Из цикла «Даат тфила», темы: Цель творения, Царь, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Качества Творца, Раскрытие Всевышнего
Малхут — это одно из качеств управления, через которые Творец раскрывается в мире.
«Тебе, Господь, принадлежит величие и могущество, и великолепие, и победа, и слава. Ибо все на небе и на земле —— Твое, Г-споди, царство, и Ты превозносишься над всеми главами» (Диврей аЯмим 1, 29). Раби Шила толковал этот стих так: «Тебе, Г-сподь, величие — это сотворение мира… могущество — это исход из Египта… великолепие — это солнце и луна, остановившиеся для Йеошуа,… победа — это падение Рима… слава — это война в потоках Арнона… ибо все на небе и земле — это война с Сисрой, как сказано: “С неба воевали звезды со своих путей”, Твое, Г-споди, царство — это война с Амалеком… и Ты превозносишься — это война Гога и Магога… От имени раби Акивы передавали: Тебе, Г-сподь, величие — это рассечение моря… и могущество — это казнь первенцев… и великолепие — это дарование Торы… и победа — это Иерусалим… и слава — это святой Храм» (Брахот 58).
Маараль объясняет, что виды управления, перечисленные в данном стихе, составляют «все чередования реальности и чередования сил» в мироздании. А после того, как перечислил стих все категории, сказал еще раз: «Тебе, Г-споди, царство» — другими словами, что Он — царь мира, у Которого есть эти категории, и Он превознесен и над ними.
Объяснение, для нашего уровня понимания, таково: Всевышний раскрывается в мире путями Его управления мирозданием. Эти перечисленные качества, атрибуты, выражение которых в мире мы можем видеть, в частности, в перечисленных выше в Гемаре явлениях. У каждого качества — своя сущность, у каждого управления — свое выражение.
Но целью творения является раскрытие славы Царства Творца, явление Его единства (подробнее будет объясняться далее). Другими словами, совокупное следствие из всех управлений и путей вместе взятых — не что иное, как раскрытие царства Всевышнего. В этом и заключается сущность управления Царства (Малхут): собирание всех остальных управлений и достижение ими одной цели: «И будет Г-сподь Царем на всей земле, в тот день будет Г-сподь один и Имя Его одно».
Отсюда мы переходим к объяснению, каким образом в Малхуте заложены три намерения (известные нам от Мудрецов) в сотворении мира, и обеспечение достижения данных целей. Ведь все, что происходит в реальности, уже заложено в замысле мироздания.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»