Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Эпитеты Творца

Благословения: они являются сущностной и главной основой молитвы: Восемнадцать благословений, утренние благословения, благословения до и после Псукей деЗимра, благословения до и после Шма.

Эпитеты (неличные имена Всевышнего, например, Великий, Могучий, Грозный…) используются, в основном, в славословиях до и после молитвы. Ведь форма молитвы требует славословия перед просьбой. «Толковал раби Симлай: Пусть человек всегда сначала произнесет славословия Всевышнему, а после этого — помолится». От кого мы это учим? От Моше, как написано: «И умолял я Г-спода в то время, говоря…», и написано: «Владыка Г-споди! Ты начал показывать рабу Своему величие Свое и крепкую руку Свою; да кто же тот Б-г на небе и на земле, который сделал бы подобное деяниям Твоим и подвигам Твоим?!» А уже после этого написано: «Позволь перейду я и посмотрю на эту добрую землю» (Брахот 32).

И Имена: они — основа и корень молитвы: «Твоим Именем вознесу я руки свои» — «это молитва» (Брахот 16). Молитва — это взывание к Имени Всевышнего. И так переводит Ункелус во всяком месте: «И воззвал Именем Г-спода» — «И молился Именем Г-спода» (Берешит 13:4 и др.)

Мы уже объяснили, что акт молитвы есть предстояние обладающего недостатком молящегося перед Творцом. Сама молитва есть просьба об удовлетворении потребностей. Цель акта молитвы: приближение, причастность и присоединение молящегося и всего мироздания к Творцу. Действие молитвы: привлечение жизненности и изобилия из источника благословений в этот мир, который обладает недостатком вследствие того, что находится под властью времени и природы. Каждый, кто поразмыслит над этими концепциями, может самостоятельно осознать глубокую сущностную связь между благословением, именами, эпитетами и молитвой.

Вместе с тем, мы не преминем еще раз указать на связи между благословением, именами, эпитетами и молитвой и повторим данную тему ради новых открытий, которые сделаем в процессе изучения.

Имена, эпитеты — и молитва

«Основа нашей святой веры в том, что наше сердце во всех благословениях, молитвах и просьбах должно быть направлено только к Единому, Одному Господину, Бесконечному, благословен Он. Но мы не обращаемся исключительно к Его сущности в абстрактном и полностью отделенном от миров смысле, как это было до акта Творения. Ведь если так, то как мы можем описывать Его во всех наших благословениях и молитвах каким бы то ни было именем или эпитетом?! И еще: если бы Всевышний не показал нам, что желает соединиться с мирами и воцариться над созданиями в соответствии с их деяниями, у нас вообще не было бы права молиться Его сущности, чтобы Он соединился с мирами и надзирал над созданиями. Поэтому мы говорим вначале: “Ты, Г-сподь, Царь мира”. Объяснение: поскольку Ты пожелал осуществить миры и присоединиться к ним, воцариться над ними, потому мы просим, чтобы благословился источник этого желания воцариться над мирами. А относительно Его сущности вне Его связи с мирами, вообще нет места для Торы и заповедей» (Нефеш аХаим ч.2 гл.4).

Таким образом выясняется, что без раскрытия Имен и описаний Всевышнего, не было бы вообще возможности для служения и молитвы. И только после того, как Его воля была раскрыта в Его Именах и путях, постижимых для человека, появилась и возможность обращаться к Нему и взывать к Его Имени. В раскрытии Имен заложено страстное желание Творца принять служение и молитву Его сынов.

Первый день сотворения человека, — это день, когда раскрылось желание Творца, чтобы человек постиг Его раскрытие, раскрытие Его Имен и путей. Как написано в мидраше: «Сказал ему (Адаму) Всевышний: “А мое Имя каково?” Сказал ему: Г-сподь, потому что Ты — господин всех созданий. Об этом и сказано: “Я Г-сподь, это Мое Имя”, которое дал мне Первый человек». В тот же день родилась молитва, как ясно сказано в стихе: «И всякого куста полевого еще не было на земле, и всякая трава полевая еще не выросла, ибо не дал Г-сподь Б-г дождя на землю, и человека нет, чтобы обрабатывать землю» (Берешит 2:5). «А почему не дал дождя? Поскольку нет человека, чтобы обрабатывать землю, и нет никого, кто бы знал о пользе дождя. Когда пришел человек и понял, что дождь нужен миру, помолился о нем, и пошел дождь, и выросли деревья и травы» (Раши).

Восприятие Адамом имени «Г-сподь», его осознание, что желание Всевышнего воцариться над мирозданием и Его стремление, чтобы человек обратился к нему, ощущение близости человека к Творцу, дали возможность Первому человеку обратиться к Творцу и предстать перед Ним как рабу перед господином в молитве. Как объясняет Шаарей Ора: «Первое Имя, близкое всем созданиям, и с ним приходят к Царю Всевышнему, и нет другого пути в мире увидеть лицо Царя Благословенного, как только через это Имя — это имя, называемое Г-сподь (А-донай)… И всякая просьба и мольба проходят только через него. Поэтому мудрецы были вынуждены в начале каждой молитвы установить слова “Г-сподь, открой мои уста…” (Шаарей Ора 1)».

Так же обстоит дело и относительно познания и постижения других святых имен и описаний, как объясняется в предыдущей главе в цитате из книги Рамхаля.

***

Еще об именах, атрибутах и молитве

«Но все мысли нашего сердца во всех благословениях и молитвах должны быть направлены на Сущность Бесконечного со стороны Его соединения по Своей воле с мирами. Ведь именно с этой стороны имеют место все описания и изменяющиеся Имена. [Наши мысли должны быть направлены на то,] чтобы воздействовать и притянуть в них свет и изобилие святости от Сущности Творца в соответствии с побуждением, приходящим к ним от человеческих деяний каждого мужа из избранного народа — в сторону милости или суда, справедливости или милосердия, много или мало… Таким же образом и точно в той же мере будет соединение Всевышнего с духовными силами и мирами, чтобы изменить порядок их взаимосвязи для привлечения света от них… в сторону суда и гнева или милости и милосердия. И также меру суда и милости: много или мало…» (Нефеш аХаим ч.2 гл.4).

Упоминание имен и эпитетов Всевышнего — это молитва для привлечения в них света и святости от Сущности Творца. Имя — это корень и суть определенного управления. Эпитет — это название управления, в котором Творец раскрывается в мире. Одно из свойств и последствий упоминания имен и эпитетов в молитве — побудить и повлечь действия данных качеств-управлений.

Высказывание славословий, эпитетов и титулов Всевышнего вне контекста благословений запрещено. Человек не находится на том уровне и в той реальности, чтобы восхвалять Бесконечного, — ведь он ограничен уже тем, что является сотворенным. Только когда восхваление является частью молитвы, оно разрешено. Как объясняется в Гемаре: «Сказал раби Элиэзер: Что означает написанное: “Кто возвестит могущество Господне, провозгласит всю славу Его?” (Псалмы 106:2) Сказал Раба бар Бар Хана, сказал рав Йоханан: Тот, кто рассказывает восхваления Всевышнему больше, чем нужно, выкорчевывается из мира… Толковал раби Йеуда: Что значит написанное: “Безмолвие — Тебе прославление”? Лучшее воскурение — молчание. Когда пришел рав Дими, сказал: Говорили на Западе (в Земле Израиля): слово (стоит) монету, молчание — две» (Мегила 18).

«Но внутри молитвы (восхваление) разрешено, поскольку человек восхваляет Всевышнего только для своей молитвы» (Маараль).

«Восхваляет Всевышнего только для своей молитвы» — другими словами, славословие присоединяется к молитве, является ее частью. Как и объясняется в Нефеш аХаим выше.

В свете вышесказанного проясняются многие непонятные ранее вопросы. Приведем некоторые из них, а остальные мудрый человек сможет понять самостоятельно.

«Великий, могучий и грозный»

«Сказал раби Йеошуа бен Леви: Почему говорится, что (мудрецы) из числа мужей Великого Собрания вернули венец на прежнее место? Пришел Моше и сказал: “Б-г великий, могучий и грозный”. Пришел Йирмеяу и сказал: “Чужие (из других народов) чинят погром в Его Храме; где же Его “грозность”?” И он не назвал (Б-га) “Грозным”. Пришел Даниэль и сказал: “Чужие порабощают сыновей Его; где же Его “могучесть”?” И он не назвал (Б-га) “Могучим”. Пришли мудрецы и сказали: Напротив! В том и есть могущество Его, что Он подавляет Свой гнев и проявляет долготерпение к злодеям! И в том Его “Грозность”: если бы не страх перед Всевышним, как один народ (еврейский) мог бы существовать среди народов? Но как же наши Учителя отменили установление Моше?! Сказал раби Элазар: Из-за того, что знали они истинность Всевышнего, потому не лгали о Нем» (Йома 69)

Три прославления, которые Моше установил произносить, — это три архетипа качеств управления, через которые Творец проявляется в мире. Когда Йирмия и Даниэль не видели раскрытия в реальности определенного вида управления и постигли, что в данное время определенное качество по воле Всевышнего не раскрывается, прекратили упоминать его. Ведь такое упоминание — это не просто прославдение, но просьба пробудить данное качество управления в реальности, а они знали, что Всевышний не желает сейчас проявления данного качества.

Мужи Великого Собрания, постигшие своим духом святости, что имеет место раскрытие этих качеств управления, постановили упоминать их. Но их постановление относилось именно к этим трем прославлениям, которые являются архетипами всех других качеств управления. Как сказано в Гемаре: «Один человек, молясь в присутствии раби Ханины, произнес: “Бог великий, могучий и грозный, величественный и крепкий, внушающий страх и всесильный”. Спросил его [раби Ханина]: “Закончил ли ты все прославления своему Господину? Даже три первых качества, если бы Моше не употребил их в Торе, и если бы не пришли мужи Великого Собрания и не утвердили бы их в молитве, мы не могли бы произносить! А ты добавил всё это!” (Брахот 34)».

«Это Имя Мое навеки»

«И будет Г-сподь Царем на всей земле, в тот день будет Г-сподь один и Имя Его одно». А разве сегодня Он не один? Сказал раби Аха бар Ханина: «Этот мир не как будущий мир. В этом мире на хорошие вести говорят: “Благословен Добрый и Творящий добро”, а на плохие вести говорят: “Благословен Истинный Судья”. В будущем мире на все говорят: “Добрый и творящий Добро”. “И Имя Его одно”: что значит одно? Разве сегодня Его Имя не одно? Сказал рав Нахман бар Ицхак: Этот мир не как будущий мир. В этом мире Имя пишется через Йуд-Эй, а читается как А-доной, а в Грядущем мире и пишется Йуд-Эй, и читается Йуд-Эй» (Псахим 50). Управление, корень которого в Имени Йуд-Эй-Вав (Авайе), управление полного Милосердия, скрыто и таинственно. Б-г сказал Моше: «Это Имя Мое (Йуд-Эй) навеки». Слово «навеки» написано как לעלם и можно прочитать его как «для сокрытия», как сказано в Гемаре: «Это Имя Мое навеки и это Моя память из поколения в поколение». Раби Авина спрашивает: Почему написано «Мое Имя» и «Моя память»? Сказал Всевышний: Не так, как Я пишусь, Я произношусь. Пишусь Йуд-Эй, а произношусь Алеф-Далет (А-доной) (Кидушин 71). В будущем, когда это управление будет явным и раскрытым, Имя Авайе, являющееся корнем данного управления, тоже будет упоминаться открыто. А внутри нашего материального мира только в Храме, в том месте, где происходят постоянные чудеса, и присутствует явное открытие данного управления, —Собственное Имя упоминается явно, но только в свое время и в своем месте. Когда первосвященник в День Искупления упоминал Имя, слушающие сразу же его забывали. Почему? Потому что «Мое Имя — для сокрытия».

«Каждая душа прославит Г-спода»

«Сказал раби Йирмия бен Элазар: С того дня, как был разрушен Храм, достаточно миру пользоваться двумя буквами, как сказано: каждая душа прославит Г-спода» (здесь приведено только Имя из двух букв, Йуд-Эй, в отличие от полного четырехбуквенного Имени). Как сказано: «Ибо рука на престоле Г-спода (здесь тоже имя из двух букв): война у Г-спода с Амалеком из поколения в поколение»: Имя неполно и престол неполон, пока не будет уничтожено потомство Амалека.

Когда Храм разрушен, и торжествует зло, корень Амалека, — нет раскрытия полного Имени в мире. Мир пребывает в запустении и достаточно ему пользоваться Именем из двух букв. Известно, что суть двух последних букв Имени Авайе — раскрытие воли Всевышнего в низших мирах. Как объясняет Маараль: «Следует знать, что двумя буквами сотворены два мира, как написано: כי בי-ה ה' צור עולמים. (буквальный перевод: Ибо в Йуд-Эй (двухбуквенное Имя) Г-сподь создал миры). А эти небо и земля созданы двумя последними буквами Четырехбуквенного Имени… И потому через две последние буквы порождения приходят в мир через благословение. Когда в мире есть Храм, эти порождения были в мире с благословением. Как сказали в трактате Сота: “С того дня, как был разрушен Храм, нет благословения в порождениях, и только сам мир существует. И следует пользоваться только двумя буквами и не более” (Маараль)».


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»