Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Основа жизненности человека — постоянно укрепляться в преодолении своих дурных качеств. Если он этого не делает, то зачем живёт?»Виленский Гаон, Эвен Шлема 1, 2
Большого внимания требует соблюдение субботы и праздников, ведь законы их многочисленны

Так же страшны и многолики разновидности греха осквернения имени Всевышнего, ведь человек обязан всемерно оберегать честь своего Создателя. Нужно быть очень внимательным и вдумчивым во всем, что делаешь, дабы это не привело к тому (не дай Б-г!), что может оказаться осквернением чести Всевышнего, и учат [наши мудрецы] (Авот 4:4): «Как “нечаянно”, так и “намеренно” — [одно и то же][1] в осквернении имени Всевышнего». Сказали наши мудрецы (Йома 6а): «Что такое осквернение имени Всевышнего? Сказал Рав: “Например я, возьму мясо и не заплачу сразу”. Раби Йоханан сказал: “Если я пройду четыре локтя без Торы и без тфилин”». Сказанное означает, что каждый должен думать, как бы не совершить то, что недостойно человека его уровня в соответствии с тем, кем он считается в глазах поколения. Ведь чем он достойнее и мудрее, тем более должен быть внимателен и аккуратен в служении [Всевышнему]. А если он не делает этого, то оскверняет имя Всевышнего (не дай Б-г!). Ведь в этом достоинство Торы: тот, кто больше учится, должен быть более прям и совершенен в своих качествах, и всякий недостаток в этом позорит само учение, а это — осквернение имени Его, благословен Он, который дал нам святую Тору и заповедал заниматься ею, дабы достичь совершенства.

Также большого внимания требует соблюдение субботы и праздников, ведь законы их многочисленны, как сказано (Шабат 12а): «Многочисленны законы субботы». И даже швут[2], хотя его законы установлены не Торой, а мудрецами, очень важен, как сказано (Хагига 16б): «Пусть никогда не будет швут легким [незначительным] в твоих глазах, ведь, например, запрет смихи[3] — только из-за швута, и спорили о ней главы поколения!». Тем не менее, детали упомянутых законов и различия между ними [при всей их многочисленности] объясняются в книгах законодателей, и все они в равной степени обязательны для нас и требуют осторожности. Но есть нечто [такое], что тяжело соблюдать большинству людей, и это — полное прекращение дел и разговоров о делах.

А объясняется этот запрет (швут) в словах пророка (Йешаяу 58:13): «И почти ее (субботу) [отказом] от путей своих, от занятий делами своими и от разговоров о делах»[4]. Принцип таков: ко всему, что запрещено делать в субботу, прибавляются также запреты прикладывать любое старание [в этом направлении] и упоминать об этом вслух. Поэтому запрещено осматривать имущество для того, чтобы решить, что нужно назавтра [сделать], или идти к выходу из города с тем, чтобы сразу по истечении субботы выйти за его пределы[5]. И запрещено говорить: «Так и так сделаю завтра!» или «Такой-то товар куплю завтра!» и тому подобное.


[1] Т.е. нечаянное осквернение имени Всевышнего тоже является грехом, как и намеренное, хотя, конечно, они не равнозначны.

[2] Буквально — «прекращение деятельности». Это — общее название для большинства занятий, запрещенных в субботу мудрецами. Тора запретила в субботу только то, что является осмысленной, производительной работой, мудрецы же запретили еще множество вещей, которые, не являясь таковыми, тем не менее, противоречат духу субботы.

[3] Возложение рук на животное перед принесением его в жертву.

[4] Перевод не дословный, а соответствует смыслу запретов, о которых говорит автор.

[5] В субботу запрещено пересекать тхум — границу города (или области, дозволенной для перемещения в субботу), в котором находится человек. Эта граница проходит примерно в километре от того места, где заканчивается собственно город.

Редакция благодарит рава Лейба Александра Саврасова за любезно предоставленный материал


Понятия работы и заработка обычно воспринимаются как причина и следствие — работа порождает заработок. Однако с точки зрения иудаизма это не совсем так! Читать дальше

Тора и бизнес. Торговля, бизнес и работа в еврейские полупраздники

Рав Шауль Вагшал

В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.

Законы полупраздничных дней Суккот. Суббота в «холь амоэд»

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.

Если кто-то несет тяжесть, помогите ему. Ки теце

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Тора заповедала нам оказывать помощь навьюченным животным. Кроме того, нам запрещено мучить их и издеваться.

Уровень человека 20. Пути упования. Глава 2

Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»

Человек, который уповает на Всевышнего, верит в то, что Творец пошлет ему пропитание. История из Талмуда, которая иллюстрирует это правило.

Заповеди справедливости в отношениях между работником и работодателем

Рав Арье Кармель

...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.

Кицур Шульхан Арух 104. Законы Холь аМоэд

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Работу, не терпящую отлагательства, разрешается выполнить в Холь аМоэд

Уровень человека 6. Вехи человечества. Эпоха ешив

Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»

После того, как пророчество исчезло, моральным ориентиром для евреев стали ешивы. К сожалению, их духовный потенциал многими отвергался.

Как поступает человек, отец которого не оставил ему в наследство денег?

Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»