Из цикла «Даат тфила», темы: Вавилонская башня, Речь, Дарование Торы, Еврейская молитва, Десять речений, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Адам
Первому человеку, созданию рук Всевышнего, венцу творения, дан был дар речи высочайшего уровня. «И вдохнул в его ноздри душу жизни, и стал человек душою живою» — «духом говорящим».
Постижение первого человека простиралось от одного конца мира до другого и охватывало все создания. Своей речью он дал им имена. Как мы уже объясняли в начале книги, называние имен Адамом означает восприятие формы, смысла и содержания всех созданий в их духовном корне и их функции в мироздании. И раскрытие Всевышнего в Его управлении миром он назвал в своей речи именем «Г-сподь». Первый человек постиг слово Б-га в максимально возможной степени. Другими словами: знание Его путей и управлений, следование им и бытность для них колесницей. Таким же образом он установил все мироздание во всех его деталях и созданиях для их цели: быть колесницей для раскрытия царства Творца.
Объясним подробнее: цель творения есть раскрытие славы Небес: «Все, что сотворил Всевышний в Своем мире — сотворил для Своей славы, как сказано (Йешаяу 43:7): “Все названное Моим именем и для Моей славы Я сотворил, создал и также сделал”. Здесь упомянуты все части мироздания вместе, и объяснена их цель — “для Своей славы Я сотворил его”. Раскрытие славы происходит посредством человека (это будет подробно объясняться в размышлении “Молитва и Царство”). Именно человек понимает смысл всех вещей в мире. Восприятие смысла происходит в его сознании. Но раскрытие этого внутреннего смысла мироздания, возможность его выражения, проявляется через дар речи».
И так посредством Торы человек понимает вещи (дварим) — речи (дибурим) мира. Речь раскрывает духовную глубину, корни вещей, посредством материального орудия.
Если мы хотим определить ступень и деяния Адама, мы скажем, что он «говорил с миром» — вел все мироздание к его цели. В этом было его совершенство и исправление и исправление всего мира, если бы Адам не согрешил. А после греха — «возложил Всевышний Свою руку на него и уменьшил его», и теперь он не может «говорить с мирозданием» — управлять им всем посредством своего постижения. Форма «говорящего» должна усовершенствоваться через отделение души от тела и ее возвращения в него исправленным образом.
Выше объяснялось, что бытие жизни человека находится в части души, называемой руах (дух). Смерть, разрывающая связь души и тела, также происходит именно здесь. Это очевидно: смерть — это уход формы «говорящего» из этого мира. То же самое относится и к исправлению, которое произойдет в воскрешении мертвых. Обновление мироздания в его усовершенстванном виде осуществится через объединение высших и нижних миров в исправленной форме человека.
Еще одна деградация в духовном уровне человека, «говорящего», произошла в поколении Вавилонской башни, когда человечество разделилось на разные языки. Здесь ущерб был нанесен явно и конкретно языку и речи. Большинство человечества потеряли истинную речь — Святой язык. Язык, буквами которого сотворены небо и земля («Словом Г-спода были сделаны небеса»), — это язык, выражающий корень, содержание и цель мироздания.
Этот ущерб запечатал их человеческую форму. Как объясняет Рамхаль (Путь Творца, ч. 2 гл. 4), до поколения Вавилонской башни Творец дал людям время постараться и подняться от нижней ступени — уровня человека после греха — и поместить себя на высшую ступень. Этот период Рамхаль называет «периодом корней», поскольку именно тогда были установлены корни диверсификации человеческого рода. А в поколении Вавилонской башни оказалось, что, «согласно Высшему Суду, все они достойны оставаться на нижней ступени человечества, на которую опустились Первый человек и его потомство из-за греха, но отнюдь не на более высокой [ступени]. Один только Авраам был избран в своих деяниях, возвысился и удостоился стать отмеченным и драгоценным Древом, соответствующим высшей ступени человечества, и было дано ему произвести “ответвления” в соответствии со своей природой». В мироздании остался один «говорящий»: народ Израиля, потомство Авраама . См. в размышлении «Молитвы установлены в соответствии с постоянными жертвоприношениями», гл. 9, по поводу избранности Израиля: «Господин поставил в зависимость от их действий исправление всего мироздания… А действия народов ничего не прибавляют и не убавляют в реальности творения». Только сыны Израиля, семя Авраама, «говорят» с мирозданием (управляют им).
От поколения Разделения и далее начался «период ветвей». Ветви Авраама включают в себя шестьсот тысяч вышедших из Египта, из которых произошел израильский народ.
Это, однако, было лишь началом процесса исправления речи, но тот еще не был завершен. В конечной точке данного процесса всему человечеству была дана возможность исправить свою форму и подняться на высший уровень: «Святой, благословен Он, содеял великое благо всем народам тем, что задержал суд над ними до времени дарования Торы и обошел с Торой всех, дабы приняли ее. И если бы они приняли ее тогда, за ними еще сохранялась бы возможность подняться с низменной ступени. Но поскольку они не захотели (ее принять), суд над ними свершился тогда до конца, и врата закрылись перед ними на засов, который невозможно открыть. И только одно осталось каждому человеку из этих “ветвей”: самому перейти в еврейство и по своему выбору присоединиться к древу нашего отца Авраама» (Путь Творца, там же).
Принявший же Тору народ Израиля удостоился быть исправленным и получил силу «говорить» со всем мирозданием: управлять духовными мирами. Тем самым «говорящий» пришел к совершенству, и речь была исправлена. Этой вершины сыны Израиля достигли в тот момент, когда удостоились получить с небес идеальную речь мироздания — Десятисловие.
Объясняется это следующим образом. Мир создан Десятью Речениями. Двадцать шесть поколений прошли от сотворения мира до того, как мир усовершенствовался и пришел к раскрытию Десятисловия. В честь этих 26 поколений мы говорим 26 раз «Благодарите Г-спода, ибо вечна милость Его», ибо эти поколения «Всевышний сотворил и не дал им Тору, и питал их своей милостью» (Псахим 118).
Десять речений, которыми был создан мир, на Святом языке называются маамарот. А маамар означает мягкое высказывание. «Так скажи дому Яакова» (Шмот 19:3), — «женщинам», с которыми нужно говорить мягко. Дело вот в чем: Десять речений сотворения мира не обязывали людей соблюдать заповеди Торы. Это управление Милости двадцати шести поколений, когда Всевышний управлял созданиями мягко. Но поскольку цель человека — получать пропитание по закону Торы, а не как милостыню, получать награду, а не «хлеб стыда», то это недостойно для человека и для всего мироздания быть ведомыми управлением Десяти речений творения мира. И так все мироздание висело на волоске и ожидало исправления до дня шестого Сивана, когда земля трепетала (вдруг Израиль не примет Тору и тогда она вернется в безвидное состояние), а потом успокоилась (когда Израиль принял Тору).
И тогда началось в мире управление Речи. Речь (дибур) — строгое высказывание. С этого момента Всевышний питает мир в зависимости от исполнения Торы и заповедей. «И будет, если послушаете Мои заповеди, которые Я заповедаю вам сегодня… будете есть и насыщаться».
Это один аспект данной темы, но в ней заключена еще одна глубокая концепция.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»