Из цикла «Суббота, праздники, будни», темы: Молитва Амида, Зеев Гринвальд, Еврейский закон, Еврейская молитва
30. Молитва «шмоне эсре» («восемнадцать благословений») называется также ״תפילת עמידה״ — «тфилат амида» (молитва, которую говорят стоя), или ״תפילת לחש״ — «тфилат лахаш» (молитва, которую говорят шепотом). Она произносится 3 раза в день: утром, днем и вечером.
Человек при чтении этой молитвы должен чувствовать будто он изливает всю душу перед Б-гом, как сказано:
(איכה ב, י״ט) ״שפכי כמים לבך נכח פני ה׳״)
«Излей, словно воду, сердце свое перед Б-гом». Надо отогнать все отвлекающие мысли, и вникнуть в молитву. Говоря с царем, человек конечно бы продумал каждое свое слово, боясь ошибиться. Тем более, стоя перед Всевышним, Царем всех царей — надо быть особенно сосредоточенным, ведь перед Ним все открыто и явно.
Перед молитвой надо проникнуться мыслью о величии Всевышнего и ничтожестве человека перед его Творцом — это поможет сосредоточиться и углубиться в молитву.
Следует изучить значение слов молитвы. Есть специальные книги об этом, в некоторых сидурах также имеются пояснения к молитвам.
Ввиду исключительной важности шмоне эсре остановимся на ее строении, различных деталях и поведении молящегося.
Текст молитвы
Текст шмоне эсре установили мудрецы ״כנסת הגדולה״ («Кнесет Агдола») в начале периода Второго Храма. Среди них — Эзра-законоучитель (עזרא הסופר) и последние пророки: Хагай. Зхарья и Малахи —как рассказывается в Гемаре «Мегила». Они установили молитву из 18 («шмоне эсре») благословений.
После разрушения Второго Храма мудрецы סנהדרין (Санедрин) в Явне установили еще одну браху —״ולמלשינים״, в которой просят об истреблении предателей и всех врагов евреев. Таким образом, эта молитва содержит 19 брахот. но название шмоне эсре осталось.
Выше, в главе 2-й. закон 5 приводится мнение Рамбама, что сама обязанность ежедневно молиться — это мииват асе. установленная Торой.
В «Мишна Брура» говорится, что нельзя менять обычаи молитвы. Например, нельзя изменять сефардские тексты и обычаи на ашкеназские. И это потому, что имеются 12 «входов», через которые принимается наша молитва, по числу колен Израиля: у каждого колена — свой вариант молитвы и свой «вход». Сказанное относится лишь к обычаям, связанным с вариантами текстов, законы же. приведенные в Гемаре. или выведенные законоучителями из Гемары — одинаковы для всех евреев.
Компоненты молитвы шмоне эсре
В начальной фразе ״ה׳ שפתי תפתח ופי יגיד תהלתך״ —
«Бог, раскрой мои губы, и мой рот произнесет Тебе хвалу», мы просим у Бога, чтобы Он помог нам молиться Ему.
Молитва шмоне эсре делится на три части:
а) хвалебные благословения (3 первых брахи);
б) просьбы (13 средних);
в) благодарение Бога (3 последних). Объясним их вкратце.
а) Хвалебные благословения
Перед тем, как начать просить у Бога о наших нуждах, мы говорим о Его величии и славе. В Гемаре «Брахот» сказано: «Должно всегда сначала восславить Всевышнего, а затем — молиться». Таковы три первых брахот:
אבות״» (заканчивающаяся словами ,(״מגן אברהם״ ״גבורות״ (заканчивающаяся словами ״מחיה המתים״) и ״האל הקדוש״) ״קדושה״).
б) Просьбы.
В этих 13 брахот мы просим у Бога о всех наших нуждах. Молитву говорят во множественном числе: каждый еврей молится за весь ев-рейский народ. Мы просим о том, что необходимо каждому еврею: о духовном совершенствовании (в брахе «חונן הדעת)», об изучении Торы, возвращении к Богу, избавлении от бед, излечении, пропитании. Молясь о народе в целом, мы просим и о воссоединении диаспоры, возвращении суда, основанного на законах Торы, построении Иерусалима, о полном избавлении и т.п.
Завершается эта часть молитвы брахой ״שמע קולנו״, в которой мы просим Бога, чтобы наши молитвы были приняты.
в) Брахот благодарения.
В них мы приносим благодарность Богу за то, что наши молитвы приняты, и за Его постоянную милость к нам. Мы просим также за весь еврейский народ, чтобы Бог обратился к нему с благоволением, восстановил службу в Храме, принял с любовью и желанием наши просьбы и ниспослал нашему народу мир, добро и благословение.
В книге ״טור אורח חיים״ объясняется, что эти просьбы содержатся в брахот благодарения потому, что их суть — прославление Бога, к помощи Его мы постоянно обращаемся.
Брахот благодарения следующие: ״מורים״ ,״רצה״ и "״שים שלום.
В молитве אלקי נצור לשוני מרע״", произносимой после шмоне эсре, мы просим у Бога исправить наши душевные качества, открыть наши сердца к восприятию Торы и дать нам избавление ради Его святого Имени. Эта молитва была составлена в период «амораим» (אמוראים), как говорится в Гемаре «Брахот».
34. В субботу и праздники молитва «тфилат амида “состоит всего из 7 брахот: три первые (хвала) и три последние (благодарение) — те же, что и в будние дни. Между ними вводится браха, в которой говорится о субботе или о соответствующем празднике и содержатся просьбы, связанные с этим.
О законах праздничных и субботних молитв будет рассказано ниже в соответствующих разделах.
Личные просьбы
35. Браха ״שומע תפילה״ подразумевает по своему смыслу включение всевозможных просьб, и поэтому в ней перед словами:
״כי אתה שומע תפילת עמך ישראל״
молящийся может выразить свои личные желания. Это можно сделать также в конце ״אלקי נצור״ , являющейся заключительной частью шмоне эсре, перед словами ״יהיו לרצון אמרי פי״ (или даже после них).
Можно добавлять личные просьбы и в другие из 13 срединных брахот, но в таком случае надо придерживаться установленных законом правил: просьба должна относиться к той же теме, что и браха — например, о больном надо просить в благословении ״רפאנו״ — “излечи нас”; о заработке — в брахе ״ברך עלינו״ — “благослови для нас этот год”, и т.д. В этих брахот можно просить только о том, в чем есть нужда в настоящий момент: например, если сейчас кто-то болен или сейчас есть нужда в заработке. Начинают установленный текст брахи, затем говорят свою просьбу, а потом следует возвратиться к основному тексту брахи, к словам, прилежащим к ее заключительной фразе.
Поведение молящегося
36. Как говорилось выше, перед молитвой надо сосредоточиться на мысли, что стоишь перед Царем всего мира и поэтому необходимо обдумывать произносимые слова.
Сказано в “Шулхан Арух”:
“Если молящемуся пришла в голову посторонняя мысль, надо прекратить молиться, пока он не отвлечется от нее. Надо думать о вещах, смиряющих сердце и направляющих его к Богу”.
37. Произнося “אבות” — первую браху в шмоне эсре, следует обяза-тельно полностью сосредоточиться на смысле ее слов. Ведь в этой брахе мы провозглашаем славу Всевышнему, и не допустимо думать в это время о постороннем.
Тот, кто сказал אבות״", не сосредоточившись на произносимом, и обратил на это внимание до того, как произнес Имя Бога в завершительной фразе этой брахи ״ברוך אתה ה׳ מגן אברהם״ —должен повторить, начиная со слов ״אלקי אברהם וכר״.
Некоторые законоучители считают, что браха ״מודים״ требует такой же сосредоточенности, как браха .׳׳אבות״
38. Молясь шмоне эсре, нельзя смотреть по сторонам. Надо молиться с закрытыми глазами, или смотреть в сидур.
Нельзя говорить шмоне эсре перед зеркалом, чтобы не создалось впечатление, будто молящийся преклоняется перед своим отображением. Также нежелательно молиться перед картинами или рисунками, так как можно, случайно взглянув на них, сбиться с мысли.
Нельзя ничего показывать другим жестами в ходе молитвы шмоне эсре. Только в случае, если ребенок плачет и мешает молиться, можно показать ему рукой, чтобы он прекратил плакать.
39. На всем протяжении молитвы — от псукей дезимра — нельзя держать в руках никакие предметы, чтобы не отвлекаться от молитвы. Можно держать в руке лишь сидур, так как это необходимо для молитвы.
“Амен”, “кадиш” и “кдуша” во время шмоне эсре
40. Посреди шмоне эсре нельзя делать перерыв даже для ответа на “амен”, “кадиш” или “кдуша”. Когда в миньяне отвечают на кадиш
״אמן יהא עזמה רבה מברך לעלם ולעלמי עלמיא״ или “кдуша”, то
молящийся шмоне эсре должен остановиться и прислушаться к словам шлиах цибур — но не отвечать вместе со всеми.
41. В אלקי נצור״” можно сделать перерыв и ответить в тех же случаях, как и в криат шма и ее благословениях посреди главы (см. таблицу в законе 29).
Если есть возможность, надо перед перерывом закончить фразу
.״יהיו לרצון אמרי פי והגיון לבי לפניך ה׳ צורי וגואלי״
По мнению “Шулхан Арух”, нельзя делать перерыв между окончанием брахи ״המברך את עמו ישראל בשלום״ и словами
״יהיו לרצון אמרי פי והגיון לבי לפניך ה׳ צורי וגואלי״.
Евреи восточных общин говорят ״יהיו לרצון״ и перед ״אלקי נצור״ и после нее, поэтому они могут делать перерыв посреди ״אלקי נצור״, чтобы отвечать на кадиш, кдуша и т.д.
Если молящийся окончил אלקי נצור״", но не может отступить на 3 шага назад, так как за ним кто-то молится (см. ниже закон 52), то ему уже можно отвечать все, включая ״ברוך הוא וברוך שמו״.
Произнесение молитвы
42. Молитва шмоне эсре произносится отчетливо, но шепотом, чтобы только сам молящийся слышал свои слова. Так сказано о молитве Ханы, матери пророка Шмуэля: “Только губы ее шевелятся, а голос ее не слышен” (שמואל א, א, י״ג).
Отчетливое произношение слов придает особую силу молитве и помогает мысленному сосредоточению.
Лицом к Иерусалиму
43. В любом месте мира шмоне эсре говорят, повернувшись в сторону Эрец Исраэль, в Эрец Исраэль — к Иерусалиму, а в Иерусалиме — к месту Храма.
44. Молящийся мысленно видит себя в самом святилище Храма, как сказал царь Соломон: “И будут молиться Богу, в сторону избранного Тобой города, и Храма, который я построил во Имя Твое” (מלכים א, ח, מ״ד).
Сходство молитвы с жертвоприношением
45. В “Шулхан Арух” сказано, что наша молитва соответствует жертвоприношениям в Храме, поэтому применительно к молитве установлены правила, соблюдавшиеся в жертвоприношениях:
а) молиться надо сосредоточенно и без всяких посторонних мыслей, подобно тому, как при жертвоприношении посторонняя мысль у коэна делала жертву негодной;
б) молятся стоя — так же, как совершали жертвоприношения;
в) надо установить постоянное место для молитвы, желательно против стены, и таким образом, чтобы не находился посторонний предмет между стеной и молящимся — подобно тому, как жертвы приносились на установленном месте, и ничто постороннее не отделяло жертву от стены.
46. Перед тем, как начать шмоне эсре, делают 3 шага вперед, в знак почтительного приближения к месту молитвы Богу. Обычно для этого отступают сначала на 3 шага назад.
47. Шмоне эсре говорят стоя, ни на что не опираясь.
В Шулхан Арух говорится, что ноги приставляют тесно одну к другой, чтобы уподобиться ангелам, о которых сказано: “Их ноги — прямая нога”, т.е. их ноги выглядят как одна.
Преклонение
48. В ходе молитвы шмоне эсре 4 раза преклоняются: в начале брахи ״מגן אברהם״) ״אבות״) и в ее конце, и в начале брахи ״מודים״ и в ее конце. Поклоны выражают наше смирение и трепет перед Богом, внимающим нашим молитвам.
Нельзя кланяться в начале или в конце других брахот.
Преклонение совершается следующим образом: произнося ״ברוך״, сгибают колени, произнося ״אתה״, склоняют одновременно туловище и голову, а дойдя до слова ״ה״׳, неспеша выпрямляют сначала голову и затем туловище.
В начале брахи ״מודים״ склоняют одновременно голову и туловище и остаются так до слова ״ה׳״ , а говоря его, выпрямляются. В конце этой брахи порядок преклонения при словах ״ברוך אתה ה׳״ такой же, как и в брахе ״אבות״ —см. выше.
Окончание молитвы
49. Сказав ״יהיו לרצון וכר״ в конце ״אלוקי נצור״, молящийся склоняется и отступает на 3 шага назад, с чувством, что ему тяжело отдалиться от места молитвы. Отступая, ставят ступню одной ноги за пятой другой, и последний шаг делают левой ногой, ставя ее рядом с правой.
Отступив назад, и все еще склонившись, молящийся поворачивает лицо влево и говорит: ״עושה שלום במרומיו״, поворачивается вправо и говорит:״הוא יעשה שלום עלינו״, и поклонившись прямо перед собой. завершает ״ועל כל ישראל ואמרו אמן״.
После этого произносят:
-״יהי רצון מלפניך וכו׳ שייבנה בית המקדש במהרה בימינו וכו׳״
молитва, в которой мы просим, чтобы как можно скорее, еще в наши дни, был воссоздан Храм, и мы удостоились возобновить в нем жертвоприношения, в соответствии с которыми мы возносим наши молитвы.
Отойдя на 3 шага назад, молящийся остается на месте, пока шлиах цибур не дойдет до “кдуша”. Если же стоять ему там неудобно, можно вернуться на прежнее место, как только шлиах цибур начнет повторение молитвы (חזרת הש״ץ — “хазарат аишц”).
Все эти законы имеют много деталей, поэтому практическому их выполнению следует научиться у сведущего человека.
Нельзя сидеть в радиусе 4 амы от молящегося шмоне эсре. Однако если человек молится, или читает какие-либо тексты, примыкающие к молитве, а по мнению некоторых — также если он учит Тору вслух. ему можно сидеть и на этом расстоянии от молящегося.
Существует мнение, что впереди молящегося нельзя сидеть во всем его поле зрения, даже если сидящий молится.
Нельзя проходить перед молящимся шмоне эсре в пределах 4-х амот, потому что этим сбивают ход его мыслей и мешают ему сосредоточиться.
Если человек завершил молитву, а стоящий за ним еще молится. то окончившему нельзя отойти назад, если он таким образом войдет в область 4 амот от молящегося. Надо ждать, пока тот закончит молитву.
Изменения и добавления в молитве шмоне эсре
В определенные дни и в разные времена года в молитве шмоне эсре прибавляются или меняются некоторые части, как написано в сидуре. Отметим их.
״משיב הרוח ומוריד הגשם״ — в брахе "״מחיה המתים: зимой говорят ״משיב הרוח ומוריד הגשם״, а летом — ״מוריד הטל״.
״משיב הרוח ומוריד הגשם״ произносят, начиная с праздника Шмини Аиерет (22) (שמיני עצרת-го числа месяца тишрей) в молитве мусаф, и до молитвы шахарит первого дня праздника Пэсах 15 нисана.
״מוריד הטל״ соответственно, говорят начиная с мусафа 15 нисана и до шахарит 22 тишрей включительно.
В некоторых общинах диаспоры летом не говорят מוריד הטל.
Далее, в законе 56 приводится таблица, объясняющая как посту-пить в случае ошибки в этом месте молитвы.
״אתה חוננתנו״: на исходе субботы и праздников в вечерней молитве добавляют в браху ״חונן הדעת״ вставку ״אתה חוננתנו״. Подробнее см. глава 19-я. закон 2.
Просьба о дожде: в брахе “ברך עלינו”, в которой мы молимся о благословении текущего года, также есть изменение в тексте, в зависимости от зимы или лета.
В тексте восточных общин летом произносят: .״ברכנו ה׳ אלקינו בכל מעשה ידינו וברך שנתנו בטללי רצון וכו׳״
не прося о дожде, а зимой — ׳:ברך עלינו ה׳ ולקינו את השנה הזאת ואת כל מיני תבואתה וכר״
как это написано в сидуре.
По всем остальным традициям, текст брахи неизменен:
״ברך עלינו ה׳ אליקינו את השנה הזאת ואת כל מיני תבואתה וכו׳״ , но зимой в середине брахи говорят ״ותן טל ומטר לבךכה״ (“и дай росу и дождь во благо”), а летом — ״ותן ברכה״ (“и дай благословение”), не прося о дожде.
В Эрец Исраэль говорят ״ותן טל ומטר לברכה״, прося зимой о дожде, начиная с вечерней молитвы в ночь на 7 хешван и до молитвы минха за день до праздника Пэсах (14 (ערב פסח нисана, включая ее. Летом говорят ״ותן ברכה״, начиная с вечерней молитвы в ночь на 15 нисана и до молитвы минха 6 числа месяца хешван, включая ее. Как поступить в случае ошибки, см. закон 57.
В других странах “зимний вариант” произносят начиная с вечерней молитвы в ночь на 4 или 5 декабря, через 60 дней после начала “периода тишрей” — одного из четырех периодов, на которые делится год по солнечному календарю: тишрей, тевет, нисан и тамуз. Дата — григорианская, так как зависит от движения солнца, на чем и основан григорианский год.
״נחם״: законы брахи ״נחם ה׳ אלקינו את אבלי ציון וכד״, которая добавляется в молитве минха в Тишъа Беав — תשעה באב в брахе ״בונה ירושלים״ , см. в главе 35-й, закон 31.
״עננו״: добавляется в браху ״שמע קולנו״ в дни поста. Подробно — см. глава 25-я, закон 8.
״יעלה ויבא״ — в дни рои1 ходеш (ראש חדש) — начало месяца, и хол амоэд (חול המועד) — дни между первым и последним праздниками Пэсах и Суккот — добавляют в браху ״רצה״ . Подробнее см. глава 23-я. закон 5 — рош ходеш и глава 29-я, закон 54 — хол амоэд.
״על הנסים״ — добавляют в браху ״מודים״ в Хануку и Пурим.
Подробно см. глава 30-я, закон 5 и глава 31-я, закон 16.
Добавления в ״עשרת ימי תשובה״ — десять дней от Нового Года — Рош Ашана (ראש השנה) — до Йом Кипур (יום הכפור) включительно — см. главу 26-ю, законы 5,7.
Приступая к молитве, надо знать соответствующие добавления и изменения. Для этого заранее просматривают текст молитвы. В трудных для понимания местах следует предварительно разобраться.
Добавления и изменения в молитве собраны здесь в таблицы, чтобы помочь их усвоению. В этой главе приведем правила, касающиеся ״משיב הרוח״ и ״תן טל ומטר״. Правила относительно всех остальных добавлений и изменений будут приведены в соответствующих главах.
56. Как поступить в случае ошибки в ״משיב הרוח ומוריד הגשם״
Забыл сказать или сомневается, сказал ли в течение 30 дней с начала изменения в тексте1 Место в молитве, на котором вспомнил об ошибке. |
Не сказал зимой ״משיב הרוח ומוריד הגשם״ |
Сказал летом по ошибке ״משיב הרוח ומוריד הגשם״ |
||
Еще не сказал Имя ״ה'״ в брахе ״ברוך אתה ה' מחיה המתים״ |
кончает смысловую фразу, не возвращаясь, и говорит после нее ״משיב הרוח ומוריד הגשם״ Если вспомнил, сказав уже ״ונאמן אתה וכד״, добавляет ״משיב הרוח ומוריד הגשם״ и возвращается к началу фразы ״ונאמן אחה״ |
возвращается к началу этой брахи ״אתה גבור״ к словам |
||
Произнес Имя '״ה״, но пока еще не произнес заключительные слова этой брахи ״מחיה המתים״ |
״למדיני חוקיך״ добавляет и возвращается к словам ״משיב הרוח ומוריד הגשם״ |
говорит 3״למדני חקיך״ и возвращается к началу брахи ״אחה גבור וכו'״ |
||
• Если же сказал ״מוריד הטל״ вместо ״משיב הרוח וכו״, не возвращается |
||||
Закончил браху ״מחיה המתים״, но пока еще не начал следующую4״אתה קדוש״ браху |
добавляет в этом месте ״משיב הרוח ומוריד הגשם״ |
возвращается к самому началу молитвы шмоне эсре |
||
и продолжает ״אתה קדוש״ • Сказав ״מוריד הטל״ вместо משיב״ ״הרוח, не добавляет ״משיב הרוח וכו'״ перед ״אחה קדוש״ |
||||
Начал браху ״אתה קדוש״ и вспомнил об ошибке после этого (в ходе шмоне эсре или после ее окончания) |
возвращается к началу молитвы. |
возвращается к началу молитвы. |
||
• Сказав ״מוריד הטל״ вместо ״משיב הרוח וכו'״, не возвращаются |
Примечания к таблице
В течение первых 30 дней после изменения “летнего” текста на “зимний” или наоборот, человек, пребывающий в сомнении, какой именно вариант он произнес, должен считать, что прочел предыдущий, привычный ему вариант.
Если забыл сказать летом ״מוריד הטל״ — и не сказал также ״משיב הרוח וכו׳״ — не возвращается к началу (в некоторых общинах диаспоры вообще не говорят летом ״מוריד הטל״).
в Теилим (קי״ט, י״ב) сказано: ״ברוך אתה ה׳ למדני חקיך״ . Таким образом, если закончить прерванную браху ״ברוך אתה ה׳״ словами ״למדני חקיך״, то получится цельная фраза из Теилим и имя Бога не будет произнесено понапрасну.
Если с момента окончания брахи ״מחיה המתים״ еще не прошло достаточно времени, чтобы произнести следующие 3 слова: "״שלום עליך רבי (этот промежуток времени называется “тох кдей дибур” ״תוך כדי דיבור״ — “невмещающий минимальную фразу”), то следует немедленно добавить “משיב הרוח ומוריד הגשם”.
״ותן טל ומטר,, Как поступить в случае ошибки в
57.
Сказал ошибочно летом
״ותן טל ומטר׳׳
Не сказал зимой
׳׳ותן טל ומטר׳׳
Забыл сказать или сомневается, сказал ли в течение 30 дней с момента начала изменения в тексте1
Место в молитве, в котором вспомнил об ошибке
возвращается к началу этой брахи
возвращается к нужному месту и говорит:
׳׳ותן טל ומטר׳׳
Еще не сказал Имя ׳׳ה׳׳׳ в брахе ׳׳ברוך אתה ה׳ מברך השנים״
добавляет ׳׳למדני חקיך׳ и возвращается к началу этой брахи
говорит ׳׳ותן טל ומטר לברכה׳׳ в брахе ׳׳שמע קולנו״ перед словами ״כי אתה שומע״.
Произнес Имя ״ה׳״, но еще не сказал заключительные слова этой брахи — ״מברך השנים״
Закончил браху ״מברך השנים״ Если забыл упомянуть и там возвращается к началу
и вспомнил перед и уже сказал Имя ״ה׳״, брахи ״ברך עלינו״
брахой ״שמע קולנו״ в брахе
״ברוך אתה ה׳ שומע תפילה״ добавляет 3״למדני חקיך״ и затем начинает заново со слов ״ותן טל ומטר לברכה ״'.כי אתה שומע תפילה וכו׳״
Если закончил браху ״שמע קולנו״, добавляет сразу после нее
1״ותן טל ומטר לברכה״
Если уже начал браху ״רצה״, возвращается к началу брахи ״ברך עלינו״
Закончил всю молитву шмоне эсре, возвращается к началу
включая ״יהיו לרצון״ в конце молитвы шмоне эсре
״אלקי נצור״, несмотря на то, что еще не отступил со своего места
Примечания к таблице 1,3,4 — см. примечания к предыдущей таблице, те же номера.
Время молитвы шмоне эсре
58. Время молитвы шмоне эсре простирается на четыре “временных часа” с восхода солнца, как будет объяснено ниже.
Особая мицва молиться шмоне эсре с восходом солнца (נץ החמה), в соответствии со сказанным в Теилим (ע״ב, ה): “Пребудут перед Тобой в трепете с восходом солнца”.
Это называется молитвой “ותיקין” — “ватикин”.
59. Если возникает необходимость молиться до восхода солнца (например, выходя в дорогу, когда в дальнейшем не представится возможности молиться), надо спросить раввина, как поступить относительно молитвы шмоне эсре, криат шма и накладывания тфилин.
60. Ниже приведены таблицы часов восхода солнца 1-го, 10־го и 20-го чисел каждого месяца. Время неприведенных дат вычисляется по соседним числам.
Иерусалим | Тель-Авив | Хайфа | Беер-Шева | Эйлат | Иерусалим | Тель-Авив | Хайфа | Беер-Шева | Эйлат | ||||
1 |
6.39 |
6.42 |
6.43 |
6.40 |
6.35 |
1 |
4.37 |
4.38 |
4.35 |
4.40 |
4.44 |
||
Январь |
10 |
6.40 |
6.43 |
6.44 |
6.41 |
6.37 |
Июль |
10 |
4.41 |
4.42 |
4.40 |
4.44 |
4.48 |
20 |
6.39 |
6.41 |
6.42 |
6.39 |
6.35 |
20 |
4.47 |
4.48 |
4.46 |
4.50 |
4.53 |
||
1 |
6.33 |
6.35 |
6.36 |
6.34 |
6.30 |
1 |
4.54 |
4.56 |
4.54 |
4.57 |
5.00 |
||
Февраль |
10 |
6.26 |
6.28 |
6.29 |
6.27 |
6.24 |
Август |
10 |
5.00 |
5.02 |
5.00 |
5.03 |
5.05 |
20 |
6.17 |
6.19 |
6.19 |
6.18 |
6.16 |
20 |
5.07 |
5.08 |
5.07 |
5.09 |
5.11 |
||
1 |
6.07 |
6.09 |
6.09 |
6.08 |
6.07 |
1 |
5.14 |
5.16 |
5.14 |
5.17 |
5.17 |
||
Март |
10 |
5.56 |
5.58 |
5.58 |
5.58 |
5.57 |
Сентябрь |
10 |
5.20 |
5.21 |
5.20 |
5.22 |
5.22 |
20 |
5.44 |
5.46 |
5.45 |
5.46 |
5.45 |
20 |
5.26 |
5.28 |
5.27 |
5.28 |
5.27 |
||
1 |
5.28 |
5.30 |
5.29 |
5.30 |
5.31 |
1 |
5.33 |
5.35 |
5.34 |
5.34 |
5.33 |
||
Апрель |
10 |
5.17 |
5.19 |
5.17 |
5.19 |
5.20 |
Октябрь |
10 |
5.39 |
5.41 |
5.40 |
5.40 |
5.39 |
20 |
5.06 |
5.07 |
5.05 |
5.08 |
5.09 |
20 |
5.46 |
5.48 |
5.48 |
5.47 |
5.45 |
||
1 |
4.54 |
4.55 |
4.54 |
4.57 |
4.59 |
1 |
5.55 |
5.57 |
5.58 |
5.56 |
5.53 |
||
Май |
10 |
4.46 |
4.48 |
4.45 |
4.49 |
4.52 |
Ноябрь |
10 |
6.03 |
6.05 |
6.05 |
6.04 |
6.00 |
20 |
4.40 |
4.41 |
4.38 |
4.42 |
4.45 |
20 |
6.12 |
6.14 |
6.15 |
6.12 |
6.08 |
||
1 |
4.34 |
4.36 |
4.33 |
4.38 |
4.41 |
1 |
6.21 |
6.23 |
6.24 |
6.22 |
6.17 |
||
Июнь |
10 |
4.33 |
4.34 |
4.32 |
4.36 |
4.40 |
Декабрь |
10 |
6.28 |
6.31 |
6.32 |
6.29 |
6.24 |
20 |
4.34 |
4.35 |
4.32 |
4.37 |
4.41 |
20 |
6.35 |
6.37 |
6.38 |
6.35 |
6.30 |
61. Время утренней молитвы шмоне эсре длится до конца четвертого “временного часа”, т.е. до окончания трети светлой части дня.
Несмотря на то, что “временные часы” длиннее летом и короче зимой, время, когда еще можно сказать утреннюю молитву шмоне эсре кончается летом раньше, чем зимой, так как отсчет начинается с рассвета, а солнце восходит летом раньше.
По мнению “Маген Авраам”, день отсчитывается с момента самого начала рассвета — עמוד השחר — еще до появления солнца, а по мнению Гаона из Вильны (הגר״א), началом дня считается восход солнца — נץ החמה, как уже было упомянуто выше (закон 26) в связи с законами криат шма.
Эти временные часы, по “Маген Авраам” и Гаону из Вильны, приводятся в соответствующих таблицах, по датам григорианского года.
62. Если по какой-либо причине человек не помолился вовремя (до конца четвертого “временного часа”), то можно молиться до полудня —חצות — “хацот”, однако, выполняемая таким образом мицва далеко не столь значима, как если бы он молился вовремя.
Время полудня — חצות — как середины светового дня, также вычисляется в соответствии с мнением “Маген Авраам” и Гаона из Вильны.
Молящемуся после четвертого “временного часа” стоит предварительно мысленно обусловить шмоне эсре тем, что если он не обязан прочесть ее, то молится по своему желанию (подобно добровольному жертвоприношению ״נדבה״ — “недава”).
Если время полудня уже прошло, то утреннюю молитву шмоне эсре не читают.
Выше отмечалось, что время брахот криат шма заканчивается с концом четвертого “временного часа”, и после этого их не произносят.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»