Из цикла «Даат тфила», темы: Еврейская молитва, Благословение, Связь с Творцом, Самосовершенствование, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
Написано в Зоаре: «Пей воду из своей цистерны и текущую из твоего источника» (Притчи 5:15). Ибо душа наверху подобна цистерне, которая не бьет ключом, а лишь наполняется от других; сама же по себе она пуста. А когда она спускается в этот нижний мир и достигает того, что она должна достичь по постановлению Высшей мудрости, она становится подобной источнику, который бьет ключом и источает воду из себя. Тогда не будет получаемое ею «хлебом стыда» (стыда из-за получения даром от других). Дело в том, что тот, у кого нет ничего от себя, подобен мертвому. Вода источника называется «живой водой», поскольку он бьет сам по себе, в отличие от воды из цистерны. Таким образом, все время, пока душа находится в своем источнике, она подобна цистерне и нет у нее жизненности. Ибо сама по себе она пуста — у нее есть лишь то, что дают ей извне. Но когда она спускается сюда и начинает бить ключом, она становится подобной источнику, и есть у нее жизненность. И об этом сказано: «…и вдохнул в него душу жизни». Основная цель сотворения человека на земле — чтобы его душа стала подобна источнику и стала называться «душой жизни». Для этого и существуют заповеди, «которые человек выполнит — и будет жить ими» (Из предисловия к книге Шав Шматета).
Совершенство человека, цель прихода души в нижний мир — стать родником, источником живой воды, источником благословения. Родником, из которого ключем бьет Тора, открытия в ней, обновление в служении и исполнении заповедей, источник благословения для всего мироздания. Человек, созданный по образу Б-га, благословляет всю Вселенную, зависимую (по воле Творца) от его деяний во всех их подробностях.
Он связан с его страстным стремлением к высшим мирам, желанию приблизиться и приобщиться к Творцу, получить от Него благодать во всем.
«Колодец Мирьям, из которого евреи пили в пустыне, существовал, поскольку они стремились к своей причине. И это стремление есть стремление нижних к высшим, подобно стремлению самки к самцу. И поэтому им дан был колодец. Ведь колодец бьет ключом и понимается снизу вверх, как написано: “Поднимайся, колодец, отвечайте ему”. Ибо колодец — это движение вверх нижних подземных вод… И потому женщина уподоблена в Писании колодцу, как написано (Притчи 5:15): “Пей… текущую из твоего колодца”. Это потому, что женщина и колодец уподобляются и соотносятся друг с другом» (Маараль).
Праведник держится и за небо, и за землю. Он подобен лестнице, стоящей на земле, а головой достигающей неба. Своим страстным стремлением он соединяет эти две системы и приносит благословение. «Чудо, которое часто случалось, когда праведник подходил к воде: она поднималась ему навстречу. Такое происходило с Авраамом, с Моше и с Яаковом, к которому поднимались воды Нила. Ибо к ногам праведника поднимается благословение, и поэтому сразу же, когда он приходит туда, источник колодца благословляется, и соответственно поднимается вода…» (Маараль, Гур Арье).
После всего, что мы выяснили до сих пор, мы понимаем слова утешения, сказанные нижним водам, так же, как понимаем цель спуска души от своего священного источника в этот мир — место зла и нечистоты. Это спуск ради подъема. Только через этот спуск есть у них, у нижних вод, возможность стать источником. Такова цель сотворения несовершенства в мироздании: чтобы человек восполнил недостаток и стал источником совершенства мироздания.
Попробуем исследовать корень данной концепции: совершенство человека в том, чтобы стать источником благословения, «родником».
«Но постановила Его мудрость, что для того, чтобы это благо стало совершенным, следует, чтобы наслаждающийся им был владельцем этого блага; то есть — тем, кто сам приобретает это благо, а не тем, кому это благо сопутствует случайным образом.
И пойми, что это называется некоторым уподоблением, по мере возможного, совершенству Всевышнего. Ибо Всевышний совершенен Сам по себе и не по воле случая, но со стороны истинности Его сущности обязательны в Нем совершенство и отсутствие недостатков.
Конечно, не может быть в ком-либо другом, кроме Б-га, чтобы истинность его сущности сама по себе обязывала бы в нем совершенство и отсутствие недостатков. Но, чтобы какое-то творение хоть немного уподобилось этому, оно должно, по крайней мере, само приобретать совершенство, не обязательное со стороны его сущности, и само устранять в себе недостатки, которые были бы в нем возможны. Поэтому Творец создал аспекты совершенства и недостатка и сотворил создание, в котором была бы одинаковая возможность обоих. Всевышний дал этому созданию средства, с помощью которых оно приобретет себе совершенство и устранит недостатки. И тогда можно будет сказать, что это создание уподобилось, насколько это для него возможно, своему Творцу, и оно будет достойно приобщиться к Нему и наслаждаться Его благом» (Путь Творца 1:2).
В этом — фундамент вопроса. Целью Творения является воздаяние блага. А максимальное благо — это причастность к Творцу («наслаждаться Б-гом и получать блаженство от сияния Его присутствия»). А причастность может быть только между подобными. Очевидно, что сотворенное существо не может быть совершенным так, как совершенен Творец. Но уподобиться Творцу, насколько это возможно, человек обязан, чтобы смочь прилепиться к Нему.
Но ведь Всевышний есть Жизнь миров, источник жизни и благословения. Человек тоже должен стать живым источником и корнем благословения, чтобы уподобиться Ему.
Мы удостоились объяснить, почему цель человека — благословение. Он становится совершенным, если он подобен водоему, наполняюшемуся из собственного источника. Водоем, бассейн на Святом языке — бреха, однокоренное со словом браха — благословение. Как писал рабейну Бехае: «Когда мы благословляем Всевышнего, есть в этом добавление духа святости, и наше благословение есть причина того, чтобы все создания были Им благословлены… Слово браха означает добавление и приумножение, и оно связано со словом бреха (водоем), наполняющийся из источника…»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»