Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Царство, которое на небесах, подобно земному царству

В предыдущих главах мы обсудили в какой-то мере вопрос о величии святости Торы; в этой главе поговорим о величии обязанности, возложенной на каждого еврея, имеющего представление об этой святости: укреплять основы Торы и страха перед Б-гом, чтобы не дать им исчезнуть, не дай Б-г. И вот что я намереваюсь сказать по этому поводу. Известно сказанное в Тана де-вей Элияу раба, гл 11: «Быть может, ты спросишь: двадцать пять тысяч, которые были убиты в Гивъат-Биньямине[1], — почему они погибли? Потому, что членам Большого Сангедрина (то есть величайшим мудрецам Израиля), основанного Моше, Йеошуа и Пинхасом, следовало бы подпоясаться, подобрать повыше полы одежды и обходить снова и снова все города Израиля: в один день прийти в Лахиш, в другой — в Бейт Эль, потом — в Хеврон, потом — в Иерусалим, и повсюду обучать народ… А они не делали этого. Вместо этого, когда народ вошел в землю Израиля, каждый из тех мудрецов удалился в свой виноградник, к своему вину, к своему полю, говоря себе: “Да будет покой душе моей!” Они не хотели слишком утруждать себя… А когда в колене Биньямина началось беззаконие и Б-г вознамерился разрушить из-за этого весь мир, Он сказал так: “Я дал им эту землю только для того, чтобы они изучали письменную и устную Тору, занимались каждой темой в ней в свой час и изучали бы дерех эрец (пути и правила достойного поведения)”. И вот — из-за пренебрежения Торой и дерех эрец в Гивъат-Биньямине (многие жители там погрязли в самых страшных грехах, и остальные колена) пошли на них войной, в которой погибли (в общей сложности) семьдесят тысяч человек. Кто же убил их всех? Я бы ответил: никто другой, как члены Большого Сангедрина, который основали Моше, Йеошуа и Пинхас бен Элазар!»

Из этого мы можем понять, какая большая ответственность возлагается на каждого еврея, который может тем или иным образом принести своей Торой пользу народу Израиля, и насколько обязан он не допускать себе в этом поблажек. Это — часть заповеди Торы (Дварим, 6:5): ואהבת את ה' אלקיך — (И люби Г-спода, Б-га твоего). Не сказано: תאהב את ה' (что может означать только «люби — ты сам»), а сказано именно: ואהבת את ה' (и это можно толковать иначе): побуждай других, чтобы они тоже любили Г-спода, как сказано в Сифри (гл. Ваэтханан, п. 32): «ואהבת את ה' אלקיך — делай так, чтобы его любили люди, как это делал наш праотец Авраам». Ведь именно занятия Торой приводят человека к любви к Г-споду, как уже говорилось об этом в гл. 12.

И потому — пусть не говорит человек: «Кто я такой — охранять ограду Торы, чтобы она не пошатнулась?» Во-первых, известно сказанное нашими мудрецами: «Всякий, кто может протестовать против (недостойных) дел своих домочадцев, но не делает этого — несет ответственность за их грехи. Тот, кто может протестовать против дел жителей своего города, но не делает этого — несет ответственность за грехи жителей своего города» (Шабат, 54б). Если жители города в состоянии содержать ешиву или талмуд-тору, но не делают этого, то они совершают огромный грех, как сказали наши мудрецы в трактате Шабат (119б), и об этом также сказано в Шулхан арух, Йоре дэа, 245:7.

То же самое относится и к тому случаю, когда человек в состоянии сам преподавать Тору другим, но ленится это делать. Это — тоже тяжкий грех, как сказали наши мудрецы в Мидраш Мишлей, гл. 11, по поводу стиха: «Есть растрачивающий — а у него прибавляется, а другой воздерживается от доброго дела — и теряет» (Мишлей, 11:24). Вот что они сказали: «Каждого, кто препятствует распространению Торы, не желая преподавать ее, ангелы служения в будущем сделают подобным решету[2]. И это не все — даже зародыш в утробе матери проклинает его, как сказано: “Удерживающего у себя хлеб (намек на Тору) проклинает народ — но благословение на челе продающего"” (Мишлей, 11:26). Сказано: “Встречаются богач и бедняк; Творец их обоих — Г-сподь” (Мишлей, 22:2); мидраш Ваикра раба, гл. Беар (34:4) объясняет: “"Богач” здесь означает “богатый Торой”, а “бедняк” — “бедный Торой”. Сказал тот бедняк богачу: “Обучи меня одной главе Мишны” — а тот отказался, сказав: “Чего ты хочешь: чтобы я обучал тебя главе Машкин или главе Меэйматай коръин эт Шма?[3] Учи это с кем-нибудь таким же, как ты сам!” (На это отвечает ему Писание): “Творец их обоих — Г-сподь!” Это означает: Тот, Кто сделал того богача мудрым в Торе, может сделать его невеждой[4], — и Он же, сделавший бедняка невеждой, может сделать его мудрецом»[5].

Следует задуматься также и о том, что царство, которое на небесах, подобно земному царству. Согласно обычаю, когда царь проезжает какую-нибудь провинцию своей страны, в ее главном городе наместник той провинции сопровождает его и едет впереди его колесницы до границы города. А когда царь проезжает менее крупный город, его подобным же образом сопровождает менее крупный вельможа, который там правит, и оставляет его на границе подчиненной ему области. А когда царь проезжает деревни, его сопровождают совсем мелкие чиновники [ничтожные в сравнении с прежними], и все провожают царя до границы подвластных им владений. А теперь подумаем: разве можно сказать, что кто-то из этих последних так же важен, как наместник провинции, поскольку он тоже сопровождает царя? Истина состоит в том, что каждый из них обязан изо всех сил охранять колесницу царя, пока тот остается в пределах его границ, чтобы с царем не случилось ничего плохого. Точно так же и в нашем деле. Творец создал мир, чтобы он существовал шесть тысяч лет, после чего должен наступить «день, который весь — суббота и покой», то есть мир грядущий, как сказали наши мудрецы (Рош а-шана, 31а). И вот, слава Г-спода проходит в мире перед всеми созданиями на протяжении всех шести тысяч лет — как известно, «полна вся земля Его славой». И каждый, кто знаком хоть немного с Творцом, с тем, что Он Царь всей земли, Который дает существование и жизнь всему, должен оберегать из всех своих сил в течение всей своей жизни колесницу святой славы Его, чтобы не случилось с ней ничего плохого.

В первых поколениях (еврейского народа) были святые пророки, наставлявшие людей оберегать славу Всевышнего; они терпели любую муку и позор ради Его славы, как говорится об этом, например, у пророка Ирмияу в нескольких местах. Наши мудрецы (Сифри, гл Беаалотха, 91) говорят, что в момент, когда Моше и Аарон были назначены руководителями народа, сказал им (Б-г): «Знайте, что вы идете на это, понимая, что вас будут проклинать и (угрожать) побить камнями». Впоследствии (в эпоху Второго Храма) пришло поколение мужей Великого собрания; они тоже много страдали от появившихся в их времена цдуким и бейтусим (отрицавших основы веры). Потом были поколения танаим (мудрецов Мишны), за ними — амораим (мудрецов Гемары), а за теми — савораим (то есть разъясняющие устную Тору) — уже после завершения Талмуда. Потом были поколения первых гаонов (то есть великих в Торе), за ними — поколения р. Альфаси, Рамбама и Роша, и все поколения великих мудрецов, которые были до нас. Все они, стоя на страже, изо всех своих сил оберегали славу святой колесницы Всевышнего — до нынешнего, последнего поколения. Так теперь и мы, «маленькие стражники», сопровождающие колесницу Шхины во все дни нашей жизни, обязаны изо всех сил охранять эту святую колесницу, чтобы не посягнула на нее чужая рука. [Что такое колесница? Это святая и вызывающая трепет Тора Г-спода; на ней пребывает свет Его, как сказано в Тана де-вей Элияу раба (гл. 5), где объясняется стих Писания (Млахим-2, 2:11): «И вот — огненная колесница и огненные кони» — те, которые видит пророк Элиша; они означают письменную и устную Тору соответственно].

«Охрана колесницы» состоит в том, что человек прикладывает все усилия, чтобы поддерживать существование Торы (всеми путями). Это включает распространение знаний Торы преподаванием — если Б-г одарил его способностью к этому, содействие основанию талмуд-торы для детей и ешивы для взрослых, а также поддержку и содержание этих учебных заведений. Все это — основа, необходимая для существования Торы и заповедей, чтобы не забылись они, не дай Б-г, среди народа Израиля. Все это само по себе увеличит славу Г-спода в мире, и Он водворит на земле Свою Шхину посредством света Своей Торы, как сказали наши мудрецы: «Нет у Г-спода в мире Его ничего (истинно важного), кроме четырех амот алахи (места, где изучают закон)» (Брахот, 8а).

Сколь же велика заслуга такого человека! Это имел в виду Раби, говоря о раби Хие (Бава меция, 85б): «Сколь велики дела раби Хии, который прибегал к любым ухищрениям ради того, чтобы не забылась Тора в Израиле в его дни!» Тем более — в наше время, когда, из-за многих наших грехов, расшатаны основы Торы — награда такого человека будет чрезвычайно велика, как сказано об этом в Иерусалимском Талмуде, гл. А-роэ (Брахот, 9:5). [Я поместил этот отрывок в Шмират а-лашон, Шаар а-Тора, гл. 1, см. там][6].

Такие люди называются «полководцами», воинами, ведущими войны Всевышнего. Войны эти Израиль ведет во всех поколениях, когда поднимаются против него во множестве враги, пытающиеся помешать изучению Торы и исполнению заповедей, данных нам Творцом. И те (праведные люди) постоянно укрепляют свою душу, чтобы постоять за свою веру и упрочить свою Тору; это знакомо нам со времен мудрецов Гемары, как и в другие времена. О том же говорится в Пасхальной агаде: «В каждом поколении поднимались против нас», — и так до наших дней, когда мы приближаемся уже к концу этой продолжительной войны. От всей этой столь длинной, нескончаемой войны уже истощились наши силы [другими словами, приходят все более слабые поколения, менее способные укреплять Тору и нашу веру, — оттого, что слишком уж много времени прошло с тех пор, как мы лишились Дома жизни нашей (Храма), и от невзгод, преследующих нас во все времена, и оттого, что мы столь рассеяны по всему миру]… А война против нас, между тем, усиливается — все больше и больше бед обрушиваются на нас, непрестанно сменяя друг друга, — и вот уже почти совсем истощились наши силы и не может уже более рука наша сдерживать натиск врага. Военачальников [наших великих мудрецов Торы, людей веры, закрывающих пролом в ограде, ведущих войну в воротах города] — тоже не стало! Потеряли мы их из-за многих наших грехов, и теперь мы — как заблудившиеся на вершинах гор, и, как сказано: «нет спасения и поддержки» (Дварим, 32:36). Но, при всем этом, не дай нам Б-г проявить слабость в час беды! Мы обязаны собраться с остатками сил и вступить в сражение против наших врагов, намеревающихся пробить брешь в рядах нашего народа — как и всех остальных бедствий, идущих на нас, чтобы оторвать нас от нашей Торы и нашей веры. Ведь мы уже приближаемся к концу войны, и если сейчас не соберемся с силами — окажется, что понапрасну воевали все это долгое время, жертвуя всей душой и всем нашим достоянием, до сегодняшнего дня!

Так сколь же велика заслуга людей, укрепляющих себя в этот час, делающих все возможное, чтобы собрать свои силы и вступить в сражение — наперекор всем бедам нашего времени! Они ищут средства и способы возвеличить Тору и заповеди, чтобы не была забыта Тора в народе Израиля, не дай Б-г, — и с этой целью собирают людей для изучения Торы.

Заслуга их в наши дни гораздо больше, чем в прошлом. Ведь нельзя сравнить заслугу того, кто добровольно берет на себя обязанность возвеличивать славное имя царя в спокойное время, когда войско многочисленное и сильное, с заслугой того, кто вступает в войну в час, когда война усиливается и слуги, помогающие царю, малочисленны, ослабели от тягот войны, и царь попадает в тяжкую беду… Такой человек, несомненно, заслужит великую любовь царя; он будет приближен и удостоится чести стоять перед царем и видеть его лицо — после победы в войне. Точно так — и с нами, как сказано в Писании: «И коаним (священнослужители из колена) левитов, сыны Цадока, которые несли службу в святилище Моем, когда отступили от меня сыны Израиля, — они-то приблизятся ко Мне, чтобы служить Мне, и стоять будут предо Мной, чтобы приносить в жертву тук и кровь, — слово Г-спода Б-га!» (Йехезкель, 44:15). Подобное сказано также о царе Давиде, мир ему; давая завещание сыну Шломо перед своей смертью, он сказал: «А сынам Барзилая Гилъади окажи милость, и пусть они будут среди тех, кто ест за столом твоим, ибо так же и они пришли ко мне, когда я бежал от Авшалома, брата твоего» (Млахим-1, 2:7). [Точно так же верно и обратное: когда кто-то в наши дни проявляет нерадение в том, чтобы укреплять славу Г-спода и Тору Его, грех его гораздо больше, чем в прежние времена: ведь он показывает, что не волнуется за честь Царя в тяжкий для него час, когда слава Его на ущербе, как мы говорили выше. Подобное писал Рош в сборнике ответов на вопросы — о том, что если человек проявляет нерадивость в такой час, грех его гораздо больше: он видит, что Царь в большой беде, но сердце его остается безучастным к этому].

По-видимому, именно на это намекал наш учитель Моше, мир ему, в конце своих слов, обращенных к народу Израиля: «Хорош твой удел, Израиль! Кто подобен тебе, народ, спасаемый Г-сподом, защитником и помощником твоим! Ведь Он — меч славы твоей! Отказываться (от прежней вражды) будут перед тобой враги твои, а ты будешь попирать высоты их» (Дварим, 33:29). И Моше здесь ведет себя как военачальник: в час, когда война стала так тяжела и нет ей конца; когда устали и ослабли воины, не могут уже дальше сражаться, а ядра и стрелы сыплются дождем, — он приходит к ним в минуту короткого отдыха укрепить их сердца, говоря: «Смотрите же, вы сражаетесь за корону царя! Когда вы одолеете врага и царь ваш будет увенчан победной короной — сколько даст он в удел каждому из вас богатства и почета! Ведь вы воевали, не щадя своих жизней, за его корону!» Ясно, что в войне двух обычных царей неизвестно, кто победит в конце, поскольку вторая сторона тоже получает поддержку в тех же самых словах от своих военачальников. Но в войнах Всевышнего, которые мы ведем за укрепление Его Торы, которая не что иное, как корона Царя царей, — хотя война эта и очень жестокая, в конце ее мы обязательно выйдем увенчанные победной короной! Ведь рука Г-спода «облечена мощью; десница Твоя, Г-споди, сокрушит врага!» (Шмот, 15:6).

Таковы были слова великого военачальника, нашего учителя Моше, мир ему, обращавшегося к нам голосом Г-спода, исходившим из горла его, видевшего наперед все, что должно было произойти с нами с его дней и до конца времен. Он как бы говорит (обращаясь и к нам сегодня): «Хорош твой удел, народ Израиля, — вы ведете войну Г-спода [против врагов Торы] и наверняка победите в ней!» — в этом смысл его слов: «Кто подобен тебе, народ, спасаемый Г-сподом!» (Дварим, 33:29). Другими словами, спасение ваше — это спасение, которое придет от Всевышнего (см. комментарий Раши там). Ведь вы действительно наверняка будете спасены — потому так хорошо ваше будущее и так замечателен ваш удел! Можно сказать о людях каждого поколения, в дни которого война была особенно тяжелой, что удел их особенно прекрасен, ибо они сражались за корону Г-спода в час беды и невзгод — за то, чтобы не была осквернена врагом честь Его, не дай Б-г.

И Моше продолжает (там): «…защитником и помощником твоим!» Это означает: в дни той войны, пока еще Всевышний не пожелал, чтобы она закончилась, Он, тем не менее, защищает нас каждый миг, ведь без Его помощи и спасения мы не могли бы устоять так долго. [И об этом говорится в Пасхальной агаде: «Г-сподь спасает нас». Подобное рассказывает и Мидраш Танхума, гл. Толдот, п. 5, — о том, как (римский император-злодей) Адриянус сказал раби Йеошуа бен Ханании: «Велика овца, стоящая меж семидесяти львов», — а тот ответил ему: «Велик пастух, спасающий и охраняющий ее!»]. А в конце Он явится как «меч славы твоей» (далее там); это означает: в тот момент мы выступим как одержавшие полную победу «мечом славы нашей» в той войне [это будет, когда придет царь Машиах] — и тогда все наши ненавистники превратятся в любящих нас и отрекутся от той ненависти, которая была у них к нам прежде[7].

Завершаю мою книгу следующим. Вглядитесь, братья мои, опомнитесь, и примите эти слова близко к сердцу — старайтесь укреплять Тору всем сердцем и всей душой, каждый — в своем городе и в своем месте, по силам своим, изыскивая все возможные способы возвеличить Тору, собирая учеников, основывая ешивы и талмуд-торы, чтобы не забылась Тора в этот тяжкий час! А тот, кто может сам преподавать Тору, будь то письменная Тора, или Мишна, или Гемара, — пусть не ленится делать это, чтобы не быть наказанным, не дай Б-г! Об этом наказании говорит Мидраш Сифри, гл. Шлах, п. 6, по поводу стиха Торы: «Ибо слово Г-спода презрел» (Бемидбар, 15:31); и сказал раби Меир: «Это — о том, кто сам учит Тору, но не обучает ей других». Любовь же Г-спода к тем, кто старается обучать других в наши дни, поистине бесконечна. И еще: чем больше изучают Тору — тем больше предотвращают бедствий, которые несет с собой наше время, и снимают с народа Израиля многие обвинения [ведь все время, пока голос Яакова звучит в Домах молитвы и Домах учения, нет силы у бедствий нашего времени овладеть (народом Израиля)]. И также сказано в Тана де-вей Элияу зута, п. 5, что каждый день выходят ангелы-разрушители, чтобы разрушить весь мир, и если бы всякий раз не находили бы они людей, которые изучают письменную и устную Тору, — сразу же разрушили бы весь мир, как сказано: «Ибо у Г-спода устои земли, и Он утвердил на них вселенную» (Шмуэль-1, 2:8); «устои земли» — это праведники, благодаря заслугам которых существует мир, и без них он был бы разрушен. Именно за это такой праведник получит от Г-спода навеки добрый удел и брит шалом (союз мира), как это было с Пинхасом (Бемидбар, 25:12, 13), с которым Г-сподь заключил брит шалом и сделал его коэном, — за то, что Пинхас отвратил Его гнев и Г-сподь не уничтожил сынов Израиля в ревности Своей (см. в конце недельной главы Балак). Да удостоит нас Г-сподь, в заслугу Торы, увидеть приход нашего Избавителя, и да возвеличится слава Всевышнего и Его Торы в мире — вскоре, в наши дни. Амен!


[1] Речь идет о трагических событиях, описанных в конце книги Шофтим (гл. 19-21), когда многие из колена Биньямина запятнали себя страшными грехами и представители остальных колен пошли на них войной. Потери с обеих сторон были очень велики, и из колена Биньямина пали двадцать пять тысяч воинов (Шофтим, 20:46).

[2] То есть выученная им Тора забудется, «вытечет» из него, как вода из решета.

[3] Глава Машкин — начало трактата Моэд катан, а глава Меэйматай коръин эт Шма — начало трактата Брахот, с которого начинаются все шесть разделов Мишны. «Богач» высокомерно говорит: мне, знатоку Торы, не подобает тратить время на твое обучение.

[4] Из-за его гордыни.

[5] В награду за его стремление к изучению Торы.

[6] Там приведены слова р. Шимона бен Йохая: «Если видишь людей, нерадивых в изучении Торы, — изо всех сил укрепляй себя в учебе сам, и получишь награду за них всех».

[7] В соответствии со сказанным в конце того же стиха: «И отрекаться будут пред тобою (от прежней ненависти) враги твои, а ты будешь попирать высоты их».


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»