Из цикла «Врата Света», темы: Награда и наказание, Свобода выбора, Стыд, Страх, Чувства и разум, Рав Хаим Бурштейн, Мусар, Богобоязненность, Самосовершенствование, Небесный суд, Рав Ицхак Блазер
2.
Но где найти ключ трепета перед Небесами и страх перед наказанием от Б-га? Такой святой драгоценный камень нельзя найти на улице, на него случайно не наткнется прохожий, его нелегко отыскать. Он таится во внутренних покоях, вокруг него — стена с воротами, замкнутыми на железные замки и медные засовы. Он сокрыт от глаз, и никому неизвестно, где его искать.
Путь обретения трепета перед Небесами и боязни наказания — единственный в своем роде. Трепет перед Всевышним не похож на такие властвующие над миром виды страха, как боязнь человека или природных бедствий. Эти страхи заложены в природе, и когда разум подсказывает, что чего-то следует опасаться, его указания незамедлительно приводят к тому, что людей охватывает паника или они впадают в оцепенение. Чувства начинают действовать незамедлительно, во всех уголках сердца ощущается боязнь, и на лице отражается ужас. Действительно, мы в состоянии превозмочь страх, подчинить его себе и действовать без оглядки, как мы знаем из опыта. Иногда люди оказываются при таких обстоятельствах, что вынуждены сознательно подвергать свою жизнь риску, например, отправляться в опасный путь. Но даже когда человек находит в себе силы совершить эти поступки, он весь охвачен ужасом и не контролирует свой страх, будучи не в силах устранить его из своей души. Ни мудрость, ни ухищрения не помогут забыть о нем и удалить его из сердца.
Но все совершенно иначе с трепетом перед Небесами и страхом перед наказанием от Б-га, которые не заложены в природе человека. Вера, знание и пути разума не внесут этот трепет в глубины души, в потайные уголки сердца, не повлияют на чувства. Об этом тоже свидетельствует наш опыт. Умом человек знает и верит, что Всевышний наблюдает за всеми его поступками и от Него ничто не сокрыто. Люди понимают, что Господь призовет их на суд за все поступки, совершенные ими во все дни дарованной им жизни, и «воздаст каждому согласно его делам и плодам его трудов»[37]. Либо человек отправится во тьму, в долину смерти, где его ожидают бесчисленные и ужасные страдания, либо, если заслужит, удостоится света жизни и близости к Б-гу. Но соответствуют ли вера человека и стезя, идя по которой он исполненяет заповеди по отношению к Творцу и к людям, духу Б-жественного Учения? Если нет, то лишь потому, что трепет перед Небесами, порождаемый верой и разумом, не заложен в природе человека и не воспринимается его чувствами. Поэтому он не испытывает трепета, не содрогается от страха перед судом, не дрожит от боязни перед приговором, его не охватывает ужас перед страшными наказаниями. Его не пугает даже страх смерти, жар ее меча не ввергает его в трепет, ужас перед нею не нисходит на него. Даже в момент совершения греха или преступления его не охватывает дрожь, — он совершает недостойное в безмятежности и спокойствии духа, в ничем не нарушаемом сердечном покое. Так же и при исполнении заповеди человек не испытывает духовного подъема и радости, и вечное наслаждение не затрагивает его сердце. Его душа не преисполняется ликования, он не радуется награде за заповедь, подобно отыскавшему бесценный клад, и не печалится, лишившись ее.
Однако если человек устремится к обретению трепета перед Б-гом, мудрости и Мусара, его труд и усилия встанут на его защиту и он сможет достичь желаемого, и тогда трепет перед Всевышним проникнет в потайные уголки сердца и проявится на его лице, и от страха перед наказанием содрогнутся все основы его тела и все чувства наполнятся трепетом перед Б-гом. И так же он возжелает духовного богатства больше, чем всех бренных соблазнов этого мира, и убоится потерять великую Б-жественную награду. Мудрецы Талмуда сказали в трактате Брахот: «Все в руках Небес, кроме трепета перед Небесами»[38], и обрести его может только сам человек!
Такое понимание поможет нам направить свой дух на пути обретения трепета перед Б-гом, что является сокровенной тайной, непосильной для нашего воображения.
1. В чем суть этой удивительной тайны? Почему трепет перед Б-гом и страх перед наказанием не укореняются в сердцах верующих без всяких трудов и усилий, подобно всем другим формам страха, проявляющимся в мире? Ведь они проникают в сердца сами, против воли. Почему же мощь этого неугасимого пожирающего душу и тело огня, пылающего в бездонных глубинах, меньше силы обычного огня в этом мире, доля которого — лишь одна шестидесятая от духовного огня?
2. Ни от кого не сокрыто, что глаз Б-га наблюдает за всеми людскими путями, и известно также, что в конце жизни, когда им придется предстать перед справедливым Судьей, их ожидают страшные, подобные неизмеримой бездне, наказания, которые может вынести этот суд. И все же это никак не влияет на чувства людей; они по-прежнему не ощущают в своих сердцах трепет перед Небесами и страх перед наказанием. Но если это так, что смогут изменить прилагаемые усилия? Совсем другого свойства страх перед природными явлениями, происходящими в материальном мире. Как только разум осознает, что чего-то следует опасаться, тут же незамедлительно и неизбежно пробуждается страх. Но если разум не ввергнет человека в страх и ужас, то никакие труды и ухищрения не помогут, люди все равно не станут бояться! А если так, то откуда возникает трепет перед Всевышним? Как вообще возможно к нему прийти, даже приложив множество усилий?
Самое же удивительное — в следующем. У разных людей природный страх пробуждается различными и подчас противоположными причинами, зависящими от особенностей их естества. Некоторые от рождения боязливы и мягки сердцем, их пугает даже шелест падающего листа. Любые опасности, случающиеся крайне редко, приводят их в дрожь и лишают покоя. Другие же по своей природе тверды сердцем и крепки духом, их не пугает и рычание льва. Страх охватывает их только перед лицом реальной угрозы. Кроме того, боязливость зависит от разума человека и от его способностей: «Мудрец — его глаза в голове…»[39], и он старается избежать опасности, завидев ее издалека. Мудрый заранее предвидит происходящее и изыскивает спасение от расставленных перед ним сетей. А «глупец во тьме идет…»[40], его глаза слепы, а сердце не способно понимать, поэтому он не боится и не осознает опасности, пока не увидит ловушку непосредственно перед собой.
А раз так, здравый смысл настаивает, что и трепет перед Небесами, и страх перед Б-жественным наказанием должны быть подобны боязни материального мира и зависеть от склонностей и врожденных качеств человека и его способности к постижению мудрости. И хотя по своей сути трепет перед Небесами чрезвычайно хрупок и несравним с привычными страхами перед естественными несчастьями, все же можно заметить различие в трепете у разных людей в зависимости от их особенностей: мудр человек или глуп, труслив или смел. Но, к нашему изумлению, мы на собственном опыте убеждаемся, что трепет перед Небесами совершенно отличен от естественных форм страха. Этот трепет не зависит ни от природы и свойств человека, ни от его проницательности и мудрости. Поэтому в трепете перед Небесами у мудреца нет преимущества перед глупцом, а у труса — перед храбрецом. Все они единодушно утверждают: «Мир, мир, и нет страха…»
Суть этой сокровенной тайны, по моему мнению, состоит в том, что в трепете перед Небесами дух человека вознесен над его разумом, он выше всех возможностей постижения. Его можно ощутить только с помощью Всевышнего, как мы это еще разъясним. Рамбам в «Законах Раскаяния» пишет, что свобода выбора, данная человеку, является важнейшим принципом и основой соблюдения Торы и заповедей. Все служение основано на том, что ничто не принуждает и не довлеет над человеком, никто не навязывает ему решения: он сам, по собственной воле, встает на путь, который избирает. И вот что об этом говорит Рамбам: «Если бы Всевышний изначально определял, быть человеку праведником или злодеем, если бы нечто влекло его за собой с самого рождения, то не оставалось бы места для Торы. Как по суду можно было бы взыскать со злодея, какой приговор ему вынести и какую награду дать праведнику?»[41]
На первый взгляд кажется очень неожиданным, что Всевышний наложил наказание на нарушающих Его заповеди и уготовил страдания грешникам. Понятно, что человек, который на протяжении своей жизни не следовал воле Б-га, — виновен. Но почему в таком случае возможна награда за исполнение заповедей? Ведь, в конечном итоге, к этому человек принужден своим страхом перед наказанием, который и заставляет его следовать по пути добра! Какой смысл в свободе, дарованной людям при рождении, если в конечном результате к соблюдению Торы их приводит страх перед наказанием? Что может склонить человека к праведности больше, чем бездонная огненная пропасть под его ногами, стремящаяся его поглотить? В чем же заключается свобода выбора, и как возможна награда избравшим добро?
Однако наш опыт позволит с легкостью раскрыть эту тайну. Ведь трепет перед Небесами не заложен в сердца людей, он вообще не связан с естеством. Человеку не свойственен страх перед наказаниями — разверзающаяся под его ногами преисподняя оставляет его равнодушным, день суда и приговора не страшит его, долина плача не приводит его в смятение. И если человек приложит силы для обретения трепета перед Небесами, и это заставит его следовать путем праведников, то трепет — его удел, результат его трудов, а потому награда за добрые дела положена ему по праву и по закону.
И мы сразу же раскрываем и другую сокровенную тайну о путях трепета перед Б-гом и страха перед наказанием, который не заложен природой в сердца людей в противовес всем формам страха перед бедствиями, случающимися в этом мире. Человеку совершенно чужд этот трепет — он далек от его души. Но если так, откуда же может появиться трепет в душе того, кто приложил силы для его обретения? Как его обрести, если он полностью сокрыт от наших глаз, как уже говорилось? Ответ в том, что все пути трепета на самом деле слишком непостижимы, чтобы их смог узреть разум человека. Его можно получить только в дар от Б-га, и все происходит только по воле Творца.
Известно, что цель сотворения человека в этом мире — в даровании ему блага в конце пути и одарении его вечной жизнью и наслаждением сияния Б-жественной Шехины, когда в Грядущем мире он предстанет для получения награды за свое служение и исполнение заповедей Торы, как об этом повествуется в книге Месилат Йешарим[42]. Для достижения этой цели Творец даровал людям свободу выбора: их поступки определяются знанием и волей, без внешнего принуждения и склонения к одной из сторон, к добру или ко злу, дабы они избрали добро и удостоились награды.
Б-г повелел и установил закон воздать человеку согласно его путям и результатам его трудов: наградить праведников и сурово наказать злодеев в соответствии с их нечестивостью. Поэтому, если бы трепет перед Всевышним и страх перед Его наказанием был естественным образом заложен в сердца людей, то он заставил бы каждого поступать верно и праведно, чтобы его не коснулся Б-жественный гнев и не настиг ужасающий приговор. Это нарушило бы свободу выбора, и соответственно уменьшилась бы награда, даруемая людям. Но Всевышний, источник всего добра и милосердия, пожелал, чтобы свобода выбора ничем не была ограничена, дабы приумножить награду Своим творениям.
Это свидетельствует о невероятной мудрости сотворения человека — в нем сочетаются противоположности: материальное и духовное, все составляющие его тела и многочисленные силы души. Мудростью и чудом Творения является то, что среди множества способностей человека, собранных воедино, Всевышний вложил в него также страх и ощущение опасности. Однако мудрость Творца установила страху границы, устранив из природы человека боязнь и трепет перед Б-жественным наказанием как тела, так и души, а также лишив его всех остальных форм страха, которые могли бы принудить его служить Б-гу: страх смерти и подобное этому. И все это — для сохранения свободы выбора.
Таким образом, устранение из природы человека трепета перед Всевышним и страха перед наказанием — это чисто духовное явление, сущность которого не подвластна человеческому разуму, ведь оно — результат высшей мудрости и Б-жественного всемогущества. А раз так, никакая мудрость, замыслы и средства не должны были бы помочь людям наполнить свои души трепетом перед Небесами. Человек должен был бы оставаться опустошенным, его сердце не должно было воспринимать трепет перед благословенным Творцом!
Однако боязнь греха необходима людям, поскольку «Трепет перед Б-гом — начало знания…»[43] Богобоязненность предшествует мудрости, ибо именно из нее люди черпают силы, необходимые для тяжелой борьбы с дурным побуждением. Страх перед наказанием и трепет перед Небесами — это ключ от внешних ворот, ведущих к Б-гу, за которыми открывается возможность соблюдения и исполнения всех заповедей Торы. Наш святой учитель рав Хаим Виталь, благословенной памяти, писал, что путь к очищению и приближению к Всевышнему необходимо начинать с трепета перед Б-гом и обретения страха перед наказанием.
Высшая мудрость сделала трепет перед Всевышним подвластным человеку, предоставив ему свободу выбора, позволив решать по его суждению и определять по собственному желанию — трепетать ли ему перед Всевышним и бояться ли Его наказания. В Своей мудрости и всемогуществе Всевышний исключил из природы человека трепет перед Небесами и страх наказания, но распахнул перед людьми врата надежды, даровав им способность открыть свои души для трепета перед Б-гом, если они устремятся к его обретению. Поэтому люди обладают свободой выбора: если они захотят жить, бессильно опустив руки, и дремать в бездействии, то будут соответствовать своей природе и останутся полностью лишенными трепета перед Б-гом. Они будут блуждать во тьме, и им не откроется путь Торы и заповедей. Но если они устремятся к трепету перед Б-гом, мудрости и Мусару и приложат силы для обретения этого клада, то найдут его. Трепет перед Б-гом и Его Закон будут постоянно перед их взором, они укроются в «сени Его крыльев» и смогут исполнить все заповеди Торы.
В любом случае, отсутствие трепета перед Б-гом в природе человека и дарование ему возможности прийти к нему своими силами исходит не из требования мудрости. Это объясняется исключительно духовными причинами, «от руки Б-га было это…» — все определено Его волей. То, что трепет перед Небесами отдан во власть свободы выбора, и человек сам решает, трепетать ему перед Б-гом или нет, — выше постижения разума, но «разве есть что-то невозможное для Всевышнего?»[44]
И поскольку трепет перед Небесами передан во власть свободного выбора людей, их вознаграждение увеличится и умножится в двух отношениях.
1. В награде за стремление к трепету перед Небесами. Трепет не заложен в природе человека, и необходимо приложить много сил для его обретения, но поскольку этот труд тяжел и нескончаем, то столь же безгранична и даруемая за него награда.
2. В награде за совершение выбора. Хотя исполнение заповедей Торы является следствием одного лишь трепета перед Б-гом, все же трепет — это результат выбора человека, полностью свободного, сделанного им по собственному решению и воле, поскольку ничто не принуждает душу к обретению трепета. И теперь все заповеди Торы, которые человек исполнит вследствие своего трепета перед Б-гом, — результат его свободного выбора, как мы уже разъяснили. Поэтому награда, дарованная людям, и результаты их деяний принадлежат им по Закону и справедливости.
И вот что я обнаружил в книге Ховот Алевавот: «Задумайся о способности ощущать стыд, которой наделен человек: сколь велика ее ценность и безгранична польза… Однако вызывает большое удивление, что в природе человека заложен стыд перед людьми, но не перед Творцом, Который постоянно наблюдает за ним. Всевышний так сотворил мироздание, чтобы человек не был принужден к служению, и тем самым не уменьшилась бы его награда. Однако мы обязаны ощущать стыд перед Творцом, к чему нас должно привести наше мышление и знание о том, что Он видит все явное и сокрытое»[45].
Мы должны понять, что трепет перед возвышенностью Б-га и стыд перед Ним необходимы душе человека так же, как смущение перед людьми. Однако Творец в Своей мудрости лишил людей способности ощущать стыд перед Ним, чтобы они не оказались принужденными к служению и не уменьшилась бы их награда. Но ведь страх перед наказанием от Б-га должен намного ощутимее восприниматься чувствами человека. Ему должно быть свойственно трепетать и бояться Б-жественного наказания больше, чем он по своей природе опасается любого несчастья. Однако Всевышний в Своей мудрости лишил природу человека трепета и страха перед Б-жественным наказанием, чтобы ничто не принуждало его к служению и его выбор не стал менее свободным, и соответственно не уменьшилась бы его награда.
Наши рассуждения приводят нас к важным выводам о сути трепета перед возвышенностью Создателя. Человек в силах подняться на этот уровень, прийти к трепету перед вознесенностью Творца и ощутить стыд перед Ним, однако путь к этому не лежит через разум. И хотя праведный автор книги Ховот Алевавот писал, что мы должны обрести стыд перед Всевышним через постижение того, что Он взирает на все наши явные и тайные поступки, и ни от кого не сокрыто, что вся земля полна Его славы и ничто не укроется от Его взгляда, все же человек совершенно лишен ощущения стыда перед Б-гом! Чем же может помочь размышление об этом и более глубокое постижение? Тем более, что сам праведный автор Ховот Алевавот отметил, что Всевышний в Своей мудрости устранил из души человека природную склонность к стыду перед Ним, — какой же силой можно внести этот стыд в свою душу? Поэтому нам кажется, что в действительности стыд, как и трепет — духовное явление. Творец не только освободил душу человека от естественного ощущения стыда перед Ним, но и даровал ему силу, с помощью которой тот может достичь трепета перед возвышенностью Б-га, если только у него возникнет воля и желание к этому стремиться.
[37] Ирмеягу 17:10.
[38] Брахот 33б.
[39] Коэлет 2:14.
[40] Там же.
[41] Мишна Тора, «Законы Раскаяния», гл.5.
[42] См. Месилат Йешарим, гл 1.
[43] Мишлей 1:7.
[44] Берешит 18:14.
[45] Ховот Алевавот, «Врата Постижения» гл. 5.
Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное согласие на публикацию.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»