Из цикла «Даат тфила», темы: Еврейская молитва, Благословения, Связь с Творцом, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Имя Творца, Качества Творца
Принимая во внимание все, о чем мы говорили до сих пор, постараемся разобрать канонический текст благословения, установленный мужами Великого Собрания.
В тексте благословения мы сначала обращаемся к Всевышнему во втором лице (Ты), напрямую: «Благословен Ты, Г-сподь, Царь мира». А затем — в третьем, отвлеченном лице (Он): «освятивший нас Своими заповедями…» или «создавший плод дерева» и т.п.
«Ты спросил еще, почему благословение сформулировано наполовину во втором лице, а наполовину — в третьем» — этот вопрос тоже был задан раби Шломо бен Адерету, и он, как обычно, в своем ответе объясняет простой смысл, но намекает на глубины: «Ответ. Знай, что у обладателей Мудрости есть в этом возвышенная тайна. Но мы не занимаемся скрытыми знаниями. Однако есть и открытый смысл в том, что установили формулу молитвы так, во втором и третьем лице. Ты уже знаешь, что есть два основания, на которых все построено. Первое — знать, что существование Б-га обязательно и нет в этом никакого сомнения, и уже было представлено подробное доказательство этого. Второе — что истинная сущность Б-га непостижима ни для кого, кроме Него Самого. Его существование открыто всем, а Его истинная сущность скрыта от всех. Чтобы установить эти два принципа в нашем сознании, установили формулу молитвы во втором и третьем лице. “Благословен Ты” — я говорю с тем, существование которого известно всем, так что я говорю как бы лицом к лицу. Но чтобы не закралась ложная мысль, что Его существование подобно существованию других реалий, и есть какое-то соотношение между Его реальностью и их реальностью, установили в продолжение благословения — “который освятил нас…” Чтобы установить в нашем сознании, что хотя Его существование очевидно и известно, Его сущность скрыта, и говорить о ней можно только в третьем лице» (Респонсы Рашба).
На тот же вопрос, хотя и на другом уровне, отвечает и Нефеш аХаим. «…И потому установили мужи Великого Собрания формулу всех благословений на заповеди во втором и в третьем лице. Начало благословения, “Благословен Ты, Г-сподь” — во втором лице, обращение напрямую. А заканчивают благословение — “освятивший нас Своими заповедями и приказавший нам…” — в третьем лице, как будто мы говорим о ком-то другом. Ибо со стороны присоединения Всевышнего по Своей воле к мирам есть у нас немного какого-то постижения. Мы обращаемся напрямую: “Благословен Ты”. Ведь именно мирам необходимо добавление и приумножение благословения от сущности Творца, присоединяющегося к ним… А Тот, кто заповедал нам и освящает нас — это Бесконечный в Своей сути, скрытый из всех скрытых, и потому установили в третьем лице — “который освятил нас и заповедал нам …”.»
«Всякое благословение, в котором нет упоминания Имени, не есть благословение» (Брахот 40).
«Мы обращаемся напрямую: Благословен Ты, Г-сподь». Но здесь есть еще один принцип. Само упоминание Имени является благословением, как сказано: «Во всяком месте, где Я упомяну Свое Имя, приду к тебе и благословлю тебя» (Шмот 20). «Упоминание Имени для заповеди приводит благословение и богатство».
Мы получили такое определение данного вопроса из уст мудрецов Каббалы: «Б-г пожелал называться по Имени, чтобы Его творения могли встрепенуться и воззвать к Нему, упоминать Его и приближаться к Нему.
Для Своей Славы Он отделил особое Имя, о котором сказал (Шмот 3:15): “Это — Мое Имя навсегда”. Это — Славнейшее из Имен, которым Он называет Сам Себя, в связи с тем, что захотел зваться по имени. Но соответственно всем деталям Его воздействий, Он возжелал называться разными именами.
Творец постановил, что при упоминании творениями Его Имени, от Него к ним протянутся сияние и воздействие, как сказано (там же 20:24): “Во всяком месте, где Я упомяну Свое Имя, приду к тебе и благословлю тебя”. А Имени, которое упомянут и которым Его назовут, будет соответствовать и воздействие, влекомое этим упоминанием. То есть, причиненное воздействие будет того вида, к которому было отнесено Творцом данное Имя.
И в продолжение воздействия неизбежно возникнет установленное ему порождение, и этот процесс распространится по всей последовательности от начала и до конца» (Путь Творца ч.3, 2:5).
Храм — это то место, где благословляют Собственным Именем, как сказано в Гемаре: «Толковали учителя: “Так благословляйте” (благословением коэнов). Может быть, собственным Именем? Или же речь идет о других именах и названиях? Говорит писание: “…и поместите Мое Имя” — Имя, обособленное для Мне. Может быть, также и вне Храма (благословлять им)? Говорит Писание: “…и поместите Мое Имя”, а далее говорится: “(в месте, которое Я избрал) поместить Свое имя”. Как там речь о Храме, так и тут — о Храме» (Сота 38). Храм — это источник благословения в мире. «Во всяком месте, где Я приду к тебе и благословлю тебя, там упомяну Свое Имя. А где Я приду к тебе и благословлю тебя? В Храме» (Сота 38). И как сказано далее (там же 48) в мишне: «Рабан Шимон бен Гамлиэль говорит: свидетельствовал раби Йеошуа: С того дня, как был разрушен святой Храм, нет дня, в котором не было бы проклятия, и роса не спускается для благословения, а плоды лишились своего вкуса…»
Объясняется это, в рамках нашего понимания, таким образом: выше в главе 2 было сказано, что в именах Всевышнего заложена воля Всевышнего относительно мироздания и сотворенных объектов. А воля Всевышнего — это желание воздать абсолютное благо. Раскрывая имена Всевышнего, которые являются корнем Его управлений в мире, человеку способен постичь волю Творца и тем самым усовершенствоваться в Его путях и прилепиться к Нему, и этим удостоиться абсолютного блага. Из этого следует, что когда человек упоминает святые имена в святости и чистоте, зная, что он произносит и выполняя заповедь Всевышнего, он привлекает желание Творца послать благо и благословение всему мирозданию. «Ибо он возлюбил Меня, и Я избавлю его, укреплю его, ибо он узнал Имя Мое. Он воззовет ко Мне, и Я отвечу ему. С ним Я в бедствии, спасу его и прославлю его» (Псалмы 91).
Храм — это место, где произносят Собственное Имя. Имя, которое «является источником всех имен, ибо все они происходят от него» — это место благословения для всего мироздания.
«Благословение без (упоминания) царства — не благословение» (Брахот 40). Нефеш аХаим объясняет, что вся возможность места для нашего служения, молитвы и благословений — находится в качестве Малхут (Царство). «Если бы Всевышний не показал нам, что желает соединиться с мирами и воцариться над созданиями в соответствии с их деяниями, у нас не было бы вообще права молиться Его сущности, чтобы Он соединился с мирами и надзирал над созданиями. Поэтому мы говорим вначале: “Ты, Г-сподь, Царь мира”. Объяснение: поскольку Ты пожелал осуществить миры и присоединиться к ним, воцариться над ними, потому мы просим, чтобы благословился источник этого желания воцариться так над мирами» (ч.2 гл.4).
К Малхуту, Царству, относится также и обеспечение пропитания тем, кто воцаряет. Так происходит и в «земном царстве»: «Цари Израиля и его главы называются кормильцами, поскольку они дают пропитание своему поколению… Кормилец поколения передает имеющееся у него изобилие всему поколению…» (р. Цадок аКоэн). Корень данного явления — уподобление раскрытию царства Всевышнего, «Небесного царства», суть которого — соединение с мирами, чтобы ниспослать им изобилие благодати и благословения. Передача благословения есть часть сущности качества Царства — «всякое благословение, в котором не упомянуто царство — не есть благословение».
Этот вопрос еще будет подробно обсуждаться в размышлении «молитва и царство».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»