Из цикла «Даат тфила», темы: Природа, Служение, Еврейская молитва, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
«Это заблуждение свойственно множеству людей. Они считают, что все процессы в мире протекают согласно законам природы, которые вложил Создатель в нижние миры, и их (людей) старание и расторопность помогают (в достижении блага), а лень — вредит. Об этом сказано в книге Дварим (8:17): “Мощь моя и крепость руки моей принесли мне это богатство” . А еще они говорят, что все в руках судьбы, и нет разницы между праведником и злодеем, и нет ничего, кроме естественного хода вещей — ни добра, ни зла».
У всех этих представлений — один корень, хотя их последствия различны.
Первые утверждают, что все зависит от усилий человека. А вторые вообще отрицают возможность человека что-либо изменить. Но оба мировоззрения основаны на одном: восприятии природы как абсолютной реальности, над которой нет Творца, который по Своей воле позволяет ей продолжать действовать согласно своим законам, или же может отменить и изменить их — если Он пожелает отреагировать таким образом на деяния людей.
Очевидно, что в обоих случаях нет места для служения. Актом жертвоприношения или молитвы служитель Б-га выражает свое отрицание этих мировоззрений. Служение показывает, что человек способен изменить свою судьбу и положение всей Вселенной — именно через акт служения.
В противовес первому мировоззрению наше служение показывает, что не в силах человека самостоятельно восполнить свои недостатки и потребности. Сущность молитвы заключается в предстоянии человека как испытывающего нехватку, как зависящего от Всевышнего во всех своих нуждах и потребностях, как учили нас Мудрецы: «Пусть человек всегда представит себя бедным и предстанет перед Всевышним как нищий, молящий о помощи. И необходимо приучить себя к этому качеству. Даже если речь идет о богаче, ему следует думать о том, что ничего из его имущества не принадлежит ему по сути, и он постоянно нуждается в милосердии Творца, и склонит свое сердце и предстанет как нищий, особенно во время молитв, ведь это — залог того, что молитва будет принята» (Томер Двора 9).
Актом жертвоприношения человек отрицает свое самостоятельное существование и вручает его Творцу, вместе с «самостоятельным» существованием всей природы. Он умерщвляет ее, сжигает и поднимает к своему корню, и тем самым выражает отрицание ее существования как автономного субьекта. Она аннулирована по отношению к воле Творца.
А в противовес второму суждению, фатализму, служитель Б-га выражает своей молитвой об удовлетворении своих повседневных нужд веру в то, что в силах молитвы отменить приговор и изменить судьбу. «Ведь никогда не молился человек Всевышнему, чтобы дал Он ему благо или спас от зла… пока не верил во все чудеса, ибо все происходит вследствие изменения природы вещей, и никак иначе» (Рамбан).
В служение через жертвоприношения в Храме заложено указание и раскрытие того факта, что из этого места соединения высших и низших миров снисходит на мир изобилие благословения. И он — праведник, слуга Б-га, есть основа всего этого изобилия благодати. Все Вселенная получает воздействие от действий человека, и он производит в ней изменения, приближая или отдаляя ее от света лица Всевышнего.
В идолопоклонническом мировоззрении человек не в силах ничего добавить к деяниям Творца, к природе, и тем более отменить и исправить систему зла, — ведь она тоже дело рук Всевышнего. Но святая вера Израиля в том, что человек сотворен, дабы «исправить мир царствием Всемогущего».
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Густой паровозный дым
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Шестая глава книги воспоминаний А. Шапиро
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Евреи Шанхая в гетто.
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Доктор Яков Цацкис
Воспоминания известного хирурга и моэля доктора Якова Цацкиса, сделавшего десятки тысяч брит-мила уже взрослым русскоязычным баалей-тшува, о религиозном еврее рэб Менделе Москалике זצ"ל, тайно убитом КГБ
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Красная Армия оккупирует Литву, Латвию и Эстонию. Теперь на ешиботников можно навесить двойной ярлык: они не только "служители культа", но и "перебежчики", т. к. однажды уже предпочли Литву Польше, оккупированной Советами.
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
«Б-жественное Провидение пожелало спасти Тору и учёных мужей от гибели. Вот почему ещё двадцатью годами раньше Г-сподь одному ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплёл эпопею нашего спасения»