Из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов», темы: Богатство, Цдака, Мирьям Климовская, Ротшильды, Воровство, Судить в лучшую сторону
У рабби Цви Гирша Горовица, главы раввинского суда г. Черткова (отца прославленных раввинов р. Шмуэля Горовица и р. Пинхаса Горовица, автора «Афлаа»), был служка, Аншель Ротшильд. Рабби Цви Гирш годами копил деньги на приданое для своей дочери, и к тому времени, когда произошли описываемые события, у него собралась уже круглая сумма — пятьсот золотых, достойное приданое для дочери раввина. Эти деньги он хранил в мешочке в потайном отделении своего стендера — пюпитра, за которым он учился.
Однажды, в ночь на 14 нисана раввин, как и все евреи, проводил бдикат хамец в своем доме. Приблизившись со свечой в руке к стендеру и заглянув в заветный ящичек, он обомлел: там было пусто! Деньги, накопленные с таким трудом за долгие годы, исчезли!
Незадолго до этой истории р. Аншель покинул дом раввина: он женился и открыл собственную лавку, чтобы прокормить семью. Его новое дело уже начало приносить скромную прибыль. Домашние рабби Цви Гирша, узнав об исчезновении денег, предположили, что бывший служка «позаимствовал» их, чтобы открыть собственное дело. Поначалу рав не хотел их слушать, не желая подозревать невиновного, и будучи уверенным в кристальной честности р. Аншеля, не раз доказанной на деле. Но домашние продолжали убеждать рава, что только Ротшильд знал о деньгах, и только он мог их взять. В конце концов им удалось уговорить рава поехать к Ротшильду и выяснить это у него.
Увидев своего учителя, р. Аншель радостно выбежал ему навстречу — он был уверен, что раввин приехал навестить его и благословить. Р. Цви Гирш зашел к нему и в беседе рассказал, что пропали его деньги. С большой осторожностью он намекнул, кто главный подозреваемый в краже. К его удивлению, услышав это, р. Аншель сразу признался и предложил вернуть 200 золотых сразу, на месте, а остальную сумму — платежами в течение полугода. Рав уехал домой в растерянности, с другой стороны, чувствуя облегчение, что деньги нашлись…
Однажды в городской трактир завалилась развеселая компания. Героем дня был один из местных бедняков: как он объяснил трактирщику, ему улыбнулось счастье — он нашел на улице золотую монету, и теперь угощает всех приятелей за свой счет! К удивлению трактирщика, через неделю необычный визит повторился, причем везунчиком оказался тот же самый крестьянин. Это вызвало у трактирщика подозрение, и после того, как пьяные «гости» разошлись по домам, а те из них, кто был не в состоянии идти, уснули под лавками, он поспешил в полицию и рассказал об этом. Там ему дали совет: если везучий крестьянин появится в третий раз, напоить его побольше и, когда он как следует опьянеет, выспросить о происхождении этих денег. Неделю спустя трактирщик уже не удивился, увидев на пороге ту же компанию. Он собственноручно угощал щедрого крестьянина самыми крепкими напитками, пока тот не опьянел окончательно. После нескольких наводящих вопросов он заплетающимся языком рассказал, что его жена прислуживала в доме еврейского раввина, и однажды заметила потайной ящик. В отсутствие хозяев она сумела подобрать к нему ключ и обрадовалась, обнаружив там мешок с деньгами. Она принесла мешок мужу, а тот зарыл его во дворе и, выждав какое-то время и обнаружив, что денег до сих пор не хватились, рискнул начать их тратить.
Трактирщик поспешил в полицию, и крестьянина арестовали. Очень быстро тот сознался во всем и показал, где спрятал деньги. Они были в том же мешке — вся сумма, за вычетом нескольких золотых, которые воры уже успели потратить.
Начальник полиции пригласил к себе рава и расспросил о краже. Потом вернул ему деньги, рассказав обо всем случившемся. Рав Цви Гирш был очень рад, что деньги вернулись, но еще больше его радовало то, что р. Аншель Ротшильд оказался невиновным. Только одно оставалось непонятным, и рав поспешил выяснить это, снова нанеся визит своему бывшему служке. На вопрос, почему р. Аншель «признался» в преступлении, которого не совершал, тот ответил, что очень хотел успокоить рава, поскольку увидел, как его расстроила пропажа денег. Рав попросил у него прощения за напрасные подозрения и вернул ему все деньги, которые тот успел ему отдать. А еще — благословил р. Аншеля и все его потомство, чтобы оно всегда процветало. И так и получилось: дом Ротшильдов стал символом богатства и процветания во всех поколениях — благодаря благословению великого раввина.
По книге «Ветвь фамильного древа» («Анаф Эц Авот»)
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»