Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Если мы скажем, что Всевышний явил особое чудо, принудив фараона их терпеть и не предать смерти, нам придется признать, что оно более значительное, чем все другие чудеса, о которых повествует Тора

Чудеса и природа (часть 1)[1]

«Я явился Аврааму, Ицхаку и Яакову как “Всемогущий”, но не стал им известен Моим “Четырехбуквенным” именем»[2]

Вопрос мудреца — половина ответа

Отношение фараона к Моше, Аарону и явленным через них чудесам

Когда мы вдумаемся в «переговоры» Моше и Аарона с фараоном, царем Египта, то изумимся. Почему фараон постоянно переносил от них страдания и унижение, почему не казнил, когда они явились к нему с требованиями и угрозами? Он ведь не был готов подчиниться воле благословенного Б-га и не верил Его словам, а все, что сделали Моше и Аарон, считал колдовством! Почему же этот могущественный царь не подверг их жестокому наказанию за то, что они навели на него и его народ великие и ужасные казни?

Если мы скажем, что Всевышний явил особое чудо, принудив фараона их терпеть и не предать смерти, нам придется признать, что оно более значительное, чем все другие чудеса, о которых повествует Тора. Почему же это великое чудо не было подчеркнуто в Торе[3]?

Дело не только в том, что Тора не представила нам это удивительное событие как явное чудо. Из ее повествования мы ясно видим, что Моше и Аарон нисколько не сомневались в том, что фараон не в силах причинить им зло. Но и это еще не все. Когда они наслали на фараона девять великих и неотвратимых казней, он все же не сдержался и сказал Моше: «Берегись, больше не показывайся мне, ибо в день, когда ты предстанешь передо мной, — умрешь»[4]. И тогда Моше вознегодовал на фараона «и вышел от него в гневе»[5]. Раши объясняет: «Моше разгневался на то, что фараон запретил ему появляться перед ним». Таким образом, Моше не гневался за то, что правитель Египта отказался подчиниться повелению Б-га и отпустить народ Израиля из своей земли. Но он возмутился, когда фараон осмелился ему угрожать и заявил, что, представ перед ним, Моше умрет. Все это совершенно непонятно и нуждается в разъяснении.

Еще один удивительный момент связан с поведением фараона у Красного моря. Преследуя еврейский народ, он остановился перед морем. И вот, явлено великое чудо: море расступилось перед народом Израиля, который прошел по нему, как по суше. Как фараон осмелился войти в море? Разве он не понимал, что это чудо явлено не для него, а для спасения сыновей Израиля? Как же фараон мог вообразить, что он со своим войском тоже сможет пройти по рассеченному морю, преследовать еврейский народ и настичь его?

Когда мы встречаем в Торе нечто особенно трудное и непонятное, нам следует знать, что решение будет найдено не на пути «вопросов и ответов». Нужно основательно разобрать всю тему, выработать новое понимание, отличное от привычного, и тогда тайна Торы раскроется и озарит нас своим светом.

Отношение к небесным знамениям, снам и проклятию Билама

«И сказал им: да будет Б-г с вами так, как я отпущу вас и ваших детей. Смотрите, зло напротив вас!»[6] Это повествование в Торе Раши разъясняет так:

«Я слышал следующий Мидраш. Есть в небе звезда, название которой “Зло”. Фараон сказал Моше: “Мои постижения в астрологии показывают, что эта звезда поднимется навстречу вам в пустыне, а она — знак крови и убийства”. И когда евреи совершили грех золотого тельца и Всевышний захотел предать их смерти, Моше в своей молитве сказал: “Ведь тогда египтяне скажут: ко “Злу” Он вывел их”. Эта фраза Моше относится к словам фараона: “Смотрите, “Зло” напротив вас!” И сразу же “передумал Б-г из-за “Зла”” и превратил эту кровь в кровь обрезания, которая пролилась, когда Йеошуа сделал его тем, кто не был обрезан во время странствования по пустыне. Об этом сказано: “В этот день Я удалил с вас позор Египта”[7], потому что египтяне говорили: мы видим на вас кровь в пустыне!»

Все это трудно для понимания. Зачем нужно было превращать кровь звезды «Зла» в кровь обрезания? И как можно осуществить такое превращение? Если с помощью познаний в астрологии египтяне увидели кровь и убийство, которое в будущем ожидает Израиль, упаси Б-г, как оно смогло обратиться в кровь обрезания? А если в Своем милосердии Всевышний пожелал спасти Израиль и отменить вынесенный приговор, который заметили астрологи, — неужели Ему нужны были особые ухищрения, чтобы это сделать? Разве может что-либо произойти против воли благословенного Б-га?

Таким образом приходится признать, что опасность, ожидавшая Израиль, была заключена в этой звезде, и она должна была привести к крови и убийству. Своей молитвой Моше рабейну остановил ее действие, а затем Всевышний, в своем милосердии к еврейскому народу, обратил кровопролитие, которое эта звезда была способна вызвать, в кровь завета обрезания. Все это очень странно и непонятно.

В молитве мы тоже произносим много необычного, на что по привычке не обращаем внимания и что не пытаемся понять. Когда коэны простирают руки в благословении, мы, согласно установлению наших мудрецов, произносим:

«Властелин мира! Я Твой, и сны мои — Твои. Мне приснился сон, и я не знаю, каков он… Да будет Твоя воля… чтобы все мои сны были для меня и для всего Израиля к добру… Если они благоприятные, — придай им силы и мощи, и пусть они исполнятся для меня и для них, как сны праведника Йосефа. Если же сны нуждаются в лечении, — излечи их, как излечил Хизкияу, царя Иудеи — от болезни, и пророчицу Мирьям — от проказы, и Наамана — от проказы, и горькие воды источника Мара руками Моше рабейну, и воды Йерихо руками Элиши. И как Ты обратил проклятие злодея Билама в благословение, так все мои сны обрати для меня и всего Израиля к добру»[8].

Кто когда-нибудь вдумывался в эти исходящие из наших уст слова? Мы просим излечения нашим снам! Но разве сон — это нечто вещественное, способное болеть и выздоравливать?

Как хорошо известно, иногда во сне человеку открывается нечто, что в будущем должно произойти с ним самим или с кем-то другим. Молитва может отвести это предзнаменование и не дать ему воплотиться, ибо Б-г может преисполниться милосердия и отменить Свое решение.

Но что означает «излечение снов», о котором мы просим в молитве? А ведь мы еще и излагаем нашу просьбу очень подробно, мы говорим о том, каким именно образом Б-г излечит наши сны. «Как Хизкияу, царя Йеуды, — от болезни, и Мирьям — от проказы, и Наамана — от проказы, и горькие воды источника Мара, и воды Йерихо». Мы просим о том, чтобы Б-г излечил наш сон так же, как излечил их от болезни!

Но даже это еще не все. Мы просим о том, чтобы сон обернулся к добру и превратился в благословение. Но как можно превратить сон в его противоположность? Если этот сон плохой, мы должны молиться о том, чтобы он не сбылся. А если у нас хватит сил, мы можем молиться еще и о том, чтобы вместо зла нам было ниспослано добро и благословение. Но когда мы просим «обратить сон из проклятия в благословение», то имеем в виду именно этот конкретный сон! А это уже совершенно непонятно.

На самом деле, в молитве мы приводим пример и такого превращения. Это — превращение проклятия злодея Билама в благословение.

Но и эту историю тоже трудно понять[9]. Почему так подробно рассматривается тема проклятий Билама? Зачем Тора так многословно повествует об этом? Сначала Всевышний запретил Биламу идти к царю Балаку. Затем, когда колдун все же получил разрешение идти, ангел Б-га встал препятствием на его пути. А когда и это не помогло, Всевышний Сам затворил его уста и не позволил ему изречь проклятия Израилю…

Разве для Всевышнего имеет значение проклятие Билама? Пусть бы проклинал, а Б-г — благословит!

Мало того, что Тора так подробно повествует об этом, Моше рабейну еще и повторяет рассказ об этом чуде в книге Дварим: «И не пожелал Б-г, твой Господь, послушать Билама, и превратил для тебя Б-г, твой Господь, проклятие в благословение, ибо любит тебя Б-г, твой Господь»[10]. Пророк Миха тоже упоминает события, связанные с Биламом как удивительное чудо: «Народ Мой, помни, что задумал для тебя Балак, царь Моава, и что ответил ему Билам, сын Беора… чтобы ты осознал милосердие Б-га»[11].

Все это показывает, что Израиль действительно оказался бы в большой опасности, если бы Билам его проклял, но Всевышний, в Своем безграничном милосердии, чудесным образом спас народ, превратив проклятие в благословение.

На самом деле идея превращения проклятия Билама в благословение не представляет для нас трудности. Мы сможем разъяснить ее, опираясь на слова наших мудрецов:

«Сказал раби Йоханан: из благословения этого злодея ты можешь узнать, каков был его замысел. Он желал наложить проклятие на их Дома Учения и молитвы, а вместо этого был принужден сказать: “Как хороши твои шатры, Яаков”[12]. Он хотел, чтобы среди них не было Шехины — “Обиталища твои, Израиль”; Чтобы их царствование не было продолжительным — “Как ручьи растекаются они, как сады при реке”»[13].

Но откуда наши мудрецы знают, что Билам благословил в Израиле именно то, что хотел проклясть? Смысл этого в следующем. Сила Билама заключалась в его дурном глазе, обладавшем способностью причинять большое зло и вред. Об этом повествует святой Зоар[14]. И когда Билам своим дурным глазом хотел причинить зло Израилю, ему сначала нужно было определить, в чем величие и достоинство еврейского народа. Ведь именно эти свойства Израиля он должен был сглазить, чтобы навести на них порчу и уничтожить. А когда Всевышний затворил его уста, не дав исполнить злой замысел, в мыслях Билама осталось только первое впечатление, — то великое, что он увидел в Израиле. Поэтому его слова и прозвучали как благословение: Билам говорил о достоинствах Израиля, насколько смог их заметить и понять. Значит, изучая произнесенные им благословения, прозвучавшие после осознания достоинств Израиля, мы можем заключить, что он хотел уничтожить именно их, желая превратить в проклятие именно эти свойства еврейского народа. Так проклятие, которое собирался произнести Билам, превратилось в благословение.

Но пока еще мы не нашли ответ на главный вопрос: в чем заключалась опасность проклятия Билама для народа Израиля? Ведь против желания благословенного Б-га ничего сделать невозможно! Разве проклятие Билама имело бы силу, если бы «не проклинал Всемогущий»?

Тут есть нечто даже более удивительное. Б-г сделал очень многое, применил множество средств, чтобы Билам не смог проклясть Израиль. Но все они не помешали его замыслу, его изначальному желанию причинить зло! Наши мудрецы говорят об этом: «Сказал раби Аба бар Каана: и все его слова, кроме слов о Домах Учения и молитвы, в разное время все-таки обратились в проклятия»[15]. Желание Билама проклясть все прекрасное в Израиле сработало, невзирая на все препятствия! Но все же мы благодарим Б-га за Его великое милосердие, за то, что Он отвел от нас беду, не дав Биламу проклясть Израиль так, чтобы проклятия злодея исполнились сразу и одновременно.

Все это — вопрос, требующий непременного ответа. Разумеется, «не с нами знающий…»[16], но мы должны продвинуться в понимании этих глубочайших вопросов, составляющих тайны самого Творения. Если мы подойдем к этим вопросам с мудростью, то обнаружим в них половину ответа, ибо: «Вопрос мудреца — половина ответа». Это означает, что, задавая вопрос, мудрец проникает вглубь проблемы и разъясняет ее аспекты. Именно таков истинный путь приближения к ответу. Ведь решение проблемы — это ее полное разъяснение. Даже если мудрец, задавая вопрос, не может придти к окончательной ясности, разрешающей его, но при этом мудро раскрывает и разъясняет проблему, то половина ответа у него уже есть.

Преимущество вопроса мудреца не только в том, что он прокладывает путь к поиску ответа, уже сам вопрос до определенной степени проясняет проблему. Ведь понимание любого аспекта, размышление на любую тему в доступной человеку форме возвышает его душу, делает четким его мышление и приближает к истине.

То же самое касается и нашего вопроса. Я был бы удивлен, если бы нам прямо сейчас удалось разрешить все трудности. Но давайте попытаемся прояснить все составляющие вопроса, чтобы выяснить его суть. Тогда, по крайней мере, мы зададим вопрос мудреца.

«Царь судом установит землю»[17] — спасение от беды осуществляется непременно естественными путями, силами самой природы

Такого рода вопросы могут возникнуть и при обсуждении других особенностей Б-жественного управления миром. Но мы настолько к ним привыкли, что даже не замечаем их. Нас не удивляет, почему Всевышний, желая спасти человека, прибегает именно к определенным средствам.

Бывает, что человек падает с корабля в море, и по естественным законам он должен утонуть — спасти его может только помощь извне. Если Б-жественное управление пожелает его вызволить, тогда задолго до происшествия в море упадет доска, которая окажется в нужное время именно в этом месте, и утопающий схватится за нее и сможет держаться на воде, пока его не спасет проплывающий мимо корабль. Но при этом не произойдет изменения в миропорядке: утопающему не будет дарована способность долго держаться на поверхности воды без подручного средства. Такое происходит только в исключительных случаях, когда Всевышний желает сотворить явное чудо.

Зачем же Всевышнему нужны эти материальные средства? Ведь, чтобы спасти человека, Б-г может изменить природу его тела или воды!

Всевышний установил в Своем Творении непреложные правила и границы, управляя миром с помощью определенной и четкой системы. При этом все необходимые действующие силы, ведущие к добру, уже заложены в этой системе, так что нет необходимости ее менять.

Мы знаем, что благословенный Творец каждый день заново творит мироздание, и материальный мир не может существовать вне связи с волей благословенного Б-га и Его постоянной поддержки. Эта воля выражается в Его святых именах, это и есть природа, и нет другого Всесильного, кроме Него: «Б-г установил землю мудростью»[18]. Мир был задуман Всевышним так, чтобы он мог исполнить свое предназначение согласно Его воле. Своей первой мыслью об этом Б-г четко подготовил и упорядочил все его разнообразные проявления: болезни и их лечение, опасности и избавление от них, порчу и исправление. Законы этой системы мира содержат в себе все и не требуют никаких изменений.

В первую очередь были определены опасности, подстерегающие человека в мире, и пути спасения от них. Если человек будет тонуть в море, спасением ему может стать доска, плывущая по воде. А если он окажется на крыше горящего дома, то сможет спастись с помощью лестницы или веревки. Все это — способы Б-жественного управления, заложенные в природе. Риски попадания в опасные ситуации и способы избавления от них установлены заранее. В своем желании вызволить человека из беды благословенный Творец заранее подготавливает способы спасения. Нет необходимости мешать миру следовать своим собственным законам, и нет потребности в их изменении.

Однако необразованные и неразумные люди привыкли считать, что природа — это только то, что мы видим своими глазами. А то, что чуть выше этого, — такие духовные силы мира, как проклятие и благословение, — уже за пределами законов природы.

Но, на самом деле, естественный порядок мироздания по своей сути — это длинная цепочка последовательных творений, которая начинается с источника, с проявления Б-жественной воли сотворить мир, зависит от слова Его уст и управляется Его святыми именами.

Нас не удивляет, что существуют средства, позволяющие использовать природу в ее нижних проявлениях, хотя их корень и основа тоже расположены в высших мирах. Но ведь точно так же существуют и силы, лежащие выше естественного порядка мироздания, которыми человек, добравшийся до них с помощью известных средств, сможет пользоваться и достигать значительных результатов. И эти силы также заложены и упорядочены в мироздании.

В природе земли заложена способность давать урожай. Но если Всевышний захочет, чтобы урожай не вырос, у Него не будет необходимости изменять природу земли: в самом Творении заложены различные причины, которые могут помешать растениям вырасти. Точно так же проклятие такого человека, как злодей Билам, в соответствии с его особыми способностями, может воздействовать на народ Израиля. Но чтобы помешать этому, нет необходимости изменять природу и творить нечто новое. Когда Всевышний закладывал основы мира, Он изначально приготовил средства, необходимые для противодействия этому проклятию. И одно из них — замкнуть рот Билама, из-за чего проклятие обернется благословением.

Постижение через сон или внутреннее ощущение — это не постижение будущего, а осознание уже существующей в природе реальности

Также этим будет разъяснено превращение дурного сна в благоприятный. По общему мнению, во сне люди получают знание о будущем. На самом деле это не так. Сон — это постижение состояния мира, каковым оно является на момент сновидения. Ведь корень и начало любого события не в той явной причине, которую мы наблюдаем в этом мире. Начало каждого творения и его источник — в высших мирах, в корне всего мироздания. И бывает, что этот корень создается заранее, за много дней, а иногда и лет — и в высших мирах, и в тонких духовных частях этого мира, непостижимых для чувств человека. В конце же концов события развиваются, и явление становится настолько доступным глазу человека и дарованным ему чувствам, что он может наблюдать и видеть сущее и в какой-то степени его чувственно постигать.

Почему в какой-то степени? Потому, что даже если некое явление открывается нашим чувствам, мы все равно видим лишь малую долю истинной реальности. Ведь, пока душа облачена в материю, она не может узреть больше, чем ей позволено увидеть через узкие оконца пяти органов чувств. Там материя утончается, для каждого органа чувств по-разному, и это дает душе возможность что-то разглядеть. Но даже то, что она видит, не соответствует истинной реальности, а проходит через мутное стекло органов чувств человека, согласно степени утонченности материи каждого из них.

А во время сна душа слегка отделяется от материального мира. Теперь она уже не полностью скована рамками телесности, как во время бодрствования. И тогда случается, что душа может взглянуть поверх рамок материи, без ограничений органов чувств, и увидеть кое-что из истинной реальности, в том виде, который ей присущ до прохождения через органы чувств. И это — абсолютно иной способ видения и совсем другая картина, совершенно не похожая на те, что рисуют человеку его чувства. Ведь чувствами людей эту реальность постичь невозможно! Но человеку не по силам познать реальность, отличную от той, что предстает его органам чувств, — он даже не может представить себе других способов ее раскрытия. Ведь он пока еще не отделился от материи, что необходимо для постижения реальности другими способами. Поэтому его постижение, освобожденное от влияния чувств, сливается с чувственными постижениями, переплетается с ними и превращается в обычное материальное восприятие в некоей материальной форме, напоминающей то, что человек постиг духовным путем. А раз так, необходимо «учение толкования сновидений», чтобы понять, о чем свидетельствуют сны[19].

Случается, что человек и во время бодрствования ощущает некое знание о будущем, его сердце ему что-то подсказывает. Это называют интуицией. Она тоже не может быть знанием о будущем, поскольку этого знания удостаиваются только пророки Б-га. В действительности происходит следующее. Реальность, постигаемая таким образом, уже существует, но чувства человека не могут ее распознать, поскольку она еще не в достаточной степени воплотилась в материи, чтобы стать доступной материальным органам чувств. Поэтому иногда душа выходит за рамки материи и ощущает нечто, лежащее выше возможности постижения материальными чувствами.

Этот путь рассуждений поможет нам понять высказывание наших мудрецов: «Сказал раби Йонатан: человеку показывают только то, о чем он размышляет в сердце»[20]. Это означает, что душа может обрести некое знание, некое ощущение того, что лежит выше материальных органов чувств не только во сне. Однако это ощущение очень слабое и человек его не замечает. Но во время сна, когда душа немного отделяется от телесного, она воспринимает это видение более отчетливо, и это восприятие воплощается в сновидениях[21].

Теперь мы уже можем понять, что означает «излечение сна». Несчастье, которое мы видим во сне, — это то же самое, что болезнь Хизкиягу, царя Иудеи, или проказа Мирьям и Наамана, или горечь источников Мара и Йерихо. Различие только в том, что одно мы воспринимаем органами чувств, а другое видим во сне. Реальность, видимую во сне, точно так же можно излечить по воле Б-га, и нет необходимости создавать для этого нечто новое и устранять старое. В природу заложены способы излечения любой болезни, — в том числе и той, которую мы видим во сне. И мы просим Б-га, чтобы Он излечил то, что нам приснилось.

Один из способов излечения — это изменение сна к лучшему. Пока сон не воплотился в нижнем мире, пока мы не увидели его результатов своими глазами, его уже живая и существующая реальность, спускаясь в нижний мир и воплощаясь в нем, может измениться к лучшему. Ведь известно, что во всяком зле заложены и частицы добра! Поэтому на воплощение сна можно повлиять так, что эти искры добра станут сильнее, так что весь сон обернется к добру. Нечто подобное мы видим с проклятием злодея Билама, чей пристальный взгляд, направленный во зло, по воле Б-га превратился в благословение. Мы молимся и просим, чтобы Б-г обратил сон к добру так же, как Он превратил проклятие Билама в благословение.

По звездам определяют не будущее, а существующую в природе реальность

То же самое относится ко «злу», которое фараон заметил с помощью своих знаний астрологии. Он увидел, что звезда «Зло» — знак крови и убийства — поднимается навстречу еврейскому народу. Но это не было пророчеством о будущем, — эта звезда указывала на уже сложившуюся ситуацию, готовую воплотиться в кровь и уничтожение народа Израиля, упаси Б-г.

Дело в том, что звезды и созвездия — это средства, с помощью которых Б-жественное влияние распространяется сверху вниз. Поэтому с помощью знания астрологии можно определить ситуацию, которая уже сложилась наверху и проявилась в расположении звезд. В положении звезды «Зло» фараон усмотрел угрожающий еврейскому народу знак крови и гибели. И, согласно законам Творения, опасность тогда была больше, чем при встрече со змеей или скорпионом на пути в пустыне. Поэтому, когда грех привел к тому, что Б-жественное Провидение, защищавшее еврейский народ и несущее его по пустыне «на крыльях орлов», прекратилось, люди столкнулись с опасностью воплощения этой реальности — гибели в пустыне. Ведь грех и наказание за него тоже входят в систему миропорядка, действуя и внизу, и наверху. Они отвечают за то, чтобы наказание спускалось сверху вниз. И пока эта болезнь не была излечена, наказание довлело над ними и угрожало им, и их спасала только молитва Моше. А когда Б-г превратил кровь убийства звезды «Зло» в кровь обрезания, эта болезнь была полностью излечена. Поэтому сказано: «Сегодня Я удалил позор Египта…»[22] Это значит, что согласно законам материального воплощения идей, то есть законам их нисхождения из высших миров в нижний, было завершено превращение роковой для Израиля идеи в жизнеутверждающую. Раньше она угрожала гибелью, упаси Б-г, а теперь превратилась в кровь обрезания и стала знаком завета Всевышнего с народом Израиля. Ведь кровь Израиля пролилась так, чтобы продлить его существование и поддержать его жизнь, согласно сказанному: «Твоей кровью будешь жить!»[23]

Сверхъестественное Б-жественное управление — тоже часть системы миропорядка

Со всей непреложностью мы убедились[24], что все, происходящее в мире, приходит ли оно через природные законы или через чудесное Б-жественное Провидение, воплощается «с мудростью», то есть заложено уже в первой мысли Б-га о сотворении мира и реализовано посредством особой, задуманной ради этого системы.

Мы увидели также, что существуют два пути чудесного Б-жественного управления миром: через имя «Всемогущий» и посредством непроизносимого Четырехбуквенного имени. Именно этот тип управления впервые был раскрыт при Исходе еврейского народа из Египта, как сказано: «И Я раскрылся Аврааму, Ицхаку и Яакову как Б-г Всемогущий, а под Моим Четырехбуквенным именем Я не стал им известен»[25]. Раши объясняет: «Я не раскрылся им в Своем качестве истинности, по которому Я назван Четырехбуквенным именем».

Дело в том, что все чудеса, совершенные для наших святых праотцов, относились к категории ограничения реальности. Ведь у каждого явления природы есть известные пределы, до которых могут расширяться его сила и воздействие. В этом и состоит суть имени «Всемогущий». Наши мудрецы говорили об этом:

«Сказал рав Йеуда от имени Рава: с того момента, как Всевышний создал мир, он постоянно расширялся, как “два клубка основы”, пока Всевышний не прикрикнул на него… Сказал Рейш Лакиш: почему на Святом языке в имя “Всемогущий” входит слово “достаточно”? Потому что оно указывает на то, что Всевышний сказал миру: “Достаточно!”»[26]

То же самое относится ко всем областям действия законов природы. Например, огонь способен сжигать только определенные виды материи, но есть и другие, неподвластные огню. Причина в том, что сила огня ограничена рамками, установленными для нее благословенным Творцом. Эти границы заложены не в видимую нам силу огня в нижнем мире, а в его высший корень, от которого огонь распространяется вниз, в той мере и теми способами, которые мы воспринимаем как законы его природы.

Поэтому обычно мы не видим в человеке силы, способной защитить его тело от гибели в огне. Однако некоторые люди поднимаются на неизмеримо более высокую ступень, — и тогда силы огня уже недостаточно, чтобы победить его. В этом и состояло чудо, явленное нашему праотцу Аврааму, который не сгорел в огне, когда Нимрод бросил его в огненную печь.

Однако при выходе из Египта народу Израиля были явлены чудеса, несопоставимые с его силой и высотой положения. Ведь «те служили идолам — и эти тоже служили идолам»[27]! Именно это и утверждал в своем споре с Всевышним властвующий над морем ангел. Он настаивал на том, что, согласно законам его природы, он должен поглотить сыновей Израиля, — ведь их духовных сил недостаточно для того, чтобы не утонуть. Но поскольку тогда Б-г проявился в мире во всей Своей мощи, явив качество Своего Четырехбуквенного имени, Он изначальной силой Своей воли воздействовал в тот момент на все мироздание[28]. Его воля состояла в том, чтобы еврейский народ прошел по Красному морю, как по суше. И поскольку этой изначальной и всеобъемлющей волей Б-га управляется все мироздание, законы природы были лишены своей силы и принуждены действовать в согласии с Б-жественной волей, достигая предписанной Им цели.

Но это не означает, что управление посредством Четырехбуквенного имени лежит вне всех границ Творения. Ведь все, что мы называем «именем Б-га», непременно относится к некой системе законов, которые Б-г заложил в мироздание. Таково же и Четырехбуквенное имя, указывающее на непосредственное Б-жественное управление, на Его волю, заключенную в Творении. Ведь Его истинную сущность мы совершенно не можем себе представить!

Это имя указывает на возникновение мира из «ничего» — на корень всего мироздания — изначальную Б-жественную волю. В святых книгах сказано, что Четырехбуквенное имя — это «корона» мироздания, находящаяся выше «сфирот» и их корня. Управление через это имя выше всех ангелов и всех «сфирот», от него зависит все, чем они обладают и само их существование. И если Б-жественная воля, заключенная в Четырехбуквенном имени, того потребует, они изменяются в самой своей основе. Поэтому мы видим это управление, когда законы природы лишаются силы, и в этом узнаем Творца как Того, Кто всему дает существование.

Чтобы это понять, необходимо постичь принцип управления земным царством, ибо «Небесное царство подобно земному царству».

Даже если царь правит самодержавно, он устанавливает некие основополагающие законы (Конституцию), посредством которых страна постоянно управляется в определенным порядке и в известных рамках. Сам царь судит народ по этим законам и не меняет их. Ведь стране важно и необходимо иметь постоянное управление неизменными законами. Но бывают исключительные случаи, когда царь видит, что для блага страны нужно выйти за рамки законов, которые он для нее установил. Тогда на какое-то время он приостанавливает действие закона и поступает так, как считает нужным для достижения своей цели, даже вопреки законам страны.

То же самое относится и к Б-жественному управлению Творением. Всевышний счел правильным установить постоянно действующие законы, определяющиеся Его святыми именами и высшими «сфирот», — законы, определенными способами управляющие мирозданием. Он пожелал, чтобы мироздание не выходило за отведенные ему границы. Сюда же входит и управление посредством имени «Всемогущий», как мы уже объяснили. Но бывают ситуации, когда законы вступают в противоречие с главной целью существования мира. Теперь, если эти законы по-прежнему будут применяться, они не приведут мироздание к желаемой цели. В таких ситуациях Всевышний нарушает установленные мирозданию границы и управляет миром лишь одной Своей волей. А Его воля — это и есть то, что всему дает существование, главный корень всего Творения и всего, существующего в нем.

Однако мудрый царь изначально предвидит возможность противоречия между законами страны и управлением через царское волеизъявление. Поэтому он изначально закладывает в Конституцию возможность прямого царского вмешательства: в исключительных случаях Конституция предоставляет царю право судить в особых условиях особым образом — так, как он сочтет необходимым. И получается, что хотя вмешательство царя приводит к нарушению неизменных законов страны, все же оно основано на ее основном законе, а потому не противоречит ему.

То же самое происходило, когда Всевышний творил мир. Своей первой мыслью Он охватил все мироздание, во всех его разнообразных проявлениях, и счел необходимым изначально заложить возможность в исключительных случаях осуществлять Б-жественное управление вне рамок законов природы. Теперь, согласно стройной и логичной системе законов, управление через Четырехбуквенное имя может вступать в противоречие с постоянно действующими законами мироздания.

Это и имели в виду наши мудрецы, сказав: «Всевышний условился с морем, что оно расступится перед Израилем»[29]. Хотя это действие противоречило системе постоянно действующих законов природы, тем не менее, этот способ управления был изначально заложен в Творение, с условием, что при необходимости он будет применен[30].

И когда наши мудрецы объясняют это, нас восхищает и потрясает их величие. Необходимо задуматься о том, сколь низок наш уровень, как ограничен разум людей нашего поколения. Ведь мы не способны увидеть и ощутить то, что лежит выше обычного физического мира! А наши мудрецы, благословенной памяти, говорили об этом так же просто, как мы говорим о том, что видим своими глазами. Они даже не сочли нужным объяснить, как велика была опасность звезды «Зло», — им это казалось очевидным. Они подчеркнули как раз противоположное — говорили только о величии невероятного чуда избавления Израиля от этой опасности. Когда наши мудрецы составляли молитву для исправления плохого сновидения, эта идея не казалась им сверхъестественной. Они только искали способ излечить сон, основываясь на пути Б-жественного излечения, обнаруженного в истории со злодеем Биламом, когда Всевышний в Своей милости и великом милосердии избавил нас от страшной опасности. Как трудно нам понять все это, и как очевидно это было для наших мудрецов! И мы трепещем перед их величием.

Спор между Моше рабейну и фараоном о том, кто распоряжается силами природы

Говоря о «переговорах» Моше и Аарона с фараоном, мы видим, что это был «ученый спором». Моше и Аарон старались понять и раскрыть пути Б-жественного управления миром, выяснить, до какой степени простирается власть природных сил и можно ли ей воспрепятствовать.

Поэтому наша святая Тора не видит никакого чуда в том, что царь Египта не предал казни Моше и Аарона. Фараон видел, что они ведомы Б-жественной силой, и ему было недостаточно убить их и устранить с пути. Он хотел обнаружить корень их силы, не признавая при этом существования Б-га и не принимая других основ веры, которые Моше и Аарон раскрыли фараону всеми чудесами и знамениями. Ведь Тора объясняет, что во время каждой из казней они объясняли фараону одну из основ веры: «Из этого ты узнаешь, что Я — Б-г»[31], «Чтобы ты знал, что нет такого, как Б-г, наш Господь»[32], «Ибо Я — Б-г в пределах земли»[33], «Чтобы ты узнал, что нет подобного Мне во всей земле»[34]. Рамбан подробно объясняет эти стихи Торы и показывает, что каждый из них раскрывает одну из основ веры в Б-га, Его единство и управление Творением[35].

И хотя здесь действовали и средства принуждения — ведь из-за страха фараон был вынужден на время признать существование Б-га, — все же он постоянно возвращался к прежним убеждениям и выискивал для них подтверждения. Он упрямо старался объяснить происходящее, не признавая того, что мир управляется только волей благословенного Творца. Поэтому ему, как царю, было не к лицу добиться победы, умертвив своих противников, которые знаками и знамениями указывали ему путь веры. Он стремился обнаружить силу, способную явить все эти знамения, и выиграть «ученый спор». Только так его победа могла стать полновесной[36].

Теперь не так трудно понять, почему фараон вошел в Красное море, увидев, как оно расступилось перед сыновьями Израиля. Египтяне знали, что сверхъестественное тоже управляется известной системой неизменных законов. Сила, меняющая порядок законов природы, — это тоже природное явление. Хотя благословенный Творец установил обычные силы природы ради блага и истины, ими можно воспользоваться и во зло, гневя благословенного Б-га. Фараон мог полагать, что и открывшееся ему чудо также представляет собой явление природы, управляемое некими высшими силами. А раз подобное творение создано, сила зла способна заставить его служить себе, воспользоваться им для нарушения воли Б-га, например, для преследования сыновей Израиля по рассеченному перед ними морю.

В этом заключается суть изучаемого нами вопроса. Разумеется, еще многое нуждается в разъяснении, но мы прояснили вопрос настолько, что он попадает в категорию «вопросов мудреца», которые содержат «половину ответа».


[1] Произнесено во вторник главы Бо, 5685 (1925) года. Записано нашим учителем, великим мудрецом раби Э.М.Блохом, благословенной памяти.

[2] Шмот 6:3.

[3] Ведь в Торе несколько раз упоминается чудо ожесточения сердца фараона, когда Б-г не позволил ему подчиниться Своей воле. (Примечание записавшего).

[4] Шмот 10:28.

[5] Шмот 11:8.

[6] Шмот 10:10.

[7] Йеошуа 5:9.

[8] Брахот 55б.

[9] См. Шиурей Даат, «Уровень человека».

[10] Дварим 23:6.

[11] Миха 6:5. См. Сангедрин 105б: «Это и есть то, что сказал пророк Израилю: “Народ Мой, помни…” А что означают слова “чтобы ты знал милосердие Б-га”? Всевышний сказал Израилю: знайте, сколько благодеяний Я оказал вам: все эти дни во времена злодея Билама Я не гневался, потому что если бы в те дни Я разгневался, не осталось бы ни одного спасшегося от ненавистников Израиля.» (Примечание записавшего).

[12] Бемидбар, гл. 24.

[13] Сангедрин 105б.

[14] Часть 3, 147б.

[15] Сангедрин 105б.

[16] Теилим 74:9.

[17] Мишлей 29:4.

[18] Мишлей 3:19.

[19] С помощью этих рассуждений, но на более высоком уровне, наш учитель в другом месте разъяснил идею пророчества остальных пророков — кроме Моше, — которые получали пророчество «через мутное стекло». Они поднимались на уровень освобождения от материальности и достигали уровня пророчества. Но поскольку, оставаясь в рамках своих обычных телесных чувств, они не могли воспринять пророческое видение, то, возвращаясь в свое обычное состояние, не могли удержать в сознании пророческое видение в том виде, в котором его получили. Их постижение постоянно снижалось до образа, соответствующего тому, что они восприняли сверхчувственно. Но поскольку они изучали «Учение о пророчестве», то сразу понимали, каким путем шло это снижение, и распознавали, что же им открылось в действительности. И все-таки пророки обретали свое пророческое знание через постижение образов, загадки, притчи или сновидения. Об этом говорится в книге Рамхаля «Дерех Ашем», часть 3, главы 4 и 5. (Примечание записавшего).

[20] Брахот 55б.

[21] Может быть, следует указать еще одну причину того, почему, бодрствуя, человек не осознает своих сердечных размышлений. Дело в том, что обычно человек узнает, о чем думает, через разум и материальные чувства. Поэтому озарения, лежащие выше рамок чувств, пропадают. Во сне же происходит совсем не так: человек теряет способность отличить то, что он по-настоящему видит, от того, что ему только кажется. Поэтому во сне знание, не проходящее через органы чувств и воспринятое сверхчувственным образом, фиксируется как сновидение и отпечатывается в сознании настолько четко, что требует толкования.

Так мы сможем понять слова наших мудрецов (Бава Батра 12а) о том, что со дня разрушения Храма пророчество отнято у пророков и даровано мудрецам. И еще там говорится, что пророчество теперь отдано безумцам и детям. Здесь тоже дело в том, что безумцы и дети не могут отличить то, что видят глазами, от того, что воображают. Поэтому они воспринимают знание, подобное пророчеству, не вверяя его органам чувств. Совсем не так поступают люди с обычным разумом: их размышления искажают то, что ощутило сердце. А мудрецы умеют отличить обманчивые картины воображения от того, что душа постигает поверх рамок органов чувств, — поэтому они и способны заметить то, что ощутило их сердце, и тем самым получить некое знание о будущем. И вдумайся в это. (Примечание записавшего).

[22] Йеошуа 5:9.

[23] Йехезкель 15:6.

[24] См. Шиурей Даат, «Провидение».

[25] Шмот 6:3.

[26] Хагига 12б.

[27] Зоар часть 2, 170б.

[28] Поэтому сказано: «Ради Тебя сделай, но не ради нас», — ради Твоей воли, влияющей на все мироздание. (Примечание записавшего).

[29] Берешит Раба 5:4.

[30] См. Шиурей Даат, «Провидение». Там наш учитель объясняет эту идею на основе различия между «оговоренными условиями» и «тем, что осталось неоговоренным». Дальнейшее развитие этой идеи см. в Шиурей Даат, «Глубины суда».

[31] Шмот 7:17.

[32] Шмот 8:6.

[33] Шмот 8:18.

[34] Шмот 9:14.

[35] Шмот 13:16.

[36] Ссылаясь на великого мудреца рава Шмуэля бен Хофни, Рамбан (Шмот 8:6) говорит, что несмотря на то, что не только весь Египет, но и сам фараон очень страдал от нашествия жаб, все же он просил избавить от них не тотчас же, а только назавтра, так как подозревал, что жаб на Египет навела система небесных светил, а Моше просто знал о том, что им пришло время уйти. Поэтому, по мнению фараона, Моше и сказал: «Предложи мне невыполнимое», — он думал, что фараон ухватится за возможность избавиться от жаб при первой же возможности уже сегодня. Но фараон отложил срок избавления до завтра. Здесь мы ясно видим, что фараон был готов еще сутки терпеть горькие и тяжкие страдания только для того, чтобы полностью понять происходящее, подтвердить свои ложные убеждения и доискаться до сути происходящего. (Примечание записавшего, с разрешения учителя, благословенной памяти).


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»