Из цикла «Уроки Знания», темы: Рав Хаим Бурштейн, Самосовершенствование, Рав Маариль Блох
Человек и его стремления[1]
«Душа не наполнится…»[2]
«Не бывает, чтобы человек покинул этот мир, хотя бы наполовину достигнув того, к чему стремился. Если у него есть сто, он хочет двести, а получив двести, желает четыреста»[3].
«И искупит его за то, что он согрешил против души»[4]. «Но против чьей души согрешил “назир”? Его грех в том, что он ущемил себя, отказавшись от вина»[5].
Повествует Талмуд в начале трактата Рош Ашана:
«Первое Нисана — новый год для царей. Сказал рав Хисда: “Это относится только к еврейским царям, а годы правления нееврейских царей отсчитываются от месяца Тишрей”. Талмуд задает на это вопрос: “Кореш (Кир) был нееврейским царем, а годы его правления отсчитываются от месяца Нисан!” Раби Авау отвечает: “Кореш был достойным царем, поэтому годы его царствования отсчитываются так же, как для еврейских царей”. Однако Талмуд отмечает: “Но мы находим, что годы его правления отсчитывались также и от месяца Тишрей!” Раби Ицхак отвечает: “До того как он стал злодеем, его годы отсчитывались от месяца Нисан, а после — от Тишрей”. Спрашивает Талмуд: “Но разве он стал злодеем? Ведь он направил в Иерусалим послание, гласившее: “И все, что нужно евреям, — и быков, и козлов, и овец для жертвоприношения Небесному Б-гу, а также муку, соль, вино и масло, — как скажут коэны в Иерусалиме, так и следует выдавать им каждый день, без упущений”[6]”! Раби Ицхак отвечает: “Именно из этого послания и следует, что он стал злодеем. Ведь в нем еще сказано: “Дабы они приносили жертвы, угодные Небесному Б-гу и молились о благополучии царя и его детей!”[7]” “Но разве это плохо?” — спрашивает Талмуд, ведь сказано в Барайте: “Если человек говорит: эти деньги я жертвую, дабы жили мои сыновья или чтобы обрести удел в Грядущем мире, он является полным праведником”. И приводится ответ: “Рассуждение раби Ицхака истинно для неевреев, а Барайта касается еврейского народа”. Раши объясняет: “Барайта говорит о евреях, сердца которых преданы Всевышнему; и если в этом мире еврею с Небес посылают несчастья, он не восстанет против Б-га, а поймет, что это — наказание за его грехи. Нееврей же, если в ответ на его доброе дело Всевышний не пошлет ему блага, восстанет против Небес”»[8].
Это повествование Талмуда тяжело для понимания. На первый взгляд, в нем отсутствует справедливость и логика. Из чего мы делаем вывод, что царь Кореш стал злодеем? Только из того, что он просил молиться за себя и своих детей? Но в этом нет никакого греха — так могут поступать даже праведники! А если дело в том, что его просьба не была исполнена, из-за чего он и восстал против Небес, — так ведь об этом ничего не сказано! Талмуд должен был рассказать, как и когда это произошло, иначе получается, что основное в повествовании было упущено! Если понимать довод Талмуда в аспекте того, что Кореш — нееврей и он заведомо восстанет против Б-га, если его просьба не будет исполнена, то уже сейчас, во время приношения жертв, существует вероятность его будущего злодейства и восстания против Всевышнего. Но тогда почему Талмуд говорит, что он «стал злодеем позже»? Такая вероятность существовала всегда, поскольку он — идолопоклонник! А ведь Талмуд, тем не менее, утверждает, что поначалу он был достойным царем! Что же изменилось?
Здесь важно следующее. Природа человека такова, что как бы он ни был счастлив и как бы ни благоденствовал, он никогда не довольствуется имеющимся, ему постоянно чего-то не хватает, и он всегда будет страстно желать недостающего. «Тот, у кого есть сто, желает двести…» Это относится ко всем стремлениям человека: он всегда ощущает, что ему недостаточно того, что у него есть. И пока в мире существует еще хоть что-то, чем он пока не завладел, это становится предметом его мечтаний. Даже если представить, что человеку будет отдана вся вселенная со всем ее наполняющим, все сокровища этого мира, ему все равно хоть чего-то да будет недоставать, и он по-прежнему будет мечтать это заполучить. Он ведь не может стать «всемогущим», а значит, непременно останется что-то ему недоступное, к чему будет устремлено его сердце, ибо «душа не наполнится…»[9]
Природа человека такова, что его стремления занимают все его мысли, и он начинает столь страстно желать недостающего, что лишается сна и покоя, не замечая благ, уже хранящихся в его сокровищнице. Жажда заполучить желаемое растет в его душе и становится главным смыслом его жизни. Все, чем он уже владеет, начинает казаться ему несущественным в сравнении с тем, чего у него еще нет. Он чувствует себя обделенным, злится и гневается. Такова природа человека. Исключение составляют лишь трепещущие перед Б-гом — они довольствуются малым. Только они по-настоящему богаты и способны радоваться своему уделу.
Иногда мы встречаем мрачных, поникших и печальных людей, чьи сердца преисполнены горечи из-за несущественных и малозначимых причин. Всякий, кто их видит, удивляется: ведь они могли бы жить в душевном покое и мире! Почему же они столь удручены из-за сущих мелочей? Почему утратили вкус к жизни? Среди неразвитых людей, особенно у детей, мы встречаем такое свойство души, как способность в гневе нанести себе вред. Мы часто видим, как они приходят в ярость и бьются головой о стену…
Причина этого в том, что если человек не может получить желаемое, ценность этого возрастает в его глазах, и, в конце концов, оно становится главным стремлением всей его жизни. Все, что есть у человека, начинает казаться ему несущественным в сравнении с желаемым, без чего он ощущает себя несчастным и обездоленным. У него появляется потребность выразить чувство своей ничтожности и никчемности каким-то конкретным поступком. Ему хочется, чтобы все увидели, насколько он несчастен и обездолен. Даже собственной головы ему не жаль! И вот он бьется ею о стену.
Так ведут себя только невежественные люди. Но обладающие здравым рассудком понимают, что биться головой о стену глупо и бесполезно. Однако даже они, при пробуждении в них страсти к чему-то недоступному, испытывают то же самое чувство, что и самый примитивный человек, хотя и выражают его немного иначе. Поскольку биться головой о стену безрезультатно, они испепеляют свой дух, надрывают душу, разрушая и уничтожая ее, потому что не представляют жизни без того, чего столь неудержимо жаждут.
Такова природа человека. И теперь мы приходим к пониманию повествования Талмуда в трактате Рош Ашана, с которого начали этот урок. Обладая Б-жественной способностью проникать в самую глубь души человека и оценивать каждую ее склонность, наши мудрецы точно знали, что Кореш, пославший в Храм богатые подношения, чтобы там молились за него и его детей, безусловно, стал злодеем. Ведь его желания не исполнились во всей полноте, поскольку «душа не наполнится» никогда. Та малость, которой ему недоставало, стала казаться ему самой существенной, а все, чего он уже достиг прежде, — ничтожным и нестоящим. Поэтому нет никаких сомнений в том, что он восстал против Б-га. Ведь даже самые праведные из неевреев не обладают способностью совладать со своими чувствами и понять, что недосягаемость желаемого — следствие их собственных грехов. На такое понимание способен только сын Израиля, обладающий святостью избранного народа.
Поэтому раби Ицхак и утверждает, что послание Кореша, которое Талмуд на первый взгляд привел в подтверждение его праведности, в действительности доказывает его злодейство. Царь хотел, чтобы евреи молились за его благополучие и счастье его детей, но поскольку его желания не могли быть полностью реализованы, он восстал против Б-га! Ведь справиться с разочарованием и остаться непоколебимым в вере способен только сын Израиля, потомок Авраама, Ицхака и Яакова, хранящий в сердце память об Исходе из Египта, чудесах и знамениях Б-га и впитавший в себя Б-жественную Тору. Только его сердце может всегда быть направлено к Небесам, а потому он знает: если он чего-то недополучил, то это — следствие только с его собственных грехов.
Как велики наши мудрецы! Сколь глубоко и точно они постигли душу человека и все происходящее в ней! Они обнаружили столь тонкое отличие евреев от других народов, что смогли провести точный анализ и пришли к однозначному выводу: только еврей способен в совершенстве исполнить заповедь, а не обладающий святостью Израиля причинит ущерб своей душе и станет злодеем.
Рассказывают, что раби Исраэль Салантер, благословенной памяти, однажды спросил своих учеников: что легче — изучить трактат Талмуда или исправить какое-либо дурное душевное качество? Ученики отвечали по-разному, а учитель сказал, что легче изучить весь Талмуд, чем исправить или даже смягчить какое-либо свойство души. Насколько глубоко он постиг тайну сил души человека!
Таково видение наших мудрецов, раскрывающееся нам в словах Агады. То же самое мы обнаруживаем и в Галахе. Святая Тора не только заключает в себе все Творение со всеми тайнами высших и низших миров, не только отражает корень мироздания, — ее структура соответствует сокрытым глубинам души человека.
[1]Произнесено 20 Элула 5677 (1917) года. Записано великим раввином Шмуэлем Хаимом Денисом, благословенной памяти, да отомстит Всевышний за его кровь, великим раввином Ицхаком Эльхананом Стулем, благословенной памяти, да отомстит Всевышний за его кровь, и нашим учителем, великим раввином Х.М.Кацем, благословенной памяти.
[2]Коэлет 6:7.
[3]Коэлет Раба 1:34.
[4]Бемидбар 6:11.
[5]Недарим 10а
[6]Эзра 6:9.
[7]Эзра 6:10.
[8] См. Рош Ашана 2а.
[9]Коэлет 6:7.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»