Из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов», темы: Цдака, Хесед, Мирьям Климовская, Рассказы
Рабби Менахем-Мендл из Риманова сидел в окружении учеников, когда в дом учения вошел нищий. Одним своим видом бедняга вызывал жалость у окружающих: одежда — лохмотья, состоящие сплошь из заплат, бледный и тощий — кожа да кости. Увидев его, рабби Менахем-Мендл шепнул своему служке, чтобы тот зашел в его кабинет и достал из кармана его сюртука золотую монету. Когда служка принес монету раву, тот сразу же отдал ее нищему. Бедняк очень обрадовался такому крупному подаянию — это было больше, чем он мог даже мечтать! Счастливый, он покинул бейт-мидраш.
А рабби Менахем-Мендл, спустя какое-то время размышляя над произошедшим, расстроился. Он понял, что, давая деньги нищему, делал это лишь из жалости и не думал о том, что в этот момент выполняет заповедь благотворительности. А ведь благотворительность — цдака — заповедана нам самим Всевышним, и исполняя эту заповедь, мы должны делать это ради Его Имени! В недельной главе Торы Трума сказано: «И возьмут Мне приношение», и великий комментатор Пятикнижия Раши объясняет такой странный оборот (не «дадут», а «возьмут»): «Мне (из того, что и так принадлежит Всевышнему) — ради Моего Имени».
Рав позвал своего служку и попросил его найти этого нищего и привести к нему. Тот бросился выполнять поручение и вскоре обнаружил бедняка на рынке. Услышав, что рав зовет его к себе, тот испугался, решив, что рав дал ему золотой по ошибке, и теперь, обнаружив подмену, собирается отнять золотой и дать взамен мелкую монету. Грустный, пошел он обратно к раву. Каково же было его изумление, когда рав не только не забрал у него свой золотой, но и выдал еще один! Когда к нищему вернулся дар речи, он набрался смелости и спросил раввина: «Рабби, если вы собирались дать мне два золотых, то почему не дали их сразу? Ведь я очень расстроился, когда подумал, что вы обнаружили, что дали эту монету по ошибке, и хотите забрать ее обратно!» Рав ответил:
«Написано в главе Реэ: “Давая, дай ему”. Почему слово “дать” используется дважды? Чтобы научить нас, что, если сначала мы помогаем бедному исключительно из жалости, надо дать ему еще раз — ради исполнения заповеди. Поэтому я и дал тебе деньги два раза. И сказано также: “Пусть не будет тебе плохо на сердце, когда будешь давать ему”. Когда человек дает в первый раз, его сердце переполняют жалость и сочувствие к несчастному. А потом, когда его сердце успокоится, он сможет уже следить за тем, чтобы выполнить заповедь как положено».
По книге «Ветвь фамильного древа» («Анаф Эц Авот»)
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.