Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Наши мудрецы обнаружили у рава Нахмана недостаток в том, что он, один из праведников Вавилона, обычно очень доброжелательный к людям, не смог увидеть величия человека, чей разум был полон знания Торы

Подобное мы встречаем в Талмуде:

«Рейш Лакиш оплакивал кончину мудреца, каких было много в Земле Израиля. Тот преподавал только законы, и перед ним сидели двадцать четыре ряда учеников. Оплакивая его, Рейш Лакиш восклицал: “Горе! Земля Израиля лишилась великого человека!” В Вавилоне умер человек, который изучил и Закон, и Сифру, и Сифри, и Тосефту. К раву Нахману обратились с просьбой принять участие в похоронах этого мудреца, на что он ответил: “Какими словами я могу его оплакивать? Горе! Мы лишились корзины, полной книг?” Посмотри, каково различие между сильнейшими мудростью в Земле Израиля и праведниками Вавилона!» [9]

Раши объясняет:

«Одним из сильнейших мудростью в Земле Израиля был Рейш Лакиш, о котором в трактате Йома сказано, что на людях он не разговаривал даже с Рабой бар бар Ханой, поскольку любому, кого видели беседующим с Рейш Лакишем, доверяли деньги без свидетелей. А Рав Нахман бар Ицхак — один из праведников Вавилона. В трактате Сота сказано, что, когда мудрецы сказали, что в их время исчезли боящиеся греха, он возразил: не говорите, что “исчезли боящиеся греха”, ибо есть я».

Наши мудрецы обнаружили у рава Нахмана недостаток в том, что он, один из праведников Вавилона, обычно очень доброжелательный к людям, не смог увидеть величия человека, чей разум был полон знания Торы, пусть и без углубленного постижения его смысла. Рав Нахман не видел, за что его следует почитать, а великие мудрецы Земли Израиля сумели рассмотреть его достоинства. Один из них — Рейш Лакиш — нашел слова для оплакивания мудреца, «каких было много в Земле Израиля», преподававшего законы ученикам, сидевшим в двадцать четыре ряда. Он сказал о нем: «Горе! Земля Израиля лишилась великого человека!» А рав Нахман, праведник Вавилона, не увидел никакого величия в мудреце, изучившем и Закон, и Сифру, и Сифри, и Тосефту, и не счел его достойным оплакивания как мудреца Торы.

Эти примеры подтверждают, насколько высок уровень мудрости, позволяющий охватить и воспринять явление со всех сторон. Мудрецов Земли Израиля, обладавших такими качествами, Талмуд называет «сильнейшими», имея в виду силу их мышления. Они отличаются мощью Знания благодаря тому, что ясно и верно осознают недостатки даже самого великого и чистого человека, но, с другой стороны, способны заметить величие и особые достоинства того, чьи недостатки и несовершенство очевидны для всех. Ибо «воздух Земли Израиля прибавляет мудрости» [10].

Одним из чудесных свойств Земли Израиля является то, что она наделяет человека способностью всесторонне ощущать и постигать явления в их полноте и истинной сути.

Об этом повествует Талмуд:

«Раби Зрика сказал раву Сафре: Посмотри, каково различие между сильнейшими мудростью в Земле Израиля и праведниками Вавилона! Праведники Вавилона — это рав Уна и рав Хисда. Когда мир нуждался в дожде, они обращались друг другу: “Соберемся вместе и помолимся! Быть может, Всевышний примет нашу молитву благосклонно и дарует дождь!” Одним из сильнейших мудростью в Земле Израиля был раби Йона, отец раби Мани. Когда мир нуждался в дожде, он заходил в свой дом, спускался в самую низкую его часть (так как молитва должна исходить “из глубин”), оставался в одиночестве, облачался в мешковину, молился — и начинался дождь» [11].

Здесь Талмуд использует то же самое выражение: «Сильнейшие мудростью в Земле Израиля». Когда раби Йона видел, что мир нуждается в дожде, он не прилагал видимых усилий, не собирал общину для молитвы, а вместо этого возводил свою веру и упование на Всевышнего до недосягаемых высот. Его вера была настолько глубока, упование на Всевышнего столь безгранично, его разум был беспредельно силен. Отбросив все сомнения, раби Йона оставался наедине со своим Творцом, обращался к Нему в молитве, и начинался дождь. Это и есть знак силы его разума: он всецело ощущал веру в Творца и Его мощь, величие, доброту и желание даровать миру благо. Благодаря вере и близости к Б-гу, он без задержки получал ответ на свою молитву и сразу же начинался дождь.

Не такими были праведники Вавилона — им приходилось прилагать особые усилия, чтобы их молитва была услышана. Когда мир нуждался в дожде, они собирали общину для духовного пробуждения и молитвы о милосердии. Это отмечает Талмуд: «Посмотри, каково различие между сильнейшими мудростью в Земле Израиля и праведниками Вавилона». Сильнейший мудростью отличается особыми свойствами, уровень его мудрости был гораздо выше.

Одним из сильнейших мудростью был Рейш Лакиш, и он видел величие даже в обучающих только законам. Когда один из таких учителей умер, Рейш Лакиш ощутил, чего лишился мир, и оплакивал его словами: «Горе! Земля Израиля лишилась великого человека!» А рав Нахман жил в Вавилоне, и его мудрость не черпала из источника святости — Земли Израиля. Поэтому мудрость не упрочилась в его сердце и душе настолько, чтобы он мог ощутить величие каждого, даже того, кому по силам было изучить только законы. После кончины этого человека рав Нахман не почувствовал, что мир потерял с его смертью, и на предложение оплакать его мог лишь ответить: «Каким словами я стану его оплакивать? Горе! Мы лишились корзины, полной книг?»

Даже тот, кто постиг мудрость только в каком-то одном аспекте и не способен обозреть ее со всех сторон, может возвыситься и достичь уровня праведника. Более того, тогда его праведность более заметна и ярко выражена, поскольку он придерживается Знания, указанного ему Торой. Он настойчиво следует этим путем, не отклоняясь от него ни на шаг, не отходя от принципов, в которые верит. Не таков человек, который узнал и прочувствовал мудрость во всех ее аспектах, понял ее со всех точек зрения и воспринял все ее оттенки. Время от времени его мудрость непременно уведет его в сторону, противоположную той, куда он движется, — просто потому, что его восприимчивая душа вмещает в себя множество противоположных мнений, которые его истинная мудрость объединяет в единое целое. Поэтому мы замечаем, что, строя свою жизнь согласно одной стороне мудрости, праведник иногда выбирает другой ее аспект.

Его жизнь будет казаться окружающим полной противоречий, все будут считать, что в ней сталкиваются взаимоисключающие подходы. Такое впечатление возникает даже у образованных людей. На самом же деле здесь нет никакого противоречия. Праведник следует по прямому пути, и его решения определяют совершенные принципы, на которые ему указывает вся его мудрость.

[9] Мегила 26б.

[10] Бава Батра 158б.

[11] Таанит 23б.

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию


Есть ли у Вс-вышнего «Собственное» имя? Ведь имя — это определение, выражение сущности, а сущность Б-га мы понять не можем, тем более не можем её определить Читать дальше

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

Храм — связь миров

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Иерусалим, Сион, Бейт а-Микдаш. Здесь встречаются миры; здесь высший духовный мир перетекает в мир низший, физический. Именно здесь началось Творение, формирование самого пространства, распространившегося до масштабов вселенной, и в этой же точке был создан человек.

Кицур Шульхан Арух 6. Законы произнесения «Благословен Он и благословенно Имя Его» и «Амен»

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 61-65

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы о клятвах

Третья заповедь. Из слова разгорится пламя.

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

"Не произноси Имя Всевышнего, твоего Б-га, впустую, ибо не простит Всевышний того, кто произносит Имя Его впустую".

О действиях с помощью Имен и колдовстве

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем»

Глава из книги «Дерех Ашем»

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Ликутей Амарим — Тания, часть II. Глава 6

Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»

Элоким — имя, обозначающее атрибут Гвура и ограничение [Цимцум]. Поэтому числовое значение его также совпадает со словом гатева [«природа»], ибо это имя скрывает свет, который наверху и который творит и оживляет мир, и кажется, будто все в мире существует и происходит естественным образом. Имя Элоким — щит и покров имени Гавайе, оно должно скрыть свет и жизненную силу, исходящие от имени Гавайе и творящие из ничего, дабы они не стали явны творениям, отчего последние перестали бы существовать