Из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов», темы: Взятка, Мудрецы, Награда и наказание, Цдака, Похороны, Уважение, Изучение Торы, Мирьям Климовская, Рассказы, Терпение
У рава Прейды (одного из мудрецов Талмуда) был ученик, которому приходилось повторять каждый урок по 400 раз, и только тогда он его понимал. Однажды во время занятий с этим учеником к раву Прейде пришли, чтобы позвать его выполнить какую-то важную заповедь. Раби остался, чтобы продолжить занятие, и повторил свой урок, как обычно, 400 раз. Но выяснилось, что ученик все еще не понял. Раби спросил его: «Что случилось сегодня?» Ученик ответил: «С того момента, как вас позвали, я все время боялся, что вы вот-вот уйдете, и не мог как следует сосредоточиться, поэтому ничего и не понял». Рав Прейда сказал: «Теперь сосредоточься, и начнем все сначала, и я никуда не пойду, пока ты все не поймешь». И повторил ему все сначала — еще четыреста раз! Тогда раздался Голос с Небес и обратился к раву Прейде: «Скажи, что ты хочешь в награду за свое терпение: чтобы твоя жизнь продлилась 400 лет, или чтобы ты и, в твою заслугу, все твое поколение удостоились Будущего мира?» Рав Прейда сказал: «Я хочу, чтобы я сам и все мое поколение удостоились Будущего мира». И тогда Святой, благословен Он, сказал: «Пусть он получит и то, и другое».
Раби Йеуда а-Наси, обладавший большим богатством, в годы засухи открыл свои сокровищницы и провозгласил: «Пусть приходят сюда те, кто учил Писание, Мишну, Агаду и Алаху, а неучи пусть не приходят!» Пришел к нему раби Йонатан бен Амрам и попросил: «Раби! Накорми меня!» Раби Йеуда спросил у него: «Сын мой, знаешь ли ты Писание?» Тот ответил:
«Нет!» Раби спросил снова: «Учил ли ты Мишну?» И снова тот ответил: «Нет!» Тогда раби Йеуда сказал: «Тогда почему я должен кормить тебя?» — «Накорми меня, как пса или как ворона!» [Раби Йонатан намекнул на написанное в Псалмах (147:9): «Дает Он скоту пищу его, воронятам — которые кричат». Числовое значение слова беэма (скот) равняется числовому значению слова келев (собака)]. Раби Йеуда сжалился над ним и снабдил его всем необходимым. А после этого пожалел, что изменил своему слову и дал от своих запасов человеку, который не желает заниматься Торой. Его сын раби Шимон сказал ему: «Мне кажется, это был твой ученик, раби Йонатан бен Амрам, который не желает пользоваться славой Торы в этом мире». Раби Йеуда послал проверить его слова, и выяснилось, что раби Шимон прав. После этого раби Йеуда провозгласил: «Пусть приходят все!»
Однажды умер сборщик податей, большой грешник. Его ближайшие родственники принесли на кладбище его тело, чтобы предать земле. В тот же день в этом городе скончался очень уважаемый мудрец, и весь город собрался, чтобы проводить его в последний путь. Во время похорон на кладбище неожиданно напали разбойники, и всем живым пришлось спасаться бегством, оставив покойников. Только один преданный ученик того мудреца не пожелал оставить тело своего учителя. Когда опасность миновала, участники похорон вернулись и продолжили церемонию. Но в суматохе гробы двух покойников перепутались. Ученик мудреца говорил об этом людям, но его никто не желал слушать. Так и получилось, что мудреца Торы похоронила горстка родственников сборщика податей, тихо и быстро, а самого сборщика податей предали земле с большими почестями, с восхвалениями и всеобщим плачем. И знал об этом только ученик раввина, которому никто не верил…
И ночью ученик не мог успокоиться, мучаясь вопросом, почему великий мудрец не удостоился посмертного почета, а вместо него его получил совершенно недостойный человек. Когда молодой человек наконец-то заснул, во сне он увидел своего покойного учителя. Тот сказал ему: «Сынок, не горюй. Здесь, в Мире Истины, я удостоился величайшего почета и нахожусь в Ган Эдене (раю) вместе с другими праведниками. А этого злодея отправили в то место, которое он действительно заслужил — в Геином (ад). Но однажды при жизни я слышал, как кто-то порочит мудрецов Торы, и
не стал протестовать. В наказание я сам был похоронен с позором. А сборщик податей однажды приготовил большую трапезу для градоправителя, но тот не пришел. Тогда этот человек раздал всю приготовленную еду бедным. И полученный им почет на похоронах — это и есть его награда за единственную исполненную им заповедь».
Раби Ишмаэль, сын раби Йосэ, сдавал свои фруктовые сады в аренду, и перед каждой субботой арендатор приносил ему корзину, наполненную фруктами из этих садов. Однажды арендатор принес ему фрукты не в пятницу, как обычно, а в четверг, прямо в здание суда, где председательствовал раби Ишмаэль. Раби Ишмаэль спросил: «Что случилось, что ты принес плоды раньше времени?» Арендатор ответил: «У меня есть тяжба с одним человеком, и я подумал: если мне все равно идти в Бейт дин, так уж принесу заодно и плоды». Раби Ишмаэль отказался принять от него фрукты и отказался разбирать его дело, назначив других судей. Во время разбирательства он слушал претензии обеих сторон и невольно размышлял: «Если бы мой арендатор сказал так-то, он бы выиграл суд, или он мог бы сказать так-то и выиграть». В конце концов раби Ишмаэль воскликнул: «Пусть испустят дух те, кто берет взятки! Уж если я, который получает плоды из собственного сада, не смог удержаться от предвзятости, то что же говорить о тех, кто намеренно берет взятки!»
По книге «Ветвь фамильного древа» («Анаф Эц Авот»)
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.