Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если человек не задумывается о смысле жизни, — зачем ему жить?»Раби Нахман из Бреслава
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

1. Надо приучить себя к отправлению естественных надобностей каждое утро и каждый вечер, так как тело должно быть чистым, чтобы быть всегда готовым к служению Вс-вышнему. Если человек не может облегчиться (когда пришло время), пусть пройдет 4 ама, сядет, встанет и снова сядет, пока не облегчится, или пусть перестанет отвлекаться на посторонние мысли. Человек, не отправляющий естественных надобностей, когда ощущает в этом потребность, нарушает запрет из Торы, как сказано: «Не оскверняйте душ ваших»1. А если он удерживается от того, чтобы помочиться, когда испытывает в этом потребность — он нарушает также запрет: «Да не будет у тебя удерживающегося».

2. В туалете следует вести себя скромно. Следует сначала сесть, а потом уже обнажаться; и даже в этом случае не следует обнажаться больше, чем необходимо для того, чтобы не запачкать одежду. И этого правила следует придерживаться ночью так же, как и днем.

Если человек отправляет естественные надобности в открытом месте, следует сесть так, чтобы лицо было обращено к югу, а спина к северу, или наоборот2. По возможности следует остерегаться садиться лицом или спиной по направлению к Иерусалиму и Храмовой горе. Если же там, где человек находится, есть какая-либо перегородка, он может сесть лицом в любую сторону, лишь бы спиной к перегородке3.

Однако мочиться можно в любую сторону.

Нельзя испражняться в чьем бы то ни было присутствии. Даже в присутствии нееврея это запрещено. Однако мочиться при необходимости разрешается даже днем и в людном месте, если это необходимо, так как задержка мочеиспускания чревата большой опасностью. Но, тем не менее, следует отойти в сторону.

3. Нельзя испражняться стоя, и нельзя чрезмерно тужиться, во избежание выпадения прямой кишки. Прежде, чем выйти из туалета, следует убедиться, что нужды в отправлении естественных надобностей больше нет. Мочась стоя, надо стараться не забрызгать свою одежду и обувь. И необходимо очень остерегаться держать руками место обрезания (и см. ниже, глава 151).

4. Находясь в туалете, нельзя думать ни о чем, что связано с Торой (как будет сказано ниже, глава 5, параграф 2). Поэтому лучше сего в это время занять свои мысли деловыми или финансовыми вопросами, чтобы не начать думать о Торе или о запрещенных вещах, Б-же упаси. В Шаббат же, когда думать о делах запрещено, следует вспомнить о чем-то удивительном, недавно виденном или слышанном, и т.д.

5. Следует тщательно вытереться, поскольку, если на теле осталось хоть сколько-нибудь нечистот, запрещается произносить что бы то ни было, связанное со святостью (как будет сказано ниже, глава 5, параграф 3). Нельзя вытираться правой рукой, потому что ею накладывают тфиллин; по этой же причине запрещено пользоваться средним пальцем левой руки, так как вокруг него обматывают ремень тфиллин. А левша пусть пользуется своей левой рукой, то есть той, которая у остальных людей правая.

6. Каждый раз после отправления естественных надобностей делают нетилат ядаим и произносят благословение «Ашер Яцар» («…Который создал…»)4 . Если человек после отправления большой или малой нужды забыл произнести это благословение, то в следующий раз, когда он выйдет из туалета, ему достаточно произнести это благословение только один раз.

Тот, кто принял слабительное, не должен произносить благословение «ашер яцар» каждый раз после посещения туалета — это следует сделать лишь один раз5, по окончании действия лекарства.


1 Если он не чувствует настоятельной необходимости сходить в туалет, а просто ощущает небольшое неудобство — с этим не связан запрет «Не оскверняйте…». Удерживающийся ради того, чтобы не опозориться (пока не найдет подходящего места и т.д.) не нарушает запрета.

2 А некоторые говорят, что наоборот нельзя, и надо следить за тем, чтобы так не делать.

3 Если перегородка стоит на восток от него — а тогда обнаженный срам спереди обращен на запад — не следует так поступать, если это возможно. А по высоте перегородка должна быть по меньшей мере такой, чтобы срам не был виден.

4 Если у него нет воды: если он дотронулся до тела, очищает руки любым очищающим материалом и благословляет. Если не дотронулся до тела — может благословлять, не очищая рук. И см. в конце главы 2 и в примечаниях 9 и 10 к этой главе.

5 По мнению МБ, он должен благословлять каждый раз; только если он сразу чувствует, что ему нужно в туалет еще раз, ему запрещено благословлять, поскольку тело его нечисто.


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?