Мидраш Танхума рассказывает историю про одного коэна (потомка Аарона), который был специалистом по определению язв «цараат» (особой болезни, посылаемой человеку за грехи и делающей его ритуально нечистым).
Однажды, когда этот коэн оказался в нужде, он решил покинуть Святую Землю в надежде найти за границей заработок. Перед отъездом он обратился к своей жене: «Люди привыкли приходить ко мне и спрашивать, являются ли их кожные болезни “цараат”. Я хочу научить тебя этой премудрости, чтобы ты могла помогать им в мое отсутствие. Смотри, у каждого волоска на теле человека есть свой источник питательных веществ. Если Творец закрывает этот источник, волос перестает получать питание и выпадает. Это и есть “цараат”».
«Послушай сам, что ты говоришь!» — воскликнула жена. — «Для каждого волоска Святой, благословен Он, создал собственный источник, через который непрерывно посылает ему питание! Так неужели тебя, кто создан по Его образу и подобию, занимается Его Торой и растит детей, Он не сможет обеспечить пропитанием!? Неужели ты настолько не веришь в Его возможности послать тебе заработок здесь, на Святой Земле, что отправляешься искать счастья за границей!?»
Коэн согласился с женой и решил остаться в Земле Израиля, полностью положившись на Всевышнего.
У одного богатого человека было поле, приносившее ежегодно обильный урожай — тысячу мер пшеницы. Хозяин каждый год исправно отделял от урожая десятину — ровно 100 мер. Когда он состарился и почувствовал приближение смерти, он позвал своего сына и сказал ему: «Сын мой, поле, что я тебе оставляю, приносит каждый год тысячу мер зерна. Прошу тебя — отделяй от этого урожая десятину, как это делал я».
Отец умер, и сын стал владельцем поля. В первый год он отделил сто мер, как и его отец. Но увидев количество отделяемой пшеницы, он счел его слишком большим и решил, что на следующий год не станет отделять так много. От следующего урожая новый хозяин отделил лишь 90 мер. И — о, чудо! — через год уродилось всего 900 мер. Хозяин увидел это и… решил, что он правильно поступил, уменьшив размеры пожертвования, — очевидно, поле истощилось и теперь не может давать столько, сколько раньше. Следующая десятина составляла вместо 90 всего 80 мер зерна, и — какое странное совпадение! — в последующем году уродилось 800 мер!
Так, постепенно уменьшая десятину, несколько лет спустя хозяин собрал с поля всего 100 мер пшеницы. Пригорюнившись, он сидел у себя дома и размышлял, как бы ему повысить урожайность своего поля, как вдруг увидел своих родственников, идущих к нему в гости в праздничных одеждах.
«Вы пришли посмеяться над моим горем?» — спросил он. «Эту беду ты сам на себя привел!» — ответили они. — «Сперва ты был хозяином всего урожая и отделял от него десятину коэнам и левитам. А теперь сам Всевышний дает тебе десятину от твоего же поля! Значит, ты сам стал коэном, и мы пришли тебя поздравить…»
По книге «Ветвь фамильного древа» («Анаф Эц Авот»)
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»