Из цикла «Уроки Знания», темы: Служение, Изучение Торы, Рав Хаим Бурштейн, Заслуги, Рав Маариль Блох
«Но болезни наши он сносит и боли наши терпит»[1]
Вы спросили меня о том, каким сейчас должно быть ваше служение? Должны ли вы посвящать все силы только своему духовному восхождению или вам следует включить в ваше служение Б-гу влияние и воздействие на других?
Я не знаю, найдете ли вы в моих словах прямой ответ на ваш вопрос, но полагаю, что когда вы постигнете пути и способы возложенного на человека служения, то с Б-жьей помощью, прояснится и это.
Думаю, что ваш вопрос относится к путям Б-жественного служения. Должен ли человек прилагать все усилия ради возвышения своей души, не ставя перед собой цели влиять на других, или же ему следует направлять все силы на освящение имени Б-га, на распространение Торы, веры Б-га и Его заповедей среди всех жителей земли?
Давайте вдумаемся, возникает ли подобная дилемма в материальных вопросах? Выберет ли человек судьбу бедного лавочника, покупающего грошовый товар и продающего его с нищенской прибылью, если он может построить крупный завод, приносящий большие доходы? Очевидно, что если у него есть необходимые средства и подходящее для капиталовложения место, он предпочтет построить завод и стать именитым богачом. Это гораздо лучше, чем оставаться нищим торговцем, зарабатывающим гроши!
Но уместен другой вопрос. Перед человеком может возникнуть альтернатива: купить немного товара на свои деньги и продать его с небольшой прибылью или вообще не вкладывать свой капитал, а стать посредником, зарабатывающим хлопотами о делах других.
В области духовного тоже есть место «посредничеству». Некоторые — в прежних поколениях их было особенно много — всю жизнь занимаются только предоставлением возможности другим обрести заслугу исполнения заповедей: помогают людям услышать Кадиш или Кдушу, приводят человека с улицы на молитву в общине и приближают его к соблюдению Торы. Разумеется, невозможно представить себе награду, уготованную людям, благодаря которым потомки Авраама приходят к исполнению заповедей и служения Всевышнему. Безусловно, совершенное ими добро неизмеримо.
Однако стоит задуматься: может быть, на пути служения Б-гу и исполнения заповедей было бы правильнее возвыситься самому согласно своим силам и способностям? Возможно, надо внимательнее следить за своими поступками, чтобы не споткнуться, упаси Б-г, о какой-либо грех или преступление? Ведь, помогая другим, человек постоянно находится среди людей, и ему трудно сосредоточить все свое внимание на служении Творцу, чтобы позаботиться и о своей душе. Это может его привести к ущербу в соблюдении Торы и служении! И, возможно, было бы предпочтительнее сначала исправить собственную душу, внимательнее исполнять заповеди и более трепетно служить Всевышнему. А вдруг это важнее, чем умножать заслуги других?
А теперь представим себе человека, который удостоился осознания и истинного понимания Торы, достиг таких душевных высот, что научился вдумываться в пути Б-жественного Провидения, ощутил веру в Б-га и трепет перед Ним. Он способен увещевать других, вносить в их сердца веру в благословенного Творца, направлять их на верный жизненный путь, освещая дорогу идущим во тьме, обучать их Знанию и приближать к Торе. А кроме этого, он обладает достаточным мужеством, чтобы вести войны Б-га и защищать попранную истину ради освящения имени Всевышнего в мире, так неужели у такого человека возникнет вопрос: заниматься ему только собственной духовностью, оставаясь лавочником, покупающим на рубль и зарабатывающим копейку, или стать богатым фабрикантом, получающим тысячи?!
Человека, который постиг истину столь глубоко и ясно, что способен воздействовать на других, раскрывать глаза слепых, укореняя в сердцах чистую и светлую веру, мы уже не назовем «посредником». Все, что он передает другим, — это его собственный «товар», который он распространяет по всему миру. И когда, благодаря ему, другие люди возвышаются, — растет его капитал, его собственная прибыль, у которой нет ни границ, ни меры. Ведь когда он передает свою Тору, мудрость, веру и знание, его дух начинает жить в людях, отныне и навечно наделяя их своим стремлением и пониманием.
«Моше удостоился воздействовать на многих — заслуги многих принадлежат ему…»[2] Он не только передал Тору Израилю, но и отдал ему часть своего сердца, своего духа и постижения. Моше оживил души людей, озарив их путь своим светом. Все достоинства и заслуги Общины Израиля связаны с ним. Это он поднял и возвысил народ, его дух живет и царствует в них[3].
Дело не только в том, что возвышенный человек должен помогать другим в служении Б-гу, что умножает его собственные заслуги. Сын Израиля, в котором пребывает живой дух, и силы которого достаточно велики, чтобы поделиться своей духовностью и мудростью с другими, вообще не может делить служение Б-гу на исправление себя и помощь ближним. Невозможно один путь предпочесть другому. Ведь чем выше поднимается человек, тем ближе он к корню Творения, и все разрозненные явления мира объединяются в нем в единое целое. Он приближается к источнику единства…
Некоторые люди заботятся об эстетике домашней обстановки и предметов обихода, а одеваются неаккуратно и небрежно. Другие же, наоборот, предпочитают изысканные костюмы, но не придают значение уюту своих жилищ. То же самое и в области духовного. Некоторые строго исполняют заповеди, но при этом не задумываются о славе Небес. Они равнодушны к тому, что их окружение не следует путями Б-га. Другие, ведомые дурными побуждениями, небрежны в исполнении заповедей, однако стараются, чтобы их ближние жили по Торе. И последних больше, чем первых.
Но мы никогда не видели, чтобы кто-то проводил такие разграничения в отношении собственного тела. Не бывает, чтобы человек обращал внимание только на головную боль, но не замечал болезни сердца или не ощущал раны на руке. Да, конечно, в момент смертельной опасности он в первую очередь защищает органы, повреждение которых смертельно. Но обычно человек заботится обо всех органах своего тела, ощущая боль каждого из них.
[1]Йешаягу 53:4.
[2]Авот 5:18.
[3]Эта Мишна завершается словами: «Милосердие Б-га творил и суд Его с Израилем». Таким образом, именно Моше творил милосердие Б-га и Его суд. — Примечание записавшего.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»