Из цикла «Врата Света», темы: Дурное начало, Мудрость, Награда и наказание, Рав Хаим Бурштейн, Мусар, Богобоязненность, Самосовершенствование, Любовь к Б-гу, Рав Исраэль Салантер, Рав Ицхак Блазер
1.
Наш учитель великий мудрец рав Исраэль Салантер написал в одном из своих писем: «Все существующее в мире состоит из двух аспектов: причины и следствия, побуждения и результата… Каждая причина — следствие предшествующей ей причины… В конечном итоге — нет следствия, у которого бы не было породившей его причины, и нет причины, которая не была бы порождена предшествующей ей причиной». Таковы его чистые слова.
Всякому мудрому сердцем и обладающему пониманием ясно, что важность и значимость причин соизмеряется с их целью. Только цель определяет, сколько причин будет задействовано ради ее достижения и являются ли они вескими или малозначимыми. Служение благословенному Б-гу — это самая желательная, стоящая и почетная цель, которую только можно найти в мире, ибо исключительно ради нее Всевышний создал все Творение в целом и человека — его венец — в частности. Поэтому постараемся узнать и постичь причины, ведущие к достижению этой возвышенной цели.
Их мы найдем в книге Б-га, в словах Писания и в традиции, полученной от наших мудрецов, благословенной памяти. Мы обнаружим, что главная причина исполнения всей Торы и служения Всевышнему — это трепет перед Небесами. С ним связаны все пути, по которым человек направляет свои шаги, все поступки, замыслы и ухищрения, все многообразие его отношения к Б-гу и людям. В этом основа и корень всей Торы и заповедей. Царь Давид сказал: «Начало мудрости — трепет перед Господом…»[2], и такими же словами завершается книга Коэлет: «Смысл всего таков: перед Господом трепещи и заповеди Его соблюдай, ибо в этом весь человек»[3].
В трактате Йома Вавилонского Талмуда мудрецы повествуют: «Сказал рабби Йоханан: как следует понимать стих Писания: “Для чего деньги в руке глупца? Чтобы приобрести мудрость, когда нет разумеющего сердца?”[4] Горе ненавистникам мудрецов, которые изучают Тору, но лишены трепета перед Б-гом»[5]. А в Мишне в трактате Авот сказано: «Рабби Ханина бен Доса говорит: у того, чей страх перед грехом предшествует мудрости, мудрость сохранится; у того же, чья мудрость предшествует страху перед грехом, мудрость не сохранится»[6]. Талмуд повествует в трактате Брахот: «Сказал рабби Ханина от имени рабби Шимона бар Йохая: в сокровищнице Всевышнего не хранится ничего, кроме трепета перед Ним, как сказано: “Трепет перед Б-гом — сокровище Его…”[7]»[8]. Но еще глубже слова мудрецов в Талмуде в трактате Шаббат: «Всякий, в ком есть Тора, но нет трепета перед Небесами, похож на распорядителя, которому передали ключ от внутренних ворот, а ключей от внешних ворот не дали. Как же ему войти?»[9] Раши объясняет: «Если человек трепещет перед Небесами, он с воодушевлением изучает и соблюдает Тору; если же нет, то не может воспринять Б-жественное Учение». Здесь ясно сказано, что трепет перед Б-гом — это ключ к внешним воротам, с помощью которого можно отомкнуть врата, ведущие к Б-гу, Торе и служению.
В чем же сущность трепета перед Небесами — ключа, который открывает врата праведности и приводит к служению Всевышнему, исполнению Торы и заповедей? Известно, что существуют два аспекта трепета перед Б-гом, один из которых назван мудрецами Мусара «страхом перед наказанием», а другой — «трепетом перед вознесенностью». Вот что сказано в связи с этим в книге Ховот Алевавот: «Существует два аспекта трепета… Один из них — это страх перед наказанием и испытанием… Второй же — это трепет, вызванный постижением славы Б-га, Его возвышенности и величия…»[10] Также сказано и в книге Месилат Йешарим: «Страх перед наказанием — это один аспект трепета; трепет перед возвышенностью Б-га — это второй аспект… Страх перед наказанием означает, что человек боится нарушить повеление Всевышнего, поскольку за грех телу и душе установлено наказание. А трепет перед возвышенностью Б-га состоит в отдалении от греха и боязни его совершить из-за постижения великой славы Творца»[11].
Понятие страха перед наказанием включает в себя и опасение утратить бесценную награду за исполнение заповедей. Человеку следует не только трепетать перед Б-жественным наказанием за грех, но и усилить в своем сердце стремление к истинной награде за исполнение заповедей Торы, которая желаннее всех благ этого мира. Люди должны стремиться удостоиться Б-жественного благословения и награды, предназначенной для праведников за исполнение заповедей, которую даже «глаз не может узреть»[12], и бояться, упаси Б-г, потерять эту великую награду. В понятие «трепета перед возвышенностью Б-га» входит и любовь к Всевышнему, ибо и то, и другое — почти идентично по своей сути. Это разъясняется в Талмуде: «Двое учеников сидели перед Равой. Один из них увидел во сне стих Писания: “Сколь велико Твое благо, которое Ты хранишь для трепещущих перед Тобой…”[13] Другой увидел во сне: “И возрадуются все, полагающиеся на Тебя вечно; будут воспевать и радоваться Тебе любящие имя Твое”[14]. Рава сказал: оба вы — мудрецы и полные праведники, один — из трепета, второй — из любви»[15]. Но все же любовь к Б-гу выше трепета перед Его возвышенностью, что разъясняется в том же повествовании Талмуда: «Рабби Шимон бен Элазар говорит: совершающий свои деяния из любви более велик, чем действующий из трепета»[16].
И хотя наивысшая ступень страха перед Б-гом — это, вне сомнения, трепет перед Его возвышенностью, все же, как известно: «Трепет перед Всевышним — начало знания…»[17] Здесь имеется в виду именно страх перед наказанием. Великий праведник, наш учитель рав Хаим Виталь написал в предисловии к своей святой книге Эц Хаим: «Если человек желает очиститься и приблизиться к Творцу, его первым шагом должно стать обретение трепета перед Б-гом и страха перед наказанием. Однако трепет перед возвышенностью Б-га, можно обрести только через величие мудрости». Постигшие мудрость трепета сказали: без страха перед грехом не взойти на высшую ступень трепета перед вознесенностью Всевышнего. Так отметил Малбим в своем комментарии на Тору: «Мудрецы, постигшие тайны сердца человека, разъяснили, что невозможно сразу же подняться на высокую ступень трепета перед возвышенностью Б-га. Необходимо вначале обрести страх перед наказанием, а уже затем подниматься на наивысший уровень трепета перед Его вознесенностью»[18]. Наш учитель рав Исраэль Салантер писал в Игерет Амусар, что живущая в душе вера в то, что Господь судит, воздавая каждому согласно его поступкам, — это первый шаг к служению благословенному Б-гу.
Почему это так? Одна из причин — самая простая и очевидная для всех, обладающих мудростью. Невозможно с легкостью подняться на высшие ступени — совершенствование главного качества души непременно должно быть постепенным. Вначале следует обрести страх перед наказанием, а затем удостоиться трепета перед Б-жественной возвышенностью. А сейчас затронем еще одну основу, касающуюся путей обретения трепета. В древнем комментарии на книгу Рамбама о двух путях трепета: о страхе перед наказанием и трепете перед вознесенностью Творца, сказано следующее: «В Торе есть два стиха. Один из них указывает на то, что только трепет ведет к исполнению всех заповедей: “И теперь, Израиль, чего Б-г, твой Господь, желает от тебя? Только трепетать перед Ним и исполнять все Его заповеди”[19]. Второй же указывает на то, что, напротив, все заповеди даны нам только для того, чтобы с их помощью прийти к трепету перед Б-гом: “И заповедал нам Б-г исполнять все эти повеления, дабы трепетать перед Ним…”[20]»[21]. Между этими стихами Торы нет противоречия, ибо для обретения трепета необходимо пройти три основных этапа. Первый — это начало трепета, и он должен предшествовать исполнению всех заповедей, ибо трепещущий перед царем не решится нарушить его повеления. Об этом сказано в Мишне: «У того, чья боязнь греха предшествует мудрости, мудрость сохраняется»[22] Второй — это завершающий этап обретения истинного трепета перед Всевышним. Человек сможет достичь его, лишь исполнив все заповеди… Когда же он придет к этому уровню, то сумеет подняться выше, к любви к Б-гу, которая возникает только после обретения трепета.
Вот что это означает. В служении Творцу есть две составляющие. Первая — это поступки — исполнение Торы и заповедей: «Отдались от зла и делай добро»[23]. Вторая — это очищение мышления, состоящее из многочисленных уровней. Однако основа служения Всевышнему — это исполнение заповедей Торы: оно любимо и приятно Б-гу, а очищение мышления необходимо, чтобы довести служение до совершенства, как это подробно разъясняется в книге Нефеш Ахаим.
Страх перед наказанием коренится в животной — природной душе и свойственен каждому живому существу. Поэтому даже если человек следует за зловолием своего сердца, и его душа поражена и больна из-за преступлений и грехов, он не может избавиться от страха и боязни наказания. Страх предшествует исполнению заповедей, поскольку он — истинная причина устранения греха и преступления, обретения трепета перед Б-гом и стремления исполнить всю Тору и заповеди.
Но возвышенный уровень трепета перед величием Б-га возможен исключительно благодаря совершенному знанию и постижению разума. Материальные страсти, недостойные духовные качества и отвратительные пятна грехов и преступлений — это завеса, отделяющая людей от святости. И пока человек будет совершать дурное в глазах Б-га, нарушать Союз, заключенный с Ним, и восставать против Его воли, он не сможет внести в свою душу трепет и достичь возвышенного уровня. Для этого необходимо хоть немного освободиться от оков материальности, удалить оскверненные нечистотой одежды, отказаться от сомнительных наслаждений этого суетного мира и его презренных страстей, избавиться от недостойных духовных качеств, отделиться от телесной нечистоты и прийти к соблюдению и исполнению всей Торы и заповедей. Тогда он сможет расправить крылья трепета, подняться ввысь перед возвышенностью Б-га, понять и постичь Его истинную вознесенность, преисполниться трепетом перед величием Всевышнего и великолепием Его славы и взойти на высшую ступень любви и близости к благословенному Б-гу.
Получается, что основа достижения высочайших ступеней трепета перед возвышенностью Б-га и любви к Нему, — это соблюдение всей Торы и заповедей. Однако исполнение заповедей Торы имеет свою первоначальную причину, и это — страх перед наказанием.
Трепет перед Б-гом — не только причина, приводящая к соблюдению и исполнению всей Торы. Он — цель сама по себе, ибо его обретение является предписывающей заповедью: «Перед Б-гом, твоим Господом, трепещи…»[24] Мудрецы считают это повеление одной из 613 заповедей Торы. Рамбам в Сэфер Амицвот так описывает ее суть: «Эта заповедь предписывает обретение страха перед наказанием». И еще он подчеркивает: «Тора повелевает обрести страх и трепет перед Небесами, дабы мы не уподобились вероотступникам, следующим за зловолием своих сердец, считая все события, происходящие в мире, случайными. Мы должны постоянно испытывать страх перед наказанием. В этом и состоит суть заповеди Торы: “Перед Б-гом, твоим Господом, трепещи…”[25]»[26].
Эти слова Рамбама не отрицают необходимость достижения высшей ступени — трепета перед возвышенностью Творца. Ведь в начале раздела «Основы Торы» он пишет: «Почитаемый и грозный Б-г повелел возлюбить Его и трепетать перед Ним, как сказано: “И возлюби Б-га, твоего Господа…”[27] и: “Перед Б-гом, твоим Господом, трепещи…”[28] Но каков путь обретения любви к Всевышнему и трепета перед Ним? Когда люди вдумываются в Б-жественные деяния и видят Его удивительные творения, в них пробуждается любовь к Создателю… Размышляя об этом, человек сразу же падает ниц в трепете, осознавая, что он — мельчайшее творение, приниженное и темное…» А это — путь к трепету перед возвышенностью Б-га! Однако мы полагаем, что заповедь Торы «Перед Б-гом, твоим Господом, трепещи…»[29] в действительности включает в себя все виды трепета. Ведь здравый смысл настаивает на том, что следует испытывать и страх перед Б-жественным наказанием, и трепет перед Его возвышенностью. И везде, где мудрецы Талмуда упоминают трепет перед Небесами, они имеют в виду оба эти вида трепета, однако каждое упоминание о трепете необходимо понимать отдельно в его конкретном контексте.
В любом случае, когда мудрецы Талмуда назвали трепет перед Небесами ключом от внешних ворот, определив его как изначальную причину стремления к соблюдению и исполнению заповедей Торы (как объясняется в приведенном выше комментарии Раши), они, вне сомнения, имели в виду страх перед наказанием, являющийся изначальной причиной соблюдения заповедей и желания «соблюдать и исполнять все повеления Торы»[30]. Именно это имелось в виду в древнем комментарии, приведенном выше: начало трепета — это страх перед наказанием, ведущий к исполнению всех заповедей. Об этом сказано в Мишне в трактате Авот: «У того, чья боязнь греха предшествует мудрости, мудрость сохраняется»[31].
В словах наших мудрецов мы можем увидеть сокровенную тайну. В своей проницательности они уподобили трепет перед Небесами ключам, предназначенным отомкнуть врата Торы и служения, ведущие к Б-гу. Отсюда мы выводим, что, как невозможно без ключа открыть врата, запертые на железные замки и медные засовы, так и человек не в силах распахнуть дверь к соблюдению всех заповедей Торы, если у него в руках не будет ключа — трепета перед Небесами. Даже обладая знанием Торы, люди не смогут прийти к ее возвышенному исполнению, если не будут полны трепета перед Б-гом.
Наш учитель рав Исраэль Салантер, благословенной памяти, раскрыл в своем послании Игерет Амусар сущность доброго и дурного побуждений. Он говорит о том, что, возможно, дурное побуждение — это заключенная в человеке сила нечистоты, влекущая его к греху, а доброе побуждение — это сила святости, устремляющая его к добру; либо дурное побуждение — это страсти человека, обращенные к тому, что ему представляется притягательным в каждый отдельный момент времени, а доброе побуждение — это ясный разум, видящий суть явления при его зарождении… Из всего этого следует, что оба подхода верны. Дурное побуждение — это сила страсти, к которой примешан и дух нечистоты. А доброе побуждение — ясный разум, видящий нарождающееся, прозревающий вдаль и содержащий в себе силу святости.
Поскольку человек создан из «праха земли», его сердце обращено к материальным страстям и желаниям есть, пить и веселиться. Он приумножает имущество, ценит славу и власть, стремится к материальному, чтобы удовлетворить свое надменное сердце, жаждет всевозможных плотских наслаждений, к которым его устремляют приниженные душевные качества и презренные страсти!
При этом каждый день «побуждение помыслов его сердца только ко злу»[32]. Речь идет о дурном побуждении, имеющем духовную природу, которое царь Шломо, мудрейший из людей, описал как грозного могущественного царя, который осадил маленький город — тело, со всеми его многочисленными способностями, и ведет против него войну, чтобы его победить и захватить. Так сказано об этом в книге Коэлет: «Маленький город, и людей в нем немного, и пришел могущественный царь, и окружил его, и построил вокруг мощные осадные башни. Но в городе нашелся бедный мыслящий человек, который спас его своей мудростью, однако никто не вспомнил об этом человеке»[33]. Наши мудрецы в трактате Недарим так объясняют этот стих Писания: «“Маленький город” — это тело; “людей там немного” — это телесные органы; “и пришел могущественный царь и окружил его” — это дурное побуждение; “но в городе нашелся бедный мыслящий человек” — это доброе побуждение»[34].
Очевидно, что человек должен быть постоянно готов к сражению и с физическими влечениями, и с дурным побуждением души. Но чем же он сможет остановить бурю страстей, постоянно бушующую в нем, подобно морскому шторму, угрожающую поглотить его в глубочайшей бездне природных инстинктов и материальных вожделений? Какие средства он может применить в сражении с дурным побуждением — могущественным и грозным царем, которого ничто не может остановить? У злого начала нет ни жены, ни детей, оно не занято заботами о пропитании своей семьи, не обременено ничем преходящим и суетным. Не ленясь и не покладая рук, дурное побуждение только исполняет свой долг и реализует свое предназначение, для чего оно и было сотворено по воле Б-га и наделено всеми необходимыми способностями. Но каким образом человек, слабый, как червячок, с хаотическим мышлением и несовершенным разумом, обремененный заботами и хлопотами, дремлющий в объятиях лени, охваченный низкими страстями, пораженный слепотой и смятением сердца, сможет устоять в сражении против дурного побуждения? Только одно может ему помочь: трепет перед Б-гом и страх перед наказанием. Лишь трепет — надежная твердыня и вознесенная крепость, которая защитит от всех врагов и преследователей. Трепет обладает силой обуздать страсти и дурные намерения сердца, не позволяя им вырваться на волю, чтобы рушить и уничтожать, и укрепить руки, дабы успокоить бушующие страсти и в сражении с ними привести человека к победе.
Все это нам раскрыл мудрейший из людей, объяснив, что трепет перед Всевышним подобен стрелам для сражения с врагом в руке воина. В книге Коэлет сказано: «Радуйся, юноша, своей молодости, и пусть благоволит тебе твое сердце в дни твоей юности, и следуй путями твоего желания и видениям твоих глаз, но знай, что за все это Всевышний приведет тебя на суд»[35]. Наши мудрецы пояснили, что этот стих состоит из двух частей. Первая из них — это слова дурного побуждения, а вторая — доброго. Дурное побуждение соблазняет: «Радуйся, юноша…», а доброе напоминает, что «за все это Всевышний приведет тебя на суд»[36].
Мудрейший из людей — царь Шломо — объяснил суть и смысл этой бесконечной борьбы. Дурное побуждение нападает и осаждает, стоя на высокой скале, укрепившись на твердыне страсти, обозревая сверху все притягательные соблазны мира и его наслаждения; доброе же побуждение отступило в сторону, разбило лагерь напротив него, укрепилось на вершине трепета и взирает в высшие дали, трепеща перед наказанием от благословенного Б-га. Одна сторона расставляет ловушки, чтобы поймать человека в сети страстей, и нашептывает ему: «Радуйся, юноша, своей юности…» — пусть у тебя во рту всегда будет сладко от меда, не оглядывайся назад! Другая же сторона повергает ниц эти ухищрения силой трепета, взывая к человеку от имени Всевышнего: «Помни своего Творца в дни своей юности, ибо от Него наказание и воздаяние, и Он приведет тебя на суд за все сокрытое».
И вот что мы увидели. Даже если человек преисполнен трепета перед Небесами, он все же вынужден вести постоянную борьбу со своими страстями. Обладая трепетом, человек может победить и пересилить влияние злого начала, заставив его отступить, но если в его сердце пусто и в нем нет места для трепета перед Б-гом и страха перед Его наказанием, то он теряет всякую надежду выстоять в битве без лука и стрел, без меча и копья. Даже если доброе побуждение станет кричать и взывать, срывая голос непрестанным призывом: «Знай, что за все это Всевышний приведет тебя на суд!» — этот крик останется гласом вопиющего в пустыне, его никто не услышит, если только перед глазами человека не будет трепета перед Б-гом и он не будет охвачен страхом перед судом и приговором.
[1] Главу Врата Света שערי אור написал великий мудрец рав Ицхак Блазер, благословенной памяти.
[2] Теилим 111:10.
[3] Коэлет 12:13.
[4] Мишлей 17:16.
[5] Йома 72б.
[6] Авот 3:9.
[7] Йешаягу 33:6.
[8] Брахот 33б.
[9] Шаббат 31б.
[10] Ховот Алевавот, «Любовь к Б-гу», гл. 6.
[11] Месилат Йешарим, гл. 24.
[12] См. Йешаягу 64:3.
[13] Теилим 31:20.
[14] Теилим 5:12.
[15] Сота 31а.
[16] Там же.
[17] Мишлей 1:7.
[18] Малбим, гл. Итро.
[19] Дварим 10:12.
[20] Дварим 6:24.
[21] Мишна Тора, «Основы Торы», гл. 1.
[22] Авот 3:9.
[23] Теилим 34:15.
[24] Дварим 6:13.
[25] Там же.
[26] Мишна Тора «Основы Торы», гл. 2.
[27] Дварим 6:5.
[28] Дварим 6:13.
[29] Там же.
[30] Йеошуа 23:6.
[31] Авот 3:9.
[32] Берешит 6:5.
[33] Коэлет 9:14-15.
[34] Недарим 32б.
[35] Коэлет 11:9.
[36] Шаббат 63б.
Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное согласие на публикацию.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего