Из цикла «Суббота, праздники, будни», темы: Молитва Амида, Благословение коэнов, Миньян, Зеев Гринвальд, Еврейский закон, Еврейская молитва
63. Закончив в миньяне произнесение шмоне эсре шепотом вместе со всеми, тот, кто вслух ведет молитву, отступает на 3 шага назад, вы-жидает время, за которое можно пройти 4 амы, затем возвращается на свое место, говорит шепотом ״ה׳ שפתי תפתח ופי יגיד תהלתך״, и начинает вслух читать молитву шмоне эсре.
64. Молящиеся внимательно слушают повторение молитвы, которую произносит шлиах цибур. Разговаривать в это время ни в коем случае нельзя. Если нет по крайней мере девяти слушающих, то брахот, скорее всего, считаются сказанными понапрасну.
65. В каждой брахе, после того как шлиах цибур сказал ״ברוך אתה ה׳״, молящиеся отвечают ״ברוך הוא וברוך שמו״ («Благословен Он и Его Имя»), и сразу же с окончанием брахи говорят «амен». Далее, в
главе 10-й, законы 8-11. приведены правила того, как отвечать ״ברוך הוא וברוך שמו״ и «амен» и что под этим подразумевается.
Шлиах цибур ждет, пока молящиеся отвечают ״ברוך הוא וברוך שמו״, чтобы все хорошо расслышали завершение брахи. а также делает небольшую паузу между одной брахой и другой, пока все молящиеся ответят «амен».
Отец должен приучить своих детей внимательно слушать повторение молитвы, которую читает шлиах цибур. и отвечать вместе со всеми «амен».
С того момента как ребенок начинает отвечать «амен», у него появляются первые заслуги перед Богом.
Повторение молитвы вслух включает в себя:״קדושה״ — «кдуша». ״מודים״ и благословение коаним — ״ברכת כהנים״.
«Кдуша»
66. После того, как шлиах цибур закончил браху ״מחיה המתים״, он произносит вместе с молящимися «кдуша». как написано в сидуре.
Произнося «кдуша», нужно мысленно утвердиться в готовности освятить Имя Бога, чтобы исполнить сказанное в Торе (ויקרא כ״ב, ל״ב): «Я буду освящен среди сынов Израиля».
Благодаря тому, что мы произносим «кдуша». Бог удостаивает нас своей святости.
67. Произнося «кдуша», стоят соединив ноги (как в шмоне эсре) и устремив взгляд вверх. Произнося ,״קדוש ,קדוש, קדוש וכו׳״
״ברוך כבוד ה׳ ממקומו״ и ״ה׳ ימלוך וכו׳״, надо немного приподняться на носках.
Если человек уже ответил на «кдуша», и потом заново ее услышал, он повторно отвечает вместе со всеми.
68. Когда шлиах цибур доходит до брахи ״מודים״, молящиеся кланяются одновременно с ним и произносят молитву, называемую ״מודים דרבנן״, помещенную в сидуре слева от текста брахи :״מודים״
״מודים אנחנו לך שאתה ה׳ הוא אלקינו ואלקי אבותינו אלקי כל בשר וכו׳״
Шлиах цибур в это время продолжает браху ״מודים״.
Благословение коаним — ברכת נהנים
69. Тора возлагает на коаним мицву благословлять еврейский народ, как сказано в 4-й книге «Пятикнижия» (במדבר וי, כ״ג): «Так благословите сынов Израиля».
Все коаним. находящиеся в синагоге во время молитвы, выходят и становятся впереди молящихся в восточной стороне синагоги для произнесения благословения. Для этого необходимо наличие миньяна — 10-и человек, включая коаним.
70. Коаним. которые не могут произнести благословение по какой-либо причине (слабость и т.д.), не должны находиться в синагоге, когда шлиах цибур провозглашает: «Коаним!». Поэтому им следует выйти до брахи ״רצה״ и не входить, пока коаним не кончат благословлять.
71. Перед тем как коаним становятся для благословения, левит — לוי — омывает им руки. Омывают всю руку до запястья — подобно тому, как это делали коаним в Храме перед совершением жертвоприношений.
72. Когда шлиах цибур начинает браху ״רצה״, все находящиеся в синагоге коаним начинают двигаться к месту, с которого они произнесут благословение. Коэн может сойти со своего места для этого только пока читают ״רצה״, если же шлиах цибур уже успел закончить эту браху, то коэн не может благословлять и должен выйти из синагоги.
73. Коаним становятся перед «арон акодеш "(ארון הקודש״» —закрытое наподобие шкафа место в восточной стене синагоги, в котором хранятся свитки Торы), читают ״מודים דרבנן״ вместе со всеми молящимися, а затем произносят следующую просьбу:
״יהי רצון מלפניך ה׳ אלקינו שתהא ברכה זו שצויתנו לברך את עמך ישראל ברכה שלמה ולא יהא בה מכשול ועוון מעתה ועד עולם״
и стараются закончить ее тогда же, когда шлиах цибур оканчивает произнесение слов ״הטוב שמך ולך נאה להודות״ в брахе ״מודים״, чтобы молящиеся ответили «амен» и на браху, и на их просьбу. Сами коаним тоже отвечают «амен» на конец брахи .״מודים״
74. Во время благословения коаним не должны отвлекаться и смотреть на окружающих. Глаза они обращают вниз, как во время молитвы, лицо покрывают талитом. Молящиеся должны сосредоточиться на благословении, которое произносят коаним, и повернуться в их сторону, но не смотреть на лица и на руки коаним.
75. Коаним возвышают руки до уровня плеч и, держа правую немного выше левой, простирают руки, сблизив их. Они распрямляют все пальцы, образуя пять промежутков следующим образом: между каждыми двумя соединенными пальцами, между ними и большими пальцами, и между двумя большими пальцами. Руки должны быть направлены ладонями вниз, а тыльной стороной кверху.
Коаним становятся лицом к «арон акодеш». Если в синагоге находятся по крайней мере двое коаним, то после брахи ״מודים״ кто-нибудь из молящихся провозглашает: «Коаним!». В восточных общинах сам шлиах цибур говорит: «Коаним!». Существует традиция, по которой шлиах цибур читает имеющийся после ״מודים״ текст ״אלקינו ואלקי אבותנו ברכנו וכד״ и выделяет из него громким голосом слово ״כהנים״ —«коаним».
Коаним начинают браху: , ״ברוך אתה ה׳ אלקינו מלך העולם אשר קץ־שנו בקדושתו של אהרן״
повернувшись (через правое плечо), становятся лицом к молящимся и заканчивают браху — ״חנינו לברך >!ת עמו ישראל באהבה״
Молящиеся, кроме шлиах цибур, отвечают «амен».
Шлиах цибур произносит текст благословения ״ברכת כהנים״ и коаним повторяют его за ним слово за словом.
Благословение коаним состоит из трех фраз:
״יברכך ה׳ וישמרך״ .״יאר ה׳ פניו אליך ויחנך״ ״ישיא ה׳ פניו אליך וישים לך שלום״
и после конца каждой из них молящиеся отвечают «амен».
Перед провозглашением «коаним» надо выждать, пока большинство молящихся ответят «амен» на окончание брахи ״מודים״. Коаним не начинают благословение
״אשר קדשנו בקדושתו של אהרון״,
пока не произнесено полностью слово «коаним!» Также на всем протяжении благословения коаним (и они сами, и шлиах цибур, и молящиеся) выжидают завершения предыдущего слова, прежде чем начать последующее.
Произнося слова: ״לך״, ״אליך״, ״ויחנך״, ״אליך״, ״ישמרך״, ״יברכך״ и ״שלום״, коаним обращают лицо и руки также и на север и на юг. чтобы благословение было обращено и к стоящим по сторонам.
77. Благословение не относится к тем, кто находится позади коаним. Поэтому молящиеся у восточной стены синагоги должны перейти во время благословения на другое место и стать перед коаним.
78. Закон предъявляет следующие требования к биркат коаним: надо произнести благословение стоя, на святом языке (לשון הקדש), громким голосом, с вознесением рук соответствующим образом (״נשיאת כפים״). Все эти правила установлены Торой. Тот коэн, который не может выполнить хотя бы одно из этих условий, не участвует в благословении и выходит из синагоги прежде, чем шлиах цибур начнет .״רצה״
79. После завершения биркат коаним, шлиах цибур начинает браху «שים שלום», а коаним поворачиваются (снова через правое пле-40) лицом к «арон акодеш» и говорят:
״רבון העולמים י עשינו מה שגזרת עלינו, עשה אתה מה שהבטחתנו, השקיפה
ממעון קדשך מן השמים וברך את עמך את ישראל״
и стараются завершить эту просьбу тогда же, когда шлиах цибур заканчивает браху ״שים שלום״, чтобы «амен» молящихся относился и к их словам. Если коаним опередили, они добавляют еще:
״אדיר במרום שוכן בגבורה, אתה שלום ושמך שלום, יהי רצון שתשים עלינו שלום״
Коаним поворачиваются к «арон акодеш» до того как шлиах цибур начинает ״שים שלום״. Они не опускают рук, пока не повернутся к «арон акодеш» и остаются на месте, где было сказано благословение, пока большинство молящихся не ответят «амен» после брахи .״שים שלום״
80. Если среди молящихся нет коаним, то после брахи ״מודים״ шлиах цибур говорит:״אלקינו ואלקי אבותינו ברכנו בברכה המשלשת בתורה וכר״, как написано в сидуре. Молящиеся отвечают״פן יהי ^{״ а не «амен».
81. Коаним благословляют каждый день в утренней молитве шахарит и в молитве мусаф, которую произносят в субботу, праздники и рош ходеш. Относительно благословения коаним в молитве минха в дни поста и в молитве «неила» — ״נעילה״ — в Йом Кипур, будет сказано в соответствующих главах.
Во многих странах коаним благославляют лишь во время молитвы мусаф в праздники, когда евреи пребывают в радости. Тогда во все остальные дни шлиах цибур произносит после ״מודים״ уже упомянутую выше просьбу: .״אלקינו ואלקי אבותינו ברכנו בברכה המשלשת בתורה וכו׳״
Здесь не приведены некоторые правила, касающиеся биркат коаним, например: кто из коаним не вправе благословлять, как должен поступить шлиах цибур, если он сам коэн, и другие. Коаним должны во всем этом хорошо разбираться.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»