стараются как можно раньше начать исполнение заповедей» (Псахим 4а). Вот смотри, что сказано об Аврааме, когда речь идет о жертвоприношении Ицхака: «И поднялся Авраам рано утром, и запряг» и так далее (Берешит 22; 3): ему было тяжко принести в жертву своего единственного сына, но он исполнял волю Всевышнего с расторопностью и встал рано утром. Кто исполняет свои обязанности с расторопностью, убедительно доказывает, что он любит своего Создателя; так раб, который любит своего господина, торопится, исполняя его волю и совершая свою работу. Расторопность зависит от человеческого сердца, ибо освобождая свое сердце от других мыслей и забот, человек сердцем избирает единственно важную мысль о единственно важной заботе, — вот когда он, несомненно, торопится. Так же поступал Авраам: он отвлекся от любви к сыну и думал о воле Создателя, и любовь к сыну истаяла пред любовью к воле Творца, благословен Он. Потому-то Авраам и поторопился встать рано, что его душа и мысли были прилеплены к великой любви к Создателю. Поэтому Всевышний обещал Аврааму в его потомках помнить о жертвоприношении Ицхака. Случается, что для любимого человек делает нечто трудное, но сердце его несогласно с этим. Но Авраам и Ицхак, оба по желанию сердца, исполняли волю Всевышнего. Ибо праотцы были на весьма высокой ступени праведности, и они оба прилепились ко Всевышнему в своем знании до того, как воссоединились с Ним великим единением. Ибо великим их намерением и великим стремлением было возгласить и оповестить весь мир о едином Создателе и обратить людей к любви к Нему. Исполняя служение Всевышнему и Его заповеди, праотцы как бы лишались своей телесной оболочки, и разум их стремился к любви к Создателю, Творцу мира. И потому они исполняли все расторопно.
И тебе следует знать, что качество расторопности есть начало всех достоинств. Не может человек постоянно и непрерывно сидеть за книгой, — ему нужно есть и пить и спать, и так далее. А потому требуется расторопность — быстро и скоро вернуться к книге и продолжать учиться. И да не думает человек, что день еще велик и год велик, мол, успеется, — ибо об этом сказали мудрецы: «Не говори “на досуге поучусь” — может, досуга не будет» (Авот 2; 5). И да не скажет человек: «Уже вечер, и если я начну учиться, придется сразу же начинать молитву». Потому что один час учения и даже одно слово важнее всего в мире. И об этом сказано: « Кто не слушает Тору, — и молитва его отвратительна» (Мишлей 28; 9) А также написано: «Лучше мне Тора Твоих уст, чем золото и серебро» (Теилим 119; 72), и написано: «Ибо лучше день в дворах Твоих, чем тысяча» (там же 84; 11). Всевышний сказал Давиду: «Один день, когда ты учишь Тору, приятнее Мне тысячи жертвоприношений /“ола”./, которые Шломо, твой сын, принесет Мне на жертвенник» (Макот 10а). Сказал рабби Пинхас бен-Яир: «Расторопность ведет к чистоте, чистота ведет к отделению, отделение ведет к наивысшей духовной чистоте /таара/, таара ведет к святости, святость ведет к смирению, смирение ведет к боязни греха, боязнь греха ведет к благочестию, благочестие ведет к пророчеству, пророчество ведет к воскрешению мертвых, воскрешение мертвых ведет к Элияу а-нави, да будет помянут к добру» (Иер. Шкалим 3;3). Взгляни же, как велика сила расторопности, ведущая к стольким достоинствам! Да будет человек осторожным и расторопным в исполнении всех заповедей, да стремится к книге, дабы учиться с раннего утра до позднего вечера!
Качество расторопности украшает все достоинства, оно же все достоинства улучшает!
А теперь необходимо напомнить тебе о вещах, исполнять которые люди обычно ленятся. Если тебе нужно посмотреть что-нибудь в книге, принеси же книгу расторопно и так же расторопно ищи то, что тебе нужно найти. И будь расторопен пойти и спросить того, кто знает. Если бедный придет к тебе просить хлеба, не говори: «я не могу пойти принести тебе хлеба», — но быстро пойди и принеси. Если ты собираешься вымыть руки, а воды немного или она испорчена, или сосуд негоден, с трещиной, а ты голоден, — да не приведет тебя твой голод к желанию «облегчить себе жизнь»! — принеси же расторопно воду и сосуд, годные для мытья рук. Необходима особая расторопность, чтобы не сдерживаться по надобности, даже на минуту, дабы не преступить сказанное: «Не делайте себя отвратительными» (см. Макот 16б). Ибо кто не ходит вовремя по нужде, наводит на себя серьезные болезни. И потребны осторожность и расторопность содержать себя в чистоте, чтобы тело и одежды были чистыми. Если хочешь пить, то встань и умой руки, и пойди в чистое место, и возьми воду, и произнеси благословение до и после питья. Если ты лежишь в постели и слышишь гром или видишь молнию, встань, умой руки и благослови.
И также потребна расторопность, чтобы встать рано утром, прогнать сон со своих век и отправиться учить Тору. И нужно расторопно удалиться от своих дурных мыслей, от зависти и ненависти и от мыслей о женщинах и склонить свои мысли по воле Всевышнего, — все это требует наивысшей расторопности. Если же настигнет сожаление — о смерти друга или о потере имущества, или о страдании, — весьма потребно пересилить себя расторопно: изгнать горе из своего сердца, дабы сердце было чистым, и направить свои мысли к любви ко Всевышнему. Следует уяснить себе, что суд и приговор Всевышнего справедливы, принять с любовью, стремиться к Учению, молитве и добрым делам и обратить все свои намерения во имя Всевышнего.
Надлежит человеку проверять себя, — какой проступок он совершает ежедневно, и поторопиться оградить себя, дабы остеречься и оберечься от того проступка. А также надлежит проверить себя: в исполнении какой именно заповеди слаб. И следует прежде всего понять, что привело его к этой слабости. Бездельник, например, пусть уяснит себе, что безделье происходит от пустых разговоров, и кто принимается за пустые разговоры, лишает себя Учения, молитвы и всяческого блага. Поэтому пусть расторопно избегает любителей пустой болтовни, пусть не водит с ними компанию, — и тем обретет лекарство от этой хвори. И так же пусть поступит со всеми своими дурными качествами: сначала постарается понять их основу и разрушить ее, — так он снимет со своих глаз тьму, застилающую свет его души. Для всего этого необходима расторопность, ибо если полениться выкорчевать дурные качества, они распространятся и расцветут в сердце настолько, что и невозможно будет от них избавиться.
И пусть расторопно ищет мира и стремится к нему, как сказано: «Ищи мира и стремись к нему» (Теилим 34; 15). И пусть расторопно ищет знания Учения и знания Создателя, как написано: «И будем стремиться познать Всевышнего» (Ошеа 6; 3). А также сказали мудрецы: «Переселись туда, где процветает изучение Торы» (Авот 4; 13). И да будет расторопен в поисках справедливости, как сказано: «К справедливости, к справедливости стремись» (Дварим 16; 20), и написано: «Слушайте меня, идущие за справедливостью, ищущие Всевышнего» (Ишая 51; 1). И следует расторопно переписывать книги, нужные для учения, а услышав или увидев нечто новое, расторопно записать, чтобы не забылось.
Сказал рабби Иеуда бен-Тейма: «Исполняя волю Отца небесного, будь дерзок, как леопард, и легок, как орел, быстр, как олень, и могуч, как лев» (Авот 5; 20). Взгляни же, как мудрецы наставляли быть легкими, быстрыми и могучими, исполняя заповеди! И сказал Давид: «Спешил я и не медлил хранить заповеди Твои» (Теилим 119; 60). И также толковали мудрецы — «Храните мацот» (Шмот 12; 17) — не читай «мацот», но читай «мицвот» /заповеди/: если выпадает тебе исполнить заповедь, «не заквашивай» ее, но исполняй тотчас (Мехильта).
Легкость, расторопность и мощь необходимы также, чтобы бороться со злодеями. Быть храбрым, подобно Моше, который сказал: «Вооружитесь мечами» (Шмот 32; 27), и подобно Пинхасу, о котором сказано: «И увидел это Пинхас бен-Элазар, бен-Аарон, а-коэн, и встал он из общины, и взял копье в руку свою» (Бамидбар 25; 7). Старайся же расторопно покидать компанию злодеев, чтобы не быть с ними в совете и согласии.
Но более всего потребна расторопность на пути возвращения ко Всевышнему. Будь расторопен и не медли на путях раскаяния, и да не будешь ты даже минуту злодеем пред Всевышним. Взгляни, как слуги царей и вельмож расторопны в исполнении своих обязанностей, в своей службе! Тем более следует расторопно исполнять служение Царю царей над царями, Пресвятому, благословен Он!
Хотя расторопность хороша сама по себе, следует все же уберечься от излишней торопливости в своем служении. Ибо скачущий быстро может упасть. И бегущий излишне быстро тоже падает. При исправлении дела нельзя торопиться, все дела исправляются не торопясь. А также сказали мудрецы: «Не торопитесь, когда судите» (Авот 1; 1). Расторопность состоит в том, чтобы сердце бодрствовало, мысль была восприимчива и члены легки, исполняя дело, а торопиться не следует ни в чем. Все эти вопросы требуют большой мудрости и разумения, когда следует торопиться и когда медлить.
И хотя качество расторопности весьма хорошо, не будь расторопным, гонясь за исполнением своих желаний и удовлетворением своих страстей, не гонись за дурными поступками. Ибо как расторопность в делах Торы приводит человека к высшему достоинству, так же расторопность в преступлениях приводит человека в преисподнюю. И так же, как необходима расторопность в делах Торы, нужна расторопность в делах житейских, расторопность в своем ремесле. Того, кто делает свое дело расторопно, ожидает большой успех.
Поэтому, человек, будь расторопен в делах обоих миров! Расторопно делай работу своего ремесла, которая есть надобность этого мира, чтобы скорее освободиться для работы духовной, для служения Всевышнему.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.