Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Наши мудрецы показали нам, насколько свойственно природе человека попадать под влияние других людей. Даже если всего один человек отклонится в сторону от пути истины, всем остальным уже станет труднее следовать за правдой

Почему наш праотец Авраам удостоился награды всех поколений, живших до него?

О силе влияния людей друг на друга мы узнаем из слов наших мудрецов, благословенной памяти: «От Ноаха до Авраама прошло десять поколений; это учит нас тому, сколь велико долготерпение Всевышнего. Все эти поколения гневили Б-га, пока не появился Авраам и не получил награду за всех»[16]. На первый взгляд, это совершенно непонятно. Какая награда была уготована тем, кто «гневил Б-га», и каким образом их награду Всевышний мог отдать Аврааму? Как награда одного человека может быть передана другому? Неужели Всевышний, упаси Б-г, судит не по справедливости?

Идея здесь как раз в том, о чем мы говорили. Наши мудрецы показали нам, насколько свойственно природе человека попадать под влияние других людей. Даже если всего один человек отклонится в сторону от пути истины, всем остальным уже станет труднее следовать за правдой и прийти к трепету перед царством Небес. А насколько большим будет ущерб, если сошедших с пути — много; и что уж говорить о том, когда большая часть человечества отдалилась от Завета Б-га! В такой ситуации, чтобы превозмочь свое дурное побуждение и направить стопы в верную сторону, от человека требуется неизмеримо большая духовная мощь. А награда, уготованная человеку, возрастает в соответствии с усилиями и решимостью, требующимися от него, чтобы не свернуть с пути: «Награда соответствует тяжести приложенного труда»[17]. И когда все оставили истину, и верным Всевышнему остался лишь один человек, воздаяние ему безгранично — оно неизмеримо больше награды, которую он заслужил бы, если бы другие тоже шли путями истины. Таким образом, получается, что насколько уменьшился удел не следующих путями Всевышнего, настолько же возросла награда того единственного, кто остался безраздельно предан Б-гу и сохранил Его Завет.

Однако по-прежнему остается вопрос, почему Авраам получил в награду ровно столько, сколько потеряли остальные, не больше и не меньше? Чтобы это понять, мы должны осознать, что наши мудрецы, благословенной памяти, умели оценить влияние людей друг на друга и видели, насколько праведникам становится труднее в служении из-за уменьшения числа идущих путем Б-га. Они измерили трудности, с которыми столкнулся Авраам, точной мерой. Если человек физически подставит свое плечо под груз, его вес станет давить на него одного, а если к нему присоединится другой, тяжесть груза разделится между ними; если же их будет десять, каждому станет вдесятеро легче. И если один из десяти откажется нести свою долю груза, его вес распределится между девятью оставшимися. То же самое относится и к возвышенным силам души: насколько сильны были отдалившиеся от заповедей Б-га и Его Торы, и насколько их много, настолько тяжелее станет ноша сохранивших верность Б-гу. Теперь они несут ношу всех, отошедших в сторону, а потому получают и их награду. А если верным Б-гу остался только один человек, воздаяние ему возрастет до награды, изначально уготованной всем людям мира — если бы все они трепетали перед Б-гом. И эта награда полагается ему по справедливости, поскольку его сил хватило, чтобы исправить мироздание и раскрыть Б-жественный свет в той же мере, в которой это удалось бы всему человечеству, если бы все служили Б-гу и исполняли Его заповеди. Всевышнему открыто, что один-единственный человек способен исполнить предназначение всего человечества так же, как если бы весь мир шел праведным путем. Те немногие, на плечи которых возложена задача всего мира, несут ее всю целиком, отдавая этому столько же сил, сколько отдало бы все человечество. И если после того как десять предыдущих поколений гневили Б-га, и появился только один верный Ему человек, который открыл истину, соизмеряет с ней свою жизнь и прилагает к этому столько же усилий, сколько требовалось от всех предыдущих десяти поколений, если бы они верили в Б-га и пребывали в Его сени, то и этого было бы достаточно. Всевышнему нужно не бесконечное количество верных Ему слуг, но сила и трепет их служения, благодаря которым мир движется к своему окончательному предназначению, ради чего он и был сотворен. Именно в этом состоит смысл изречения наших мудрецов о том, что наш праотец Авраам получил награду всех предыдущих поколений. Он получил все воздаяние, которое было им уготовано, если бы их поступки соответствовали деяниям Авраама[18].

Ответственность сынов Израиля друг за друга наши мудрецы, благословенной памяти, вывели из святой Торы. Они пришли к выводу, что даже если кто-то один в народе Израиля совершает грех, — это недостаток всей общины, и упрек учителя относится ко всем, и каждый должен нести ярмо позора вместе с грешником.

Все сказанное приводит нас к следующим выводам:

1. Любое даже самое похвальное качество является верным и чистым лишь после того, как оно будет исследовано и сверено с нашей святой Торой. Только тогда оно может быть названо подобающим и совершенным побуждением души.

2. Не каждый способен вывести из Торы заключение о характере и природе душевного качества, поскольку это требует ясности в мышлении и проницательности. Без этого нельзя определить отношение к тому или иному отмеченному Торой свойству и его применению в жизни. Поэтому раби Хия не счел себя достойным из слов святой Торы самостоятельно делать практические выводы о правильности этого поступка; он даже не был готов перенять обычай мудрецов прежних поколений и следовать ему в жизни. Ведь не каждый имеет право заимствовать душевные качества и деяния великих. Свойство, подобающее праведнику, может оказаться совершенно неподходящим для того, кто не достиг величия. Случается и так, что прекрасное качество, которым руководствуется в своей жизни вознесенный человек, будет извращено тем, кто не достиг его уровня, и результаты его применения окажутся противоположными. Мы часто видим, как заурядные личности пытаются следовать обычаям великих, но корона оказывается им «не по размеру», и добрый поступок причиняет зло и им самим, и окружающим. Поэтому раби Хия перенял этот, обсуждаемый Талмудом обычай, у раби Меира. Раби Хия застал последние годы жизни раби Меира, наблюдал за его деяниями и обнаружил в своей душе способность поступать согласно его обычаям. Поэтому он смог заключить, что обычай раби Меира подойдет и ему. Подобно этому, сам раби Меир перенял этот обычай у Шмуэля Акатана, и эта цепочка передачи традиции последовательно восходит к Шханье бен Йехиэлю, который обнаружил в себе эту способность и развил ее в соответствии с указанием святой Торы. Только исследовав этот обычай с точки зрения Торы, он внес его в свою жизнь и преподал последующим поколениям урок ответственности за поступки ближнего, их окружения и всего мира, — настолько большой ответственности, что она заставляет ощутить собственную вину за проступок товарища и принять на себя обязанность разделить с ним его позор.

«Награда, даруемая Всевышним, всегда больше ниспосланных Им наказаний», и сколь велико воздаяние за праведный поступок! Ведь совершивший его несет заслуги и очищение всей общине, и в мире укрепляется добро!

[16] Авот 5:2.

[17] Авот 5:23.

[18] См. Шиурей Даат, «Как виноград в пустыне».

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию


Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше