Из цикла «Уроки Знания», темы: Ешива, Служение, Реклама, Рав Хаим Бурштейн, Материальность, Рав Маариль Блох, Освящение Имени Всевышнего
Освятить его, дабы он был Мне священником[1]
Вернувшись сегодня из Дома Учения, я застал свою семью за жарким обсуждением. Событие, которое так взволновало их, совершенно несущественно в глазах опытного человека, но молодым оно кажется весьма значительным. Любая новость производит на людей впечатление. Разве много нужно человеку для пробуждения в нем чувств и эмоций! Ведь душа человека — это «пороховая бочка», и стоит туда попасть малейшей искре, как она воспламеняется.
Сообщение в сегодняшних газетах никого не оставило равнодушным[2]. Даже самый опытный и умудренный жизнью человек в первый момент переполняется эмоциями, но затем сразу же осознает всю незначительность происходящего. Однако на людей, не обладающих большим жизненным опытом, это производит сильное впечатление. В них пробуждается истинная и ложная ревность. Истинная — потому что они видят, что лишенное внутренней сути и истинной значимости короновано венцом великолепия. Когда люди это чувствуют, в них пробуждается истинная ревность, стремление отстоять правду. Но при этом возникает и ложная ревность. Ведь слава Дома Учения, которую сейчас воздают кому-то другому, по праву принадлежит нам! И когда самолюбие захлестывает душевные качества человека, пробуждается ревность и желание иллюзорной славы: почему не нас возвеличивают на всех путях? Почему на всех площадях не говорят о нас? В этом и состоит ложная ревность.
Какая ревность здесь проявляется с большей силой — истинная или ложная — трудно определить. Но, видимо, придется признать, что ложная ревность пробуждается первой. Согласно природе человека, его естественные побуждения всегда опережают душевные качества и первыми влияют на движение души.
Но на самом деле даже ложная ревность — это не абсолютная ложь. Даже в ней есть доля правды — ощущение того, что наше дело более великое, важное и истинное, поскольку мы действительно полны истинным содержанием — а значит, именно мы и достойны славы. Ревность при этом остается ложной, но все же с некоторой примесью истинной ревности.
Мы часто досадуем: почему нам недостает внешнего великолепия, необходимого для улучшения нашего материального и духовного положения? Кого в этом обвиняют — я не знаю, но, видимо, каждый считает ответственным кого-то другого, как того и требует природа человека. Неудовлетворенность возникает из-за ощущения, что для улучшения материальных условий учебы в ешиве прикладывается недостаточно усилий.
Все мысли и служение глав ешивы Тельз посвящены исключительно усилению ее духовности. Они не рекламируют ешиву, прибегая ко лжи и преувеличениям — это, разумеется, дело недостойное, вызывающее отвращение у всякого, в ком есть душа. Одна мысль об этом заставляет содрогнуться, и упаси Б-г этим заниматься или даже задумываться об этом. Однако они не слишком усердны даже в том, что действительно необходимо предпринять для улучшения материального состояния ешивы!
Причина этого кроется в следующем. Все мысли руководителей ешивы направлены на то, чтобы как можно действеннее передавать ученикам Тору истины и трепет перед Небесами. Для этого необходимо привнести в ешиву дух святости, а потому материальные вопросы не могут занимать много места в их душах и мыслях. Ведь одно исключает другое! Сердце человека не всеобъемлюще — оно не может вместить все сразу. То, что овладевает вниманием человека, требует места в его сердце и вытесняет оттуда что-то другое. В книге «Ховот Алевавот» подчеркивается, что развитие материальности в мире связано с разрушением разума: «Цор наполняется богатством только вследствие разрушения Иерусалима»[3]. Поэтому стремление к славе и великолепию приводит к разрушению разума, и тогда в ешиве, не дай Б-г, может обнаружиться недостаток духовности.
Природа человека такова, что когда он уделяет какой-либо проблеме больше времени и внимания, она начинает занимать в его сердце все больше места, постепенно вытесняя другие занятия. Человек не в состоянии настолько взвешенно управлять своим духом, чтобы подчинить себе свои стремления и поступки, ограничив их лишь действительно необходимым. Поэтому если руководители ешивы будут слишком усердно стремиться к славе и великолепию, их желание этим заниматься может усилиться, и ощущение важности совершаемого приумножится. Тогда, уделяя этой цели все больше времени и усилий, они перейдут разумные границы. А в результате в их планы и деяния проникнет ложь, которая вытеснит истину и возвышенные стремления.
По всем этим причинам люди, призванные нести своим ученикам Тору, внушать им трепет перед Б-гом и приближать их к святости, не должны обращать внимание на материальные вопросы, внешнее великолепие и бытовые проблемы.
Этим должны заниматься не духовные наставники, а другие сотрудники. У нас же те, кому по должности надлежит заниматься материальными вопросами, не обладают для этого достаточными способностями.
В текущей недельной главе Торы приводится знание первостепенной важности о путях человека:
«И сделай одеяния святости Аарону, твоему брату, для славы и великолепия. И ты обратись ко всем мудрым сердцем, кого Я преисполнил духом мудрости, и пусть сделают одеяния Аарону, чтобы освятить его, дабы был он Мне священником. И вот одеяния, которые они сделают… И пусть сделают одеяния святости для Аарона, твоего брата, и для его сыновей, чтобы они были Мне священниками»[4].
В смысл этих стихов Торы следует глубоко вдуматься. Вначале сказано: «И сделай одеяния… для славы и великолепия». Но когда Всевышний говорит Моше, что именно он должен повелеть «мудрым сердцем», «слава и великолепие» не упоминаются вовсе — сказано только «освятить его, дабы он был Мне священником».
Одеяния коэнов — это великая и возвышенная тайна. Все, связанное с Мишканом и предметами для служения в нем, устроено в соответствии с системой высших миров, как это разъясняется в святых книгах. «Сказал рав Йеуда от имени Рава: Бецалель умел соединять буквы, с помощью которых были сотворены Небеса и земля»[5]. Поэтому в Торе сказано: «Смотри, Я назвал по имени Бецалеля, сына Ури, сына Хура из колена Йеуды. И Я вдохнул в него дух Господа…»[6] Людей, возводящих Мишкан, Тора называет «мудрыми сердцем». Мишкан должен был сосредоточить в себе всю святость и стать местом пребывания Шехины в этом мире. А чтобы построить Мишкан согласно высшей мудрости, включая все, необходимое для служения в нем, нужно было глубоко постичь тайны Творения и систему миров. Под предметами служения в Мишкане имеются в виду не только священные сосуды, но и одеяния коэнов, благодаря которым они обрели святость на вечные времена.
Об этом сказано в книге Зоар:
«И ты обратись к сыновьям Израиля… И ты приблизь к себе Аарона, твоего брата…» Сказал раби Хия: «Что здесь особенного по сравнению с другими местами в Торе? Почему здесь все время говорится “и ты”: “и ты приблизь к себе”, “и ты обратись ко всем мудрым сердцем”, “и ты повели сыновьям Израиля”, “и ты возьми себе наилучшие благовония”? Все эти повеления связаны с высшей тайной, объединяющей Шехину и Моше». Сказал раби Ицхак: соединение высшего и нижнего света выражается словами «и ты», как в стихе Писания: «И Ты даешь жизнь всему»[7]. Не сказано: «и приблизь к себе Аарона, твоего брата», «и обратись к сыновьям Израиля», но везде только «ты», потому что в этот момент солнце исполняло свое служение совместно с луной, и все мироздание слилось воедино, чтобы содействовать строительству Мишкана. А ниже приводится: «и вот почему было сказано: “которых Я озарил духом мудрости” — потому, что солнце освещало луну в полном совершенстве»[8].
Немного поясним это таинственное повествование книги Зоар. Предметы для служения в Мишкане и одеяния для коэнов нужно было сделать так, чтобы на них могла распространиться Б-жественная святость, и одежда освятила потомков Аарона как священников Б-га. А для этого было непременно необходимо, чтобы в работе мастеров непосредственно участвовала Шехина, если только можно так сказать. Зоар называет это «объединением Шехины и мира», что достигается через близость душ с их высшим корнем и корнем всего мироздания в целом. Такая связь, воплощенная во всей полноте, описывается в святом Зоаре словами «солнце осуществляет свое служение совместно с луной». А выражение «и ты» подчеркивает, что «высший и нижний свет объединяются между собой»[9]. Единение Шехины с миром было необходимо для строительства Мишкана, поэтому все стихи Торы, связанные с его возведением, начинаются словами «и ты». Уникальным искусством создания Мишкана и всего, необходимого для служения, должно было быть объединено все, что, согласно тайному смыслу Торы, входит в понятие «и ты» — в том числе «и Ты даруешь жизнь всему»[10].
Теперь становится понятно, с какими чистыми и святыми намерениями нужно было трудиться над изготовлением одеяний коэнов, чтобы на них могла снизойти Шехина.
Достаточно было, чтобы все эти одеяния соответствовали форме, заповеданной в Торе. Не было никакой необходимости заботиться о внешней красоте каждого стежка. Но природа человека и силы его души требуют, чтобы все по-настоящему великое было великолепным и внешне. Ведь сущность и значимость предмета определяется по внешнему впечатлению о нем. Поэтому одеяния коэнов должны быть были красивыми и внешне. В этом состоял смысл требования: «для славы и великолепия».
Но ведь мы понимаем, что по сравнению со всеми тайнами и сокрытыми смыслами одеяний коэнов, это требование не столь существенно и связано лишь с внешними силами человека. Потребность в «великолепии» определяется только тем, что Творец мира дал Своему народу совершенную Тору, заповеди которой исходят из высших корней мироздания и соответствуют высшим силам Творения.
Об этом мы говорим: «На высотах мира обитель Твоя, а суд Твой и милость Твоя — до краев земли»[11]. «Обитель Всевышнего» — это миры, где, согласно самому высокому восприятию и постижению, пребывают Провидение Всевышнего и Его воля. На самом деле ничто не может быть названо «обителью Б-га», как сказано: «Вот, Небеса и высшие Небеса не вместят Тебя»[12]. Речь идет о начале «пути» Б-жественного влияния, откуда милосердие Всевышнего изливается вниз из высших миров, лежащих неизмеримо выше нашего нижнего мира[13].
И об этом мы говорим в молитве: несмотря на то, что «на высотах мира обитель Твоя», все же «суд Твой и милость Твоя — до краев земли». Говоря о «краях земли», мы не имеем в виду «край мира», потому что у мира нет никаких краев. На Святом языке выражение «края земли» происходит от слова «ничто»; там, где что-то очень незначительное доходит до края, оно заканчивается и превращается в ничто. Речь идет о самых низших силах, о самых незаметных и малозначимых созданиях на земле. Даже среди них властвуют Его законы и положения, чтобы упорядочить жизнь надлежащим образом. Даже на них Всевышний распространяет Свою справедливость и милосердие. Он удовлетворяет потребности мельчайшего муравья; как ни мало тот способен ощущать и как ни эфемерна его жизнь, — даже его Всевышний одаривает благом. И, разумеется, в первую очередь это относится к человеку. Воля Всевышнего требует так упорядочить жизнь в мире, чтобы даже самые низшие формы были в нем органичны. Суд и милосердие Всевышнего простираются вплоть до «краев мира», — самых незаметных сил человека, до самого края, где сходят на нет все силы земли.
Поэтому Тора повелела: «И сделай… для славы и великолепия». Разумеется, сущность одеяний коэнов и способ их изготовления основаны на возвышенных и вознесенных тайнах. Но при этом они должны были служить еще и «для славы и великолепия», то есть быть красивыми и внешне.
Однако, хотя Всевышний пожелал, чтобы одеяния коэнов были «для славы и великолепия», и повелел Моше проследить за этим, тем не менее Моше получил повеление не упоминать в обращении к «мудрым сердцем» о «славе и великолепии», а только «освятить его, дабы он был Мне священником». Те, кто изготавливали эти одеяния, должны были наполнять каждое свое действие чистотой и святостью, совершая его ради единства Б-жественного имени — только так на изделия их рук могла снизойти Шехина, как мы уже объясняли. Поэтому их внимание не должно было быть направлено на «славу и великолепие», поскольку это ослабило бы их духовное сосредоточение. Ведь всякая недостаточно святая мысль вытесняет другую, более возвышенную. Поэтому, если бы мастера действовали «ради славы и великолепия», им недоставало бы чистоты, необходимой для того, чтобы одеяния коэнов, изготовленные их руками, соответствовали своему истинному предназначению. И хотя Моше должен был проследить, чтобы эти одеяния были «для славы и великолепия», искусные умельцы должны были думать лишь об «освящении его, дабы он был Мне священником».
То же самое верно и в поднятой нами теме. Разумеется, в ней должны быть люди, уделяющие внимание «славе и великолепию», но главы ешивы, занятые распространением Торы и трепета и наставлением учеников на путь истины, должны направлять все усилия только на «освящение, дабы они были Мне священниками». И упаси их Б-г уделять внимание «славе и великолепию»! Ведь если бы те, кого Тора называет «мудрыми сердцем», стали заботиться в своем служении о «славе и великолепии», это помешало бы чистоте их намерений. А тем более это касается нас, — ведь стремление к материальному и суетным наслаждениям занимают в наших сердцах так много места! Мысли, направленные на «славу и великолепие», таят в себе страшную опасность, — ведь они могут начать нами управлять.
О том, насколько трудно человеку освободиться от материальных наклонностей и стремлений[14], нам повествует Талмуд:
«Когда заболел рабан Йоханан бен Закай, ученики пришли его навестить. Увидев их, он заплакал. Спросили его ученики: ““Светоч Израиля”, “Прочная опора”, “Мощный молот”, почему ты плачешь?” На что он им ответил: “Если бы сейчас меня вели к царю из плоти и крови, который сегодня здесь, а завтра — в могиле, гнев которого не вечен, и он не способен заключить меня в тюрьму навечно и даже умертвить навечно, которого я могу умилостивить словами или подкупить деньгами, — я все равно бы плакал. Теперь же меня ведут к Царю царей, Всевышнему, благословлен Он, Который жив вечно, гнев Которого вечен, Который способен заключить меня в тюрьму навечно и умертвить навечно, Которого я не могу ни умилостивить словами, ни подкупить деньгами. Мало того, передо мной два пути — один ведет в Ган Эден, а другой — в Геином, и я не знаю, по какому из них меня поведут. И как мне не плакать”?»[15]
Это высказывание требует разъяснения. Во-первых, что имел в виду рабан Йоханан бен Закай, говоря о двух путях, лежащих перед ним? Ведь речь шла о страхе перед наказанием, ниспосланном Творцом, то есть о том, что сейчас рабан Йоханан бен Закай стоит на развилке дорог, трепеща в ожидании решения — попадет он в Ган Эден или в Геином. И, во-вторых, почему он подчеркнул, что эти два пути сейчас перед ним? Он должен был сказать, что после смерти существуют два пути!
В действительности, рабан Йоханан сказал своим ученикам следующее: «Даже если бы я чувствовал, что чист от греха и во мне нет ни малейшего изъяна, то все равно бы боялся: а вдруг я заблуждаюсь? Ведь опасность так велика! А чем больше опасность, тем больший страх вызывают даже самые смутные сомнения. Более того: даже сейчас я ощущаю в своем сердце наклонности и желания, связанные с этим миром, и они занимают место в моей душе. Потому я понимаю, что передо мной лежат два пути. Я непосредственно чувствую их в своей душе, поскольку оба они существуют в моих мыслях и сердце. Эти силы вне всякого сомнения влияют на все мои поступки, даже на такие возвышенные, как изучение и преподавание Торы. И поскольку я не могу быть уверен, что они не влияют на мои решения, — как же мне не плакать?!»
А мы — что же нам ответить? Ведь мы ощущаем в себе присущие этому миру страсти и суету и можем быть уверены, что у них есть своя доля во всех наших поступках, даже самых возвышенных. Значит, следует особенно опасаться действий «ради славы и великолепия», которые прочно связаны с естеством человека и могут пробудить низкие чувства и качества, — ведь наши естественные влечения проявляются первыми.
Именно поэтому в ешиве не уделяют много внимания внешнему и материальному. Как только возникает побуждение этим заняться, сразу же в противовес пробуждается мысль и ощущение, что это неправильно и не подобает занимающимся святым служением, поскольку может приуменьшить духовность ешивы. Тогда материальное будет достигнуто за счет духовного!
Все это касается внимания к материальным вопросам, даже если оно служит «славе и великолепию». Но все, что приводит к укреплению и распространению лжи, — это поистине «оскверненная жертва, которая не будет угодна»[16].
Действительно, если внутренние силы и духовное содержание не способны устоять, возможно разрешено обратиться к чуждым методам, поскольку, с определенными ограничениями, и они могут помочь воспитать людей Торы и веры.
И все же я только говорю «возможно», потому что в глубине души в этом сомневаюсь, ибо с точки зрения истинной цели, лучше не создавать Дом Учения такими путями. Ведь, как объясняется в святых книгах, зло и нечистота правят в мире, только если получают поддержку от сил добра. Поэтому в месте святости не должно быть лжи, иначе это создает злу возможность питаться святостью и наполняться силой. Согласно истинной цели существования мира, строительство святого на фундаменте лжи может принести в мир больше зла, чем добра, поскольку упрочит и распространит в нем ложь. А нам при этом может казаться, что это приносит пользу!
Но там, где внутренняя сила и суть способны существовать, опираясь на великую силу истины, разумеется, ни в коем случае нельзя прибегать к путям лжи, усиливая зло. Надо только следовать истине: «освятить его, дабы он был Мне священником».
Теперь давайте посмотрим на это с практической точки зрения.
Молодым людям кажется, что реклама эффективна и действенна. Но это лишь первое впечатление. Человек, наделенный опытом, знает, что она вообще не приносит пользы. Природа мира, что особенно ярко проявляется в нашем поколении, такова, что любая новинка производит впечатление лишь в первый момент, но с течением времени ее воздействие бесследно исчезает, полностью забывается, — как будто его никогда и не было.
Не будь это так, усиление лжи в нашем мире и отсутствие критичности восприятия привели бы к ее невероятному упрочению, и тьма стала бы светом, а свет — тьмой. Но на самом деле этому препятствует та же самая причина, по которой ложь может распространяться в мире, — слабость мышления. Из-за нее критичность восприятия утрачивается, но благодаря ей ложь не может удержаться и оставаться устойчивой. Ведь все, что сегодня производит большое впечатление, назавтра забывается и пропадает. Творец основал мир согласно изначальному замыслу, препятствующему слишком активному распространению лжи.
Я уже давно обратил внимание на то, что сейчас уже нет таких изощренных злодеев, какие были в прошлом, — как, например, А. Мапу и ему подобные. Ведь если бы такой злодей появился сегодня, он смог бы сотворить любые гнусности, на которые только был бы способен, и никто не смог бы ему противостоять, так как в нашем поколении недостаточно приверженцев истины и трепещущих перед Б-гом. Никто не выступает теперь в ее защиту, никто не выходит вперед, чтобы собою заградить пролом. Но «одно напротив другого содеял Господь»[17]. В прошлом встречались такие злодеи, но были и противостоящие им, трепещущие перед Б-гом и заграждающие проломы. Не щадя жизни, они сражались со злодеями и вероотступниками, как в нашей стране боролись с А. Мапу и Й. Л. Гордоном. А теперь, когда уже нет сильных духом, готовых вступить в схватку со злодеями, не стало и злодеев.
Мир устроен так, что силы зла не могут обрести в нем большую власть, чем им было отведено изначально. В святых книгах сказано, что силы зла подобны собаке, которую хозяин держит на цепи. Поводок может быть очень длинным, и собака может бежать в любую сторону и кажется совершенно свободной. Но хозяин крепко держит другой конец цепи, и если собака отбежит слишком далеко, поводок натянется и не даст ей продвинуться дальше. То же самое с силами зла. На первый взгляд кажется, что им дана неограниченная власть, но в действительности они не могут выйти за изначально отмеренные им пределы. Таково свойство мироздания, заложенное в природе мира и в системе управления им.
Первоначальным Б-жественным замыслом определено, что явления, являющиеся причиной распространения зла и усиления нечистоты, одновременно должны и препятствовать злу, не позволяя ему перейти установленные границы. Ведь, как мы уже сказали, в мире заранее заложено «одно напротив другого».
То же самое касается и рекламы. В мире существуют определенные силы, способствующие распространению лжи. Но эти же самые силы препятствуют ее долговечности и упрочению. Ведь стоит начать распространяться одной лжи, ей на смену приходит другая, а первая забывается.
Замечательный пример этому можно увидеть в Вильне накануне праздников Песах и Суккот. Юноша прибегает в Дом Учения и вывешивает объявление: «Желающие приобрести изысканное вино, лучшие этроги и прочее — обращайтесь туда-то», — и расхваливает этот товар сверх всякой меры. Можно было бы подумать, что его реклама возымеет воздействие и все бросятся покупать вино и этроги в указанном им месте. Но не успеет этот юноша выйти, как уже появляется другой и наклеивает новое объявление поверх старого, так что первого уже не видно. Не успеет выйти второй — приходит третий и поступает со вторым объявлением точно так же, и все повторяется заново.
Ложь недолговечна. Появляется объявление, что-либо расхваливающее и прославляющее, и кажется, что это произвело неизгладимое впечатление. Но не успеет это воздействие хоть сколько-нибудь укорениться, как новая ложь сменяет прежнюю, отправляя ее в забвение. Буквы, которыми она записана в умах, выцветают и становятся неразличимыми. И так продолжается дальше: новая ложь ослабляет прежнюю, и ни одна из них не становится действенной.
Уже ничто не оставляет сильного впечатления, которое способно удержаться надолго. В Мишне сказано: «Чему подобен обучающий старца? — чернилам, которыми пишут на использованной бумаге»[18]. В его уме ничто не задерживается надолго, и всякая мысль и идея сразу блекнут. И мир в большей своей части — это «невежественные старцы». А «чем старше невежды, тем менее ясны их мысли»[19]. Однако не таковы мудрецы Торы: «Чем старше они становятся, тем больше в них мудрости»[20].
Это означает, что их разум постоянно пополняется новыми, чистыми свитками пергамента, на которых отчетливыми буквами записывается знание. А у невежественных старцев пергамент их мозга с возрастом все больше изнашивается, их мысль теряет остроту, и знание оказывается «записанным на использованной бумаге».
Сейчас состояние поколения такого, что никакое новое впечатление не может сохраниться надолго. Поэтому, вопреки первому впечатлению, реклама не эффективна и недейственна.
Суть этого урока такова: не стоит придавать значение «славе и великолепию». Все ваше служение должно быть пронизано только одним намерением: «освятить его, дабы он был Мне священником»!
[1]Произнесено в святой шабат гл. Тецаве 5676 (1926) года. Записано нашим учителем, великим раввином А.И.Блохом, благословенной памяти, да отомстит Всевышний за его кровь.
[2]Во время Первой Мировой войны ешива Тельз осталась единственной, ученики которой не были изгнаны властями царской России вместе со многими евреями Литвы. Она продолжала существовать почти в неизменном «виде и величии». Однако германское оккупационное правительство отказалось официально ее признать, и ученики ешивы страдали от направленных против них разнообразных дискриминационных законов. И тут «Агентство Вольфа» распространило официальное заявление о том, что другая ешива, изгнанная вместе со своими руководителями, открывается вновь, в ней будет тринадцать учеников, и во главе ее встают два раввина, которые никогда прежде не имели к ней никакого отношения. Открытие ешивы сопровождалось торжественной церемонией, в которой приняли участие главы оккупационного режима, присвоившего ей название «Дом Учения раввинов Литвы». — Примечание редакции.
[3]Раши, Берешит 25:23.
[4]Шмот 28:2-4.
[5]Брахот 55а.
[6]Шмот 31:2-3.
[7]Нехемия 9:6.
[8]Зоар, часть 2, 179б.
[9]См. Шиурей Даат, «Цельным будь с Б-гом, твоим Господом». Это определенным образом связано со словами Зоара, что очевидно для понимающего.
[10]Нехемия 9:6.
[11]Утренняя молитва.
[12]Млахим (I) 8:27.
[13]См. Шиурей Даат, «Жизнь миров».
[14]См. Шиурей Даат, «На всех своих путях знай Его».
[15]Брахот 28б:
[16]Ваикра 19:7.
[17]Коэлет 7:14.
[18]Авот 4:20.
[19]Киним 3:6.
[20]Шабат 152а.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.