Из цикла «Мусар Дома Учения в Кельме», темы: Скромность, Хесед, Благодарность, Рав Хаим Бурштейн, Мусар, Добро и Зло, Жертвенник, Моав, Амон
«Отдались от зла и твори добро, ищи мира и стремись к нему»[1].
До сих пор мы вели речь о повелении «Отдались от зла» на примере железа, несовместимого со святостью[2]. Теперь же поговорим о благе, даруемом нам Торой, перейдем от одной крайности к другой — от предельного недостатка, нечистого и отвратительного существования, к возвышенной жизни.
В конце главы Итро сказано: «И не восходи по ступеням на жертвенник Мой, чтобы не открылась на нем нагота твоя»[3]. Раши поясняет: «Хотя одеяния коэна полностью покрывают его наготу, все же его подъем по ступеням может показаться неким пренебрежением к святости жертвенника. И если Тора заботится даже о достоинстве камней, не способных испытывать обиду, насколько же недопустима непочтительность к человеку, сотворенному по образу и подобию Б-га»[4]. Тора — источник совершенства в мире, который весь благо, — объяснила, что не следует думать: «я отдалюсь от зла, и этого будет достаточно». Необходимо проявлять всестороннее уважение к людям, в том смысле, как это понимают мудрецы Талмуда, задавая вопрос: «Принимал ли ты на себя царскую власть Творца утром и вечером при чтении “Шма Исраэль?” Признавал ли ты превосходство товарища в душевном покое?»[5] И это можно понять из требования Торы отдаляться от поступков, которые могут трактоваться как обидные или непочтительные. Не должно даже возникнуть подозрения, будто коэн не воздает должного почтения святости жертвенника, поскольку его камням не видна нагота его тела, полностью покрытого одеянием. Однако, невзирая на это, даже к пандусу, по которому коэны поднимаются для приношения жертвы, предписано относиться бережно и внимательно, избегая даже малейшего пренебрежения. Тем более это относится к человеку, который сотворен по образу и подобию Б-га и чувствует горечь унижения! Следует не допускать неудобной или обидной для него ситуации, ведь он наделен истинной славой[6]!
Вот, Амон и Моав навсегда были лишены права войти в еврейский народ: «Не войдет амонитянин и моавитянин в Общину Г-спода… вовек. За то, что не встретили вас хлебом и водой в пути при вашем Исходе из Египта…»[7]Рамбан разъясняет в своем комментарии: «Мне представляется, что Тора не позволила пришельцам их этих двух народов влиться в Общину Израиля из-за их неблагодарности к еврейскому народу. Всевышний спас их праотца и праматерей от меча и плена и вывел из перевернутого Сдома в заслугу Авраама. Моав и Амон должны были помнить добро Авраама и желать блага его народу, они же воздали ему злом. Моав нанял Билама, сына Беора проклясть потомков Авраама, а Амон не встретил еврейский народ при Исходе из Египта. И вот, Тора предупредила Израиль: “И ты приближаешься к сыновьям Амона — не притесняй их и не начинай с ними войны…”[8], а Амон проявил к ним жестокость, не вспомнив благодеяний Авраама, и не только не встретил их подношением, но даже не позволил им приблизиться к своим границам… Поэтому вначале Писание говорит об Амоне, первым делом упоминая об их грехе: “За то, что не встретили вас”, а затем уже о Моаве и их преступлении», — и следует внимательно изучить комментарий Рамбана на это повествование Торы. Вот, эти два народа навечно лишены возможности войти под сень крыльев Шехины, поскольку они не вспомнили, что своим спасением их родоначальник был обязан нашему праотцу Аврааму.
Вдумайтесь, братья мои: есть ли в этом поколении хоть кто-либо, кто напомнит своим внукам о добре, оказанном кем-либо его деду много лет назад? Хорошо, если таких окажется хотя бы «один в городе и двое в семье». А ведь Писание вменяет Моаву и Амону в вину то, что они не встретили евреев подношением возле своих границ четыреста лет спустя! Посмотри, сколь разительно прежние поколения отличались от последующих!
Теперь нам следует понять нечто особенно важное. Раз уж эти народы были навсегда отделены от нас за то, что не сохранили в своих сердцах память о благодеянии, оказанном Авраамом их пращуру, тем более мы должны осознать, какая обязанность возложена на нас — сыновей Авраама, Ицхака и Яакова, принявших Тору Г-спода на горе Хорев, — помнить благодеяние, оказанное предками их далеким потомкам, разделять с другими их ношу и усиливать взаимную любовь. Это — важнейший закон! И совсем не удивительно, что на обязанность проявлять уважение к людям Тора указывает столь неожиданным, на первый взгляд, сравнением: если даже покрытые одеждой части тела могут унизить неодушевленный пандус, по которому коаним восходят для служения на жертвенник, то уж тем более надо опасаться обидеть человека — об этом говорит Раши.
Все сказанное здесь позволяет понять слова нашего учителя, благословенной памяти, о важности обретения возвышенных духовных качеств, и дает представление о том, какое благо заключено для нас даже в лаконичных словах Торы: ведь они включают в себя весь принцип «Отдались от зла и твори добро»[9]!
[1] Теилим 34:15.
[2] См. гл. 11 этой книги.
[3] Шмот 20:23.
[4] Раши, там же.
[5] Решит Хохма, раздел «О трепете», гл. 12.
[6] «Когда мы изучаем слова мудрецов, замечая, как просто и лаконично они повествуют о том, что неодушевленные предметы наделены всеми чувствами, упоминая об этом, как о чем-то известном и очевидном, мы восхищаемся их величием и невероятной мудростью! Ведь столь утонченные знания для них просты и естественны! Теперь становится понятной одна удивительная мысль в Мидраше: ““И не поднимайся по ступеням на Мой жертвенник…” Отсюда следует очевидный вывод: если даже к камням, которые не знают ни добра, ни зла, Всевышний запретил относиться пренебрежительно, — тем более ты не должен так относиться к своему ближнему, сотворенному по образу Б-га”. На первый взгляд, это непонятно, как можно отношение к камням применить к человеку? Это ведь камни, которые не могут ощущать никакого унижения! Комментаторы объясняют, что, поскольку камни ступеней жертвенника обладают святостью, Тора заповедует человеку относиться к ним соответственно и ступать по ним скромно, не проявляя пренебрежения. Это чувство может побудить человека особенно остро ощутить запрет неуважения к людям, поскольку они обладают еще большей святостью, — ведь люди сотворены по образу Б-га». (Маариль Блох, Уроки Знания, гл. «Ибо все, на Небесах и на земле… часть 2»).
[7] Дварим 23:4-5.
[8] Дварим 2:19.
[9] Теилим 34:15. «Углубившись в суть Торы, мы найдем, что главное место в ней занимает исправление духовных качеств. Тора была дана человеку с тем, чтобы с ее помощью он мог достичь духовного совершенства, став человеком в полном смысле этого слова. Ведь дурные черты характера наносят урон его духовному облику вплоть до того, что он становится недостойным определения “человек”. Но если мы изучим все качества души, то придем к выводу, что все они — лишь сырье, и мы не можем назвать ни одно из них однозначно плохим или хорошим, поскольку сами черты характера — не хороши и не плохи. Их оценка меняется в зависимости от того, как, когда, где и кто их использует. Каждое качество может проявляться наилучшим образом, только если будет использовано по назначению, в нужное время, в правильном месте и в соответствующей форме. И грань между хорошим и плохим здесь тоньше волосины». (Саба из Новардока, Уровень человека, гл. «Применение качеств»).
Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.