Из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов», темы: Аризаль, Провидение, Цфат, Саранча, Хесед, Мирьям Климовская, Рассказы
Однажды святой праведник Аризаль (раби Ицхак Лурия Ашкенази, величайший каббалист, живший в Цфате в XVI веке) сидел в синагоге, объясняя тайны Торы своим ученикам. Вдруг он прервался и воскликнул: «Благословен Судья праведный! Я услышал голос, провозглашающий, что Высший Суд постановил: наш город ждет невероятное по размерам нашествие саранчи, которая уничтожит всю растительность, все плоды садов и полей! И все это постигнет нас из-за мудреца Торы р. Якова, чьи страдания от нищеты уже дошли до крайности, так что праведник предъявляет претензии Святому, благословен Он! Владыка Вселенной намерен сурово наказать весь город за то, что своим равнодушием мы допустили, чтобы праведник дошел до такого состояния!»
Сказав это, Аризаль обратился к своим ученикам: «Давайте же, братья мои, соберем для нашего бедного товарища денег, каждый выделит сколько сможет, и кто-нибудь из нас купит ему еды, чтобы поскорее утолить его голод, а оставшиеся деньги отдадим р. Якову, чтобы он мог купить все, что ему необходимо».
Один из учеников Аризаля, р. Ицхак, вызвался исполнить эту заповедь. Он взял собранные деньги, поспешил на рынок, купил там разной еды и пришел к дому бедняка. Придя к р. Якову, р. Ицхак увидел, что тот распростерся на полу, оплакивая свою горькую долю. Р. Яков зарабатывал тем, что черпал из источника воду глиняными кувшинами и разносил ее по домам евреев, живущих в Цфате. Заработанных грошей ему едва хватало на жизнь. Но в то утро случилось несчастье: глиняные сосуды р. Якова разбились, и он не смог заработать себе на еду! Увидев это, р. Ицхак зашел в дом, помог бедняку подняться с пола, усадил его за стол и поставил перед ним купленные кушанья. Остальные деньги р. Ицхак отдал р. Якову, чтобы тот купил себе новые кувшины и смог обеспечивать себя в дальнейшем. И сказал ему р. Ицхак: «Прошу тебя, раби, помолись Святому, благословен Он, чтобы Он отвел беду от жителей города. Ибо из-за того, что не помогли тебе в нужде, ожидает Цфат страшное нашествие саранчи, которое может оставить весь город без пропитания. И постарайся впредь не роптать на Всевышнего». Праведник тут же взял на себя обязательство принимать все испытания с любовью и принялся молиться со слезами, умоляя Всевышнего простить ему этот грех и пощадить город.
После этого р. Ицхак вернулся в ешиву и рассказал обо всем, что произошло. Аризаль сказал:
«Знайте же, что в заслугу доброго дела, которое мы сделали, страшный приговор отменен, слава Всевышнему!» И все присутствующие вернулись к своей учебе.
В тот же день, спустя короткое время, жители Цфата увидели огромное облако саранчи, поднявшееся над границами города. Саранчи было так много, что она закрыла все небо, и в городе стало темно. Ученики Аризаля испугались, но учитель сказал им: «Не бойтесь! Небеса уже сжалились над нами, просто саранча еще не знает, что приговор отменен». И действительно, вскоре поднялся сильнейший ветер и отнес все облако саранчи в Средиземное море. Ни одно из этих насекомых не опустилось на землю в пределах Цфата! С тех пор жители Цфата с большим вниманием относились к нуждам бедняков, и особенно — р. Якова, чья обида чуть не привела на город беду.
По книге «Ветвь фамильного древа» («Анаф Эц Авот»)
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»