Из цикла «Даат тфила», темы: Разум, Еврейское мировоззрение, Психология, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Любовь к ближнему
«Какая есть малая глава, от которой зависят все законы Торы? “На всех путях своих знай Его, и Он сделает прямыми твои стези”» (Брахот 63).
Предел знания — дойти до мира действия, присоединить «земную», материальную жизнь к ее духовному корню, чтобы она была во имя Небес: «И все твои деяния будут во имя Неба, во имя Торы, как сказано: На всех путях своих знай Его» (Авот дераби Натан).
«И так разум (даат) управляет человеком со стороны мудрости (хохма), чтобы вести себя в соответствии с ней, доходя до действия. Ведь все то время, пока разум не дошел до действия, он не совершенен» (р. Цадок аКоэн). «До действия» — не обязательно до выполнения заповедей, но до любых действий человека, который силой разума превращаются в деяния заповедей. Словами Рамбама: «Но должен он стараться, чтобы тело его было цельным и крепким для того, чтобы душа его смогла знать Б-га. Ибо невозможно понять и уразуметь мудрые вещи, будучи голодным и больным или если болит один из органов. И должен человек стараться, чтобы был у него сын: возможно, станет он мудрецом и великим в Израиле. Получается, что тот, кто идет этим путем всю жизнь, служит Б-гу постоянно, даже когда он занят торговлей и даже во время близости с женой, ибо его основная цель — приобрести всё необходимое для тела, чтобы служить Б-гу. И даже во время сна, если спит он для того, чтобы отдохнуло его сознание и чтобы отдохнуло тело, чтобы не заболеть и не лишиться возможности служить Б-гу — получается, что сон его тоже является служением Б-гу, благословен Он. Это постановили мудрецы, сказав: “Да будут все дела твои во имя Небес”. Об этом же сказал Шломо в своей мудрости: “На всех путях своих познавай Его, и Он выпрямит стези твои”».
Глубина и корень данной концепции раскрывается в осознании разумом Торы, как пишет рабейну Бехае: «613 заповедей — это общие принципы, а детали заповедей бесконечны. Это представляется логичным, ведь поскольку заповеди божественны и все они указывают на обязательность существования Б-га и на познание Его со стороны Его путей и действий, то, как нет предела постижения Его действий, так нет предела деталям заповедей. Это имел в виду царь Давид, сказав: “Всему совершенному я видел предел, но заповедь Твоя пространна безмерно”» (Рабейну Бехае).
Совершенство знания-соединения относится ко всему мирозданию. Оно объемлет все материальные аспекты, присоединяет всю жизнь человека и все подробности создания к их корню. В этом ультимативное восприятие знания (даат): оно накладывает обязательство на все мироздание как на получившее заповедь и посвященное выполнению воли Всевышнего — это Тора. Нет нейтральных вещей и действий, нет пустого пространства по отношению к воле Творца, нет существа или объекта, который не имеет отношения к обязанностям и заповедям Торы. В этом осознании есть исправление и цель для всякого создания, от высочайшего до самого низменного. Такое качество даат окружает и соединяет всех их в единое совершенство, в чудесной гармонии, когда они служат и приводят к одной цели: исполнению воли Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»