Из цикла «Даат тфила», темы: Разум, Психология, Маараль, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Любовь к ближнему
У многих из тех, кто размышлял над обсуждаемыми выше концепциями, возник серьезный вопрос, и вот его суть. Разве это — настоящие чувства!? В этом ли глубина и цель заповеди любви к ближнему?! И где внутренняя связь между людьми, если все происходит в рамках холодного и расчетливого рационализма, в соответствии с рассудочным решением человека, который любит ближнего по решению своего разума?! Чтобы объяснить этот вопрос, нам нужно рассмотреть его немного подробнее.
«Во всякое время любит друг, а брат рождается для беды» (Притчи 17). «Царь Шломо хотел сказать, что когда человек любит ближнего, его любовь прилеплена к нему, и хотя их тела разделены, душа любящего связана с ним всегда… И так можно понять из данного стиха, что основная любовь — к ближнему, поскольку они одинаковы и похожи, и потому возможна между ними любовь… Хотя некоторые мудрецы думали, что любовь требует противоположности, как любовь мужчины к женщине, и ведь они разделены и не одинаковы… Но так нельзя сказать. Ведь мы своими глазами видим обратное: например, похожие люди, которые, принадлежат к одному народу, легче сходятся… И потому любовь между мужчиной и женщиной — это полное приобщение: они становятся одним… И тогда есть любовь, потому что они — одно. И так во всяком случае, когда кто-то вожделеет своей противоположности. Это потому, что он будет восполнен ею, и когда будет восполнен, они станут одним целым, и поэтому возникает любовь» (Маараль).
Люди похожи и одинаковы в том, что у них есть один и тот же образ и подобие — образ Б-га. Маараль так объясняет стих «Возлюби ближнего как самого себя»: «Раби Акива говорит: Это важнейшее правило Торы… Можно объяснить, что раби Акива сказал: “То, что тебе ненавистно, — не делай товарищу”. Ты любишь товарища так, как любишь себя, поскольку так его и следует любить, — ведь товарищ сотворен по тому же образу и подобию. И поскольку у них один и тот же образ и подобие, с этой точки зрения человек и его товарищ — одно (у них есть совершенно одинаковый образ). И наибольшее достоинство человека в том, чтобы этот образ достиг в нем совершенства. Как сказали мудрецы: “Любим человек, ибо создан по образу Б-га”. И когда некто любит товарища, созданного по образу Б-га, и он сам создан по образу Б-га, и потому он любит товарища, как самого себя, так как у них один образ. И в этом цель Торы, чтобы человек приобрел это высшее достоинство — образ Б-га. И становится понятным сказанное Гилелем, что вся остальная Тора — объяснение: каким именно образом достигнуть такого уровня, чтобы быть совершенным образом Б-га».
Мудрецы открыли нам корень и основу отношения человека к ближнему, и все законы знания стоят на этом фундаменте. Соединение и отношение существуют только между подобными. Подобие и общее между людьми — это их духовный аспект. Образ Б-га в них. А со стороны телесных аспектов и эмоций подобное единство невозможно, как объясняется в комментарии рабейну Йоны на стих «Прихоти ищут по отдельности» (Притчи 18:1): «Тот, кто хочет следовать за своими прихотями, отделяется от всякого друга и товарища, ибо отдалится от него любящий и ближний, поскольку страсти людей и их качества различны. Желание одного не соответствует желанию другого. Но если пойдет по пути разума, тогда присоединятся к нему товарищи, и у него будет много друзей».
Гилель говорит: «Будь (одним) из учеников Аарона: Люби мир и стремись к миру, люби людей и приближай их к Торе» (Пиркей Авот 1:12).
«Аарон был первосвященником, а первосвященник — особый человек, который должен связывать Израиль воедино, чтобы Израиль стал одним народом. Мишна говорит, что человек должен быть любящим людей. Это качество подобает тому, кто стремится к миру: он старается объединить людей, пока они не станут единым целым, и, разумеется, он и сам любит их и един с ними, как мы и сказали про Аарона. Человек должен приближать людей к Торе, поскольку (человек, стремящийся к миру) должен устанавливать мир не только между человеком и его другим. Он должен заботиться и о том, чтобы люди, отдалившиеся от Торы и заповедей благословенного Б-га, снова приблизились к ним, чтобы между людьми и Торой тоже воцарился мир и чтобы, в конечном итоге, были достигнуты мир и гармония между людьми и их небесным Отцом.
Таким образом, суть всех тех черт характера, которые человек, по словам Гилеля, должен приобрести, состоит в одном: (умении) объединять, добиваться единства. И теперь ты поймешь, почему обо всем этом говорит именно Гилель: он ведь был наси, а вся эта мишна связана с любовью к благословенному Б-гу. Ведь тот, кто любит благословенного Б-га, любит и Его творения» (Маараль).
Здесь нам раскрывается тайна данного вопроса. Любовь человека к ближнему возможна только вследствие того, что они оба едины в образе и подобии. Их суть обща, сущность объединена, и он любит другого, как самого себя. Основа и корень этого — любовь к Творцу, ибо Он — единственный мира, корень всех творений, уподобляющихся Ему в образе и подобии. Попробуем ещё немного углубиться в этот вопрос.
Выше, в третьей главе данного эссе, мы объясняли, что даат — это воля, та колоссальная сила, которая способна перевести всю внутреннюю реальность человека и соединить ее с внешней реальностью. Воля — сила, толкающая всю внутреннюю сущность выйти и обратиться к чему-то внешнему и объединиться с ним. В корне этой силы заложено понятие удовольствия, которое является основой в сотворении человека. Там объясняется, что нет воли и нет наслаждения, подобных соединению в сознании человека с реальностью, которая в своем корне обща и едина с его собственной реальностью. Никакое удовлетворение и блаженство не сравнится с любовью человека, соединяющегося с собственной сущностью.
В этом корень любви к товарищам у мудрецов Торы. «Учили, что сказал Раби: когда я пришел… к р. Элазару бен Шамуа, нашел я Йосефа из Вавилона, который сидел перед ним, и был дорог ему чрезвычайно, до одной». Комментаторы объясняют: «до одной» — до самой высокой части души, называемой йехида (букв. «единая, единственная»). Мудрецы Торы, сущность которых приобщена к этому высшему святому корню, по-настоящему объединены со своими товарищами, поскольку их корень один — Единый мира.
В этом и корень любви между мужем и женой: «И сказал человек: На этот раз кость от кости моей и плоть от плоти моей». И в этом также корень и основа любви общины Израиля и ее Друга.
Размышляя над этими вещами на все более и более глубоком уровне, мы не только находим удовлетворительный ответ на заданный выше вопрос: «В этом ли настоящие чувства, в этом ли глубина и цель заповеди любви к ближнему?! И где внутренняя связь между людьми, если все происходит в рамках холодного и расчетливого рационализма, в соответствии с рассудочным решением человека». Нам также открывается просвет для понимания повелительной заповеди, которая является «великим правилом Торы»: «Люби ближнего, как самого себя».
Рав Ашер Кушнир
Не поняла, где и в чём?
Неизвестные исполнители
Неизвестные исполнители,
из цикла «Ханукальные мелодии»
Рав Авраам Куперман
Рав Ицхак Зильбер
Разбор текста самой известной ханукальной песни
Шауль Резник,
из цикла «Поём на иврите»
Неизвестные исполнители,
из цикла «Ханукальные мелодии»
Рав Исроэль Зельман
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Неизвестные исполнители,
из цикла «Ханукальные мелодии»
Неизвестные исполнители,
из цикла «Ханукальные мелодии»
Неизвестные исполнители,
из цикла «Ханукальные мелодии»