Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Америка, Ешива, Катастрофа, Рав Александр Кац, Рав Маариль Блох, Литва
Раби Элияу-Меир бар Йосеф-Лейб Блох (ок.5655—5715 /ок.1895—1955/ гг.) — руководитель ешивы Телз в США.
Внук р. Элиэзера Гордона (см.), основавшего ешиву в литовском городе Телзе (Тельшае).
Изучал Тору под руководством отца, р. Йосефа-Лейба Блоха (см.), возглавившего ешиву Телза после смерти р. Гордона в 5670 /1910/ году.
Поселившись после женитьбы в прусском городе Мемеле (Клайпеде), рядом с семьей тестя, занимался мануфактурной торговлей.
На четвертый год жизни в Мемеле р. Элияу-Меир начал преуспевать — он собирался отправиться в Берлин, чтобы значительно расширить свое дело. Перед этой поездкой он посетил Телз и с радостью рассказал отцу о своих успехах. «Ну, а как твое духовное состояние?», — осторожно спросил отец. Р. Элияу-Меир, который и в этот период серьезно изучал Тору не менее четырех-пяти часов в день, все же честно признался, что главным содержанием его жизни стал бизнес. И тогда отец решительно заявил: если Тора стала второстепенным делом, а бизнес главным, — следует отказаться от коммерции и вернуться в Телз. Р. Элияу-Меир отменил поездку в Берлин и несколько дней спустя продал свое преуспевающее дело, сулившее ему серьезные барыши и большое богатство (Р. Дов Кац Тнуат амусар т.5, с.53—54).
В Телзе, вошедшем по итогам первой мировой войны в состав независимой Литовской республики, р. Элияу-Меир стал преподавать в хедере, а затем возглавил всю систему начального образования для мальчиков и для девочек, созданную при ешиве.
В 5690 /1930/ году, после смерти р. Йосефа-Лейба Блоха, во главе ешивы встал его старший сын р. Авраам-Ицхак Блох, а р. Элияу-Меир сделался одним из ведущих ее преподавателей.
В эти годы Телз был одним из мировых центров Торы: в ешиве занималось около пятисот студентов не только из Литвы и соседних европейских стран — Германии, Венгрии, Чехии, Польши, но и из США (там же с.35).
В 5700 /1940/ году, когда советские войска, захватившие Литву, изгнали студентов из ешивы и превратили ее в военный госпиталь, р. Элияу-Меир срочно выехал в США, чтобы подготовить перевод студентов в эту страну.
Тем временем германские войска напали на Советский Союз, и связь с Телзом прервалась. Позднее р. Элияу-Меир узнал, что большинство учеников и преподавателей ешивы погибли, освятив Имя Всевышнего, в концентрационном лагере возле Телза — в том числе, и его братья: глава ешивы р. Авраам-Ицхак и р. Залман (там же с. 42).
В 5702 /1942/ году р. Элияу-Меир воссоздал ешиву Телз в американском городе Кливленде, штат Огайо. В момент открытия в ешиве было лишь десять учеников: трое беженцев из Европы и семеро уроженцев США. В последующие годы количество студентов возросло до нескольких сотен, были открыты филиалы ешивы «Телз» в Нью-Йорке и Чикаго, а также колель для семейных знатоков Торы, семинар для подготовки преподавателей и т.д. (Тнуат амусар т.5, с.42;R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.140).
В последние годы жизни р. Блох был одним из руководителей американского отделения всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль (Единство Израиля).
Р. Элияу-Меир Блох умер в месяце тевет 5715 /1955/ года.
Во главе ешивы его сменил р. Мордехай Гифтер (см.), зять его брата, р. Залмана Блоха.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»